Среда, 13.12.2017, 15:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Март » 6 » Увлекательные мастер-классы - продуктивный источник сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей
15:26
Увлекательные мастер-классы - продуктивный источник сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей

Воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 10» г. Курчатова
Локтионова Е. В
.

 

 

В своей деятельности я стремлюсь объединить творческую реализацию всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и их родителей (законных представителей). Особо ценной и продуктивной формой считаю мастер-классы, которые предоставляют широкие возможности для использования современных материалов, освоения новых изобразительных технологий. Осуществление данного опыта реализуется в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей, а также может быть использовано в учреждениях с приоритетным направлением по речевому, познавательному развитию и учреждениях комбинированного типа. При разработке концепций мастер-классов учитываю разнообразие тематического содержания, возможность использования нетрадиционных изобразительных технологий, современных материалов и оборудования в художественно-творческой деятельности. Мой педагогический опыт характеризуют качественные показатели результатов воспитательно-образовательного процесса  в ДОУ, активизация творческого потенциала педагогов, детей и их родителей, результативность участия  в конкурсах и фестивалях различного уровня. 

На современном этапе особенно важным является развитие у ребёнка-дошкольника воображения, способности к фантазии и творчеству, развитие творческих способностей, которые активно проявляются в продуктивных видах деятельности. Особо уделяю внимание мелкой моторики, умению контролировать свои движения, управлять ими, мастерить поделки из различных материалов. Важно способствовать реализации волевых усилий детей в различных видах деятельности. Активный пример взрослых, как педагогов, так и родителей, содействие и сотворчество является мощным стимулом к раскрытию творческого потенциала ребёнка, его мотивации к художественно-продуктивной деятельности. Все эти критерии эффективно реализую в такой современной, востребованной форме, как мастер-классы.
Основные противоречия и затруднения, разрешаемые с помощью данного опыта, -  это активизация родительской ответственности, инициативы, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, возможность выстроить конструктивные отношения между участниками образовательного процесса взамен родительской предвзятости, чрезмерной требовательности, контроля, переложения всей ответственности  на детский сад. Для ребёнка «открываю» ценность результативного рукотворного труда в сотворчестве друг с другом и с взрослыми.

Основная научная концепция организации мастер-классов состоит в эффективной реализации методологических основ ФГОС ДО: деятельностного подхода; личностно-ориентированного, исследовательского и рефлексивного подходов.
Только в деятельности можно реализовать активность ребёнка, направить его на познание и творческое преображение окружающего мира и достижения поставленной цели. Деятельность определяет активное отношение к окружающей действительности и способствует освоению образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, когда каждый ребёнок может самореализоваться и почувствовать радость творчества.

Ведущая педагогическая идея опыта – это реализация современной модели развития взаимоотношений детей и взрослых в современном образовательном процессе – содействие и сотворчество.

Ведущая цель взаимодействия при содействии с ребёнком – открытие ребёнком общечеловеческой культуры, освоение и присвоение культурного опыта. Педагог должен хотеть, и призван помочь ребёнку узнать, испытать, научиться. При этом особо активно развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, наглядно-образное мышление, репродуктивное воображение. Взрослый создаёт ситуацию развития и выступает инициатором, образцом, помощником, проводником в мир культуры. Ребёнок испытывает радость общения, удивление, интерес к открытию нового, удовольствие от своих достижений, а педагог желает помочь малышу сделать открытия, испытывает удовлетворение от достижения педагогического результата.
Сотворчество как открытие самого себя через другого человека. Ребёнок и взрослый хотят вместе узнать и создать что-то новое, интересное, необычное, полезное и красивое. Содержание совместной деятельности в сотворчестве - это внутреннее свойство, закономерности, причинно-следственные связи и отношения, способы их выявления, осмысления творческого применения в новых условиях. Дети и взрослые выступают равноправными партнёрами в общей, увлекательной для обеих сторон деятельности. Эмоциональная основа сотворчества – это со-радость, со-удивление, сопереживание и со-удовольствие от совместных открытий, достижений, общих результатов, продукта совместной деятельности. Результат взаимодействий и взаимоотношений – личностный смысл, самоактуализация каждого участника образовательных отношений.

Цель, которую я ставлю при организации и проведении мастер-классов:

Создание условий для полноценного творческого проявления участников мастер-класса и развития педагогического мастерства на основе организации предметного пространства, создания психо-эмоционального комфорта и креативной атмосферы. Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к личностному раскрытию, формирование художественно-эстетического развития детей, воспитание духовно-нравственного, патриотического начала.

Задачи: 

- развивать познавательные, художественно–эстетические и творческие способности детей  через проведение мастер-классов;
- воспитывать детей быть добрыми, отзывчивыми;
- создавать предметно-развивающую среду по данной теме;
 - обобщать опыт  работы по определенной проблеме;
 - передавать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности  действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
 - совместно отрабатывать методические подходы и приёмы мастера решения  поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- способствовать активизации рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказывать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и  формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;
- способствовать развитию навыков самостоятельной творческой деятельности;
- стимулировать развитие креативных возможностей и осуществления индивидуального подхода к детям, родителям и педагогам.

Форма и средства работы на мастер-классах:

- практические занятия, в которых сконцентрированы такие характеристики, как вызов  традиционной педагогике; личность преподавателя с новым мышлением; не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия; множество мнений.
- наглядно – демонстрационные – показ вариантов готовых изделий, частичный и  фрагментарный показ, демонстрация материалов инструментария и оборудования.
- активизирующее диалоговое общение с аудиторией.
- вариативный эксперимент и моделирование способов действия с материалами
- форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
- постановка проблемной задачи и решение её через проигрывание различных ситуаций.
- создание условий для включения всех в активную деятельность.
- формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться 
  участникам.

Методы и приёмы:

- словесные методы: мини-презентации, представления, рассказ, активизирующие беседы и диалоги;
- практические методы: метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями, экспериментирование  с материалами и оборудованием, практический показ этапов работы; целостный показ от начала и  до конца;
- наглядные методы: демонстрация, показ, иллюстрирование, видеоряд, видео презентации, фоторепродукции, наглядный показ.

Технология опыта:

     Проводя мастер-класс, никогда не стремлюсь просто передать знания. Стараюсь задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в саморазвитии. Все задания и действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Создаётся атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 
В мастер-классах приоритетом является живое общение с Мастером-изготовителем.
Основываясь на принципах воспитания и обучения, сочетаю современные педагогические технологии: личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, игровые и здоровьесберегающие. Доступность изложения материала, наглядность подачи практического материала, учет психических и возрастных особенностей детей являются важной методологической основой для реализации системы мастер-классов. 
Новизна в реализации опыта состоит в разработке новых технологий и правил их применения, в постановке и решении важных для современного момента педагогических задач.

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов, вооружения новыми изобразительными и творческими технологиями воспитанников и их родителей. Мастер-класс характеризуется как ярко выраженная форма ученичества у Мастера. То есть, Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: 

Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области; 
руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области; 
человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать; 
специалист, достигший высокого искусства в своем деле. 
Ближе всего для педагога два последних определения.

В современных условиях педагог-Мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации. Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. А поделиться своими знаниями, опытом и мастерством помогает такая эффективная форма работы, как мастер-класс.

Характерные особенности мастер-класса:

- передача и обмен опытом; 
- деятельностный подход (активная деятельность участников); 
- глубокое сочетание теории и практики; 
- смена деятельности;
- наглядность;
- образность;
- постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
- получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
- проводит яркая личность;
- нет назидательности;
- вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
- простота;
- доступность; 
- творчество; 
- инициативность; 
- мозговой штурм; 
- исполнение различных ролей; 
- креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая   
  неравнодушных людей; 
- возможность получить «толчок» к творческой деятельности; 
- рефлексивная деятельность. 

Специфика работы  Мастера и аудитории:

- в основе лежит новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся
стереотипы;
- внедряется метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести
обмен мнениями;
- выстраивается создание условий для включения всех участников в активную
деятельность;
- начинается всегда с постановки проблемной задачи и решение ее через проигрывание
различных ситуаций;
- используются приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и
участников мастер-класса;
- предлагаются формы, методы, технологии работы, а не навязываются участникам;
- представляется возможность каждому участнику отобрать для себя предлагаемый в достаточном объёме, разнообразный практический материал;
- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
- используются формы взаимодействия - сотрудничество, содействие, сотворчество, совместный поиск;
- обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной
деятельности;
- стимулируется познавательный процесс, отрабатываются условия по  планированию,
самоорганизации и самоконтролю педагогической  деятельности;
- осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-
класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности
каждого;
- это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы,
направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

 В ходе мастер-класса Участники:

- изучают разработки по теме мастер-классу;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. 

Тематика мастер-классов включает в себя:

- обзор актуальных проблем и технологий;
- различные аспекты и приемы использования технологий;
- авторские методы применения технологий на практике и др. 

Формула  мастер-класса:

успешная технология + компетентный специалист (Мастер) + доступность для коллег, детей, родителей+ интерактивность = Мастер-класс.

Для себя я выделила следующие «Золотые правила» проведения детского мастер-класса:
- дарить детям радость творчества, осознание каждого голоса, как авторского;
- вести ребёнка от собственного опыта к общественному;
- быть не «НАД», а «РЯДОМ»;
- радоваться вопросу, но  отвечать не спешить;
- учить анализировать каждый этап работы;
- конструктивно критикуя, стимулировать активность ребёнка.

Планирование работы мастер-класса

При планировании  работы мастер-класса  я определяю единую основополагающую  цель, достижению  которой подчинена вся деятельность. 
При подготовке мастер-класса определяю для себя следующие позиции:
- Какие аспекты своего опыта лучше представить в ходе мастер-класса?
- Каким способом лучше представить теоретические и практические наработки для   
 раскрытия темы мастер-класса?
- Как организовать коллективную интерпретацию представленного опыта?
- Какие методические разработки и иллюстрации нужно подготовить и представить для 
  участников?

Особенности мастер-класса:

- постановка проблемы и решение ее идет через проигрывание различных ситуаций;
- предполагается активная деятельность всех участников мастер-класса;
- создается атмосфера инициативности, творчества.

Мои позиции:

Проводя мастер-класс, задействую участников в процесс занятия. Все задания и мои действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Создаю атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении: 
1)    проявляю мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью участников мастер - класса;
2)    во взаимоотношениях с коллегами, детьми, родителями применяю определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю.
3)    сосредотачиваюсь на предмете разговора, владею мнемотехникой;
4)    обладаю навыками педагогической импровизации: умению работать по плану «в голове», привлекаю личный опыт, управляю незапланированными ситуациями;
5)    имею психологическую зоркость: выделяю людей из присутствующих, которые становятся моими помощниками; 
6)    обладаю коммуникативной культурой и чувством времени.
Особо обращаю внимание на:
- речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
- мимику, жесты, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
- пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников).

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
1.    Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
2.    Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
3.    Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета; способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
4.    Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
5.    Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
6.    Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
7.    Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
8.    Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
9.    Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

   Использование данных методических установок позволяет, на мой взгляд, обеспечивать качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов.
 На момент моего прихода в ДОУ «Детский сад  № 10», где реализовывался художественно-эстетический  приоритет, уже была внедрена такая форма работы с педагогами и с детьми, как мастер-классов с 2003 – 2004 учебного года. По заказу администрации, руководителя МАДОУ «Детский сад № 10» Исаевой Лии Николаевны я продолжила системную работу по проведению мастер-классов. Китайский философ Конфуций сказал: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Следуя этому, стремлюсь, чтобы педагоги не нуждались в постоянной помощи, чувствовали себя уверенными, были открыты творческому поиску, не боялись осваивать инновации и транслировать их своим воспитанникам и их родителям. Эффективным инструментом для того считаю системную работу по мастер-классам в ДОУ.
Первоначально мастер-классы были адресованы педагогам образовательного учреждения, которым давались творческие задания по мастер-классам, отслеживалось использование новых технологий при формировании экспозиций выставок ДОУ. Следующим этапом работы было использование мастер-классов для активизации креативности родителей воспитанников. Это направление показало свою эффективность, востребованность в лице педагогов групп, специалистов и родителей детей. 
    Для родителей  на группах созданы и функционируют мини-стенды, на которых меняется информация по рекомендациям, мастер-классам и новым технологическим приёмам.
 Интересным стало недавнее направление - детско-родительские мастер-классы. 

Проводя мастер-классы, применяю определенный стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения., мировоззрение, характер, темперамент. 
Мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений. Демонстрируя оригинальные методы освоения определённого содержания, несу идейный заряд, вдохновляя коллег на радостное сотворчество с детьми. Ведь испытывать чувство радости от сотворчества  с детьми - ценно.

На протяжении 2013-2014; 2014-2015; 2015-2016 учебного года воспитанники подготовительных групп (6-8 лет) показывают высокий уровень освоения программы по разделу «Художественное творчество» (рисование, лепка) – 89%. Дети стали более заинтересованы в освоении новых изобразительных технологий, проявляют фантазию и творчество в создании нестандартных образов; в качестве выразительных средств ими освоены цвет, линия, форма. Выпускники продуктивно работают парами и эффективно выполняют коллективные работы и творческие проекты; активно сотрудничают со взрослыми, проявляя собственную инициативу, любознательность.

На уровне педагогов ДОУ: 

Констатирую повышение заинтересованности в освоении новых и передовых изобразительных технологий. Выставочный процесс ДОУ шире представлен работами, содержащими элементы новизны, креативности, нестандартного подхода. Педагоги более продуктивно, уверенно и грамотно ведут работу с воспитанниками в рамках кружковой работы, факультативов, проектной деятельности, подготовки социальных акций, учитывая специфику детского творчества, возрастные и индивидуальные особенности детей, расширяя творческие горизонты и технологические возможности использования современных изобразительных материалов, оборудования и инструментов. Воспитатели групп смело вовлекаются в конкурсы различного уровня, привлекают родителей к совместному творчеству.

На уровне родителей (законных представителей):

Родители активно посещают мастер-классы, организованные по запросам воспитателей. Проявляя творческую инициативу, участвуют в конкурсах муниципального уровня, православных фестивалях детского творчества, смотрах-конкурсах ДОУ, оформляют развивающую предметно-пространственную среду групп и участков на территории ДОУ, охотно участвуют в пополнении материально-технической базы.
Реализуя системную работу по мастер-классам в различных направлениях, прихожу к выводу, что данная форма является современной, востребованной, продуктивной, с большими перспективами в дальнейшем развитии и совершенствовании.
Свой опыт считаю актуальным, возможным к использованию педагогами и специалистами различного уровня в собственной интерпретации и дополнении. 

Презентация>>>

 

 

 

Просмотров: 151 | Добавил: kurchatovgmk46 | Теги: дошкольное образование, обобщение опыта работы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт