Четверг, 15.11.2018, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Ноябрь » 2 » Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
14:17
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова 
Суглобова Л.В.

 

 

В наши дни образование предъявляет большие требования к здоровью учащихся, так как состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, отражающим не только настоящую ситуацию, но и дающим точный прогноз на будущее.

Поэтому в начальную школу сейчас активно внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи:

 - сохранение  и укрепление здоровье ребенка; 

  -формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни;

  - приучение ребёнка к активной здоровой жизни.

 От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

Работа по формированию здорового образа жизни может реализоваться через проведение оздоровительных пауз во время уроков, внеклассную работу, внеурочную деятельность,  работу с родителями.

 При  проведении мероприятий по сохранению здоровья закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма

 Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии, по мнению профессора Смирнова Н. К.,-  это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Можно выделить следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

• Технология личностно-ориентированного обучения.

Учитывая особенности каждого ученика используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек (светофор), хлопания в ладоши. 

А групповая работа  направлена на возможно более полное раскрытие  потенциала ребёнка и в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

• Технология дифференцированного обучения

• Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности. Это позволяит снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;

• Технология рефлексивного обучения

даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

• Педагогика сотрудничества

помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов; Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать учитель, чтобы школьник на уроке находился в состоянии душевного комфорта. С удовольствием обращался   к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

• Технология игровых методов

Широко используется в практике уроки–игры, соревнования, конкурсы и другие,  которые позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

На уроках обязательной составляющей плодотворной работы является отдых. Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение необходимо проводить физкультминутки. Дети после  них становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе

 Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока, бывает целесообразным проведение  дважды за урок. 

Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,   в стихах. Нравится детям зрительная гимнастика. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. 

Предлагаю физкультминутки, используемые мною на уроках.                                 
 Физкультминутки.

1. 

- До пяти считаем - гири вынимаем.

- Сколько раз ударю в бубен - столько раз дрова разрубим.

- Сколько точек будет в круге - столько раз поднимем руки.

- На носочки встанем - потолок достанем.

- Наклонились только раз - столько уточек у нас.

- Сколько покажу кружков - столько выполним прыжков.

- Ягоды считаем - дружно приседаем.

2.

- Солнышко садится, садится и засыпает, солнышко встает, просыпается и улыбается.

- Высаживаемся на островок, загораем, закрываем глазки, отдыхаем. А вот и лебеди летят. Лебеди летят, крыльями машут, прогнулись над водой, качают головой, прямо и гордо умеют держаться, тихо на воду садятся.

3.

    Ча-ча-ча (четыре хлопка впереди)

Печка очень горяча (четыре полуприседания).

Чи-чи-чи (три хлопка над головой)

Печет печка калачи (подпрыгивают).

Чу-чу-чу (три хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (четыре приседания).

Чо-чо-чо (три хлопка над головой)

Осторожно, горячо (на месте ходьба).

4.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряженьем, 

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем,

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики.

5.

Поднимайте плечики, 

Прыгайте кузнечики.

Прыг, скок, прыг, скок… стоп.

Сели, травушки покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг, скок, прыг, скок… стоп.

6.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.


Медвежата мед искали, 

дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Медвежата мед искали.

А из речки воду пили,

А потом они плясали, 

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так, 

Выше лапы поднимали.

7.

Руки выше поднимаем, 

А потом их опускаем.

А потом их разведем

И опять писать начнем.

8.

После чтения с тобой

Покачаем головой.

А потом присядем дружно, 

Лень сейчас прогнать нам нужно.

Сядем, встанем и нагнемся,

Снова чтением займемся.

9.

Кот усатый, кот ученый

Учит деток танцевать.

Ногу влево, ногу вправо,

Один, два, три, четыре, пять (бегут на месте).

10.

Встали дети из-за парт, 

Руки вверх подняли, 

Раз -  хлопок, 

Два - хлопок, 

Ох, как мы устали.

Руки вверх, руки вниз, 

Глубоко вздохнули,

Раз - хлопок, 

Два - хлопок,

Вот и отдохнули.

11.

Веселый танец Тина,

Танцует Буратино.

Прыжок вперед, 

Прыжок назад.

И встали дружно в ряд.

Медленно - медленно, 

Быстро - быстро… стоп!

Топ - топ - топ.

Хлоп- хлоп - хлоп.

И новый поворот.

12.

Пчелки в ульях сидят (дети присели).

И в окошечки глядят (изображают очки).

Порезвиться захотели-

Друг за другом полетели (имитируют полет пчел).

13.

«Пень, ёлка».

Дети стоят около парт. По сигналу «Пень» прыгают на корточки, по сигналу «елка» поднимают руки вверх.

14.

«Аисты, бабочки, лягушки».

Дети стоят около парт. По сигналу учителя: «Аисты»- дети становятся на одну ногу, руки вытягивают в стороны. По сигналу: «Бабочки»- дети машут руками, как крыльями. По сигналу: «Лягушки»- дети приседают на корочки и прыгают на месте.

15. 

«Музыкант».

Дети произносят текс и изображают то игру на скрипке, то на барабане, при этом они скачут как зайчики и садятся на свои места. 

-Я на скрипочке играю, 

Тили - тили - тили.

Скачут зайки на лужайке, 

Тили - тили - тили.

А теперь на барабане,

Бум - бум - бум.

Трам - трам -трам!

В страхе зайки разбежались по кустам.

                   Комплекс упражнений пальцевой гимнастики.

- Сжать и разжать кулак под счет.

- Погладим котенка (до пяти раз каждой рукой).

- Покрасим забор (вверх - вниз, обеими руками, вправо - влево).

- Курочка пьет воду (руки на локтях, в лодочку).

- Качаем лодку (лодочка в кистях в горизонтальном положении).

- Пальчики поздоровались (друг с другом пальчики прижимаются вертикально).

                           Комплекс упражнений для рук.

- Подъем в гору- спуск с горы.

- Сыпать корм курам.

- Курица склевывает зернышки.

- Имитируют  игру на пианино.

Работа по сохранению физического и психологического здоровья ведётся и на занятиях кружка «Здоровейка». Эти занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения. После занятий школьники наиболее бережно относятся не только к своему здоровью, но и здоровью окружающих.Становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.

Предлагаю тематическое планирование кружка «Здоровейка» для первого клаccа.

1. Введение  "Вот мы и в школе".(8ч.)

1-2.    - Дорога к доброму здоровью. 

                    - Экскурсия в природу.

 3-4.    - Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

                     - Игры на свежем воздухе.

5-6.    - В гостях у Мойдодыра. (Стихотворение 

                     К. Чуковского"Мойдодыр").

          - Инсценирование отрывков из стихотворения

                     К.   Чуковского    "Мойдодыр").

7-8.    - Праздник чистоты "К нам приехал Мойдодыр" 

                        (текущий контроль-праздник)

           - Игры на свежем воздухе.

2.   Питание и здоровье. (8ч.)

9-10.  - Витаминная тарелка на каждый день. 

           - Конкурс рисунков "Витамины наши друзья и помощники"

11-12.   - Культура питания. Приглашаем к чаю.

              - Практическое занятие «За столом»

13-14.   - Ю.Тувим "Овощи" (умеем ли мы правильно питаться).

             - Сочинение сказки «Золотые правила питании» 

15-16.   - Как и чем мы питаемся. 

                     (Текущий контроль знаний - викторина).

                  -Общеразвивающие игры и упражнения.

                     Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».

3. Моё здоровье в моих руках. (14ч.)                                     

17-18.  -  Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.

             - Составление режима дня.

19-20 . -  Полезные и вредные продукты.

             -Встреча с медицинской сестрой школы.

21-22. -   Стихотворение Ю.Тувима "Овощи" 

             - Практическая работа «Приготовление овощного салата».

23-24. -  Экскурсия "Сезонные изменения и как их принимает человек".

25-26.  - Как обезопасить свою жизнь.

           - Составление памятки «Береги своё здоровье».  

27-28. - День здоровья "Мы болезнь победим - быть здоровыми хотим".

29-30.  - В здоровом теле здоровый дух.

                         (Текущий контроль знаний, викторина)

                -Игры на свежем воздухе.

 4. Я в школе и дома. (12ч.)

31-32. -   Мой внешний вид - залог здоровья.

            - Практическая работа «Одень куклу»

33-34.  - Зрение - это сила.

             - Составление памятки «Береги глаза»

35-36. -  Осанка - это красиво.

            - Общеразвивающие игры и упражнения.

37-38. -  Весёлые переменки. Отдых на перемене (беседа), 

                                                      разучивание игр.

39-40. -   Здоровье и домашние задания.

             - Составление памятки «Как надо выполнять 

                домашнее   задание». Игра «Какой ты ученик».

41-42. - Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим. ( Текущий контроль знаний.)

5. Чтоб забыть про докторов (8ч.)

43-44. -  Хочу остаться здоровым. 

            - Игры на свежем воздухе.

45-46. -  Вкусные и полезные вкусности.

           - Путешествие в пустыню Обжор. 

47-48. -  День здоровья  "Как хорошо   здоровым быть".

49-50.  - "Как сохранять и укреплять свое здоровье".

                (Текущий контроль знаний - круглый стол).

6. Я и моё ближайшее окружение (6 ч.)                                                

51-52.  - Моё настроение. Передай улыбку по кругу. 

             - Выставка рисунков "Моё настроение"

53-54.  -  Вредные и полезные привычки.

            - Анализ ситуаций. Решение задачи «Твой выбор»

 55-56. -  Я б в спасатели пошел". (Текущий контроль знаний - ролевая игра).

 7. "Вот и стали мы на год  взрослей" (8ч.)57-58. -  Опасности летом. Беседа. 

             - Правила опасности на воде (просмотр видеофильма).

59-60.   - Вредные и полезные растения (заочное путешествие).

              -  Кукольный театр: Русская народная сказка "Репка". 

61-62. - Чему мы научились за год. Итоговый контроль знаний - диагностика.   

 63-64.  - Экскурсия в природу.

  Итак, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в современном мире. 

 

Просмотров: 5 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт