Вторник, 21.11.2017, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Октябрь » 10 » Устный счёт, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в школе для детей с ОВЗ.
14:33
Устный счёт, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в школе для детей с ОВЗ.

Учитель начальных классов
МКОУ «Школа №7»
Сечная И.В.

 

Математика является одним из важнейших предметов обучения  детей  с  умственной  отсталостью и именно с ней они встречается каждый день в своей жизни. В задачи учителя школы для детей с ОВЗ входит формирование у обучающихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление равнодушия, инертности  мышления   умственно отсталых детей, а самое главное - подготовка их к самостоятельной жизни.

Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала удался,  и  чтобы  ученики были активны с первых   минут  урока.  А  задания, подобранные с расчетом пробудить у обучающихся интерес, подготовят  детей к восприятию нового материала, к решению далее предложенных задач и упражнений.

Обучающиеся школы для детей с ОВЗ плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы умственно отсталого школьника ждет работа в  обществе, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое  значение упражнений устного счета на уроках математики. Они должны служить развитию и укреплению навыков устного счета, возбуждать в детях интерес к вычислениям,  воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны личности у обучающихся  школы для детей с ОВЗ развиты очень слабо. В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса; укрепляются и расширяются познавательные интересы, обеспечивается усвоение нового материала. Из  опыта работы видно, что устный счет также оказывает  огромное влияние на продвижение умственно отсталых обучающихся в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.

         Задания по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой школы для детей с ОВЗ.

Существует несколько взглядов на методы подбора устных упражнений, их цели и задачи. Например,  Хилько А.А. считает, что устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установке. Они должны дополнять  ту часть урока, которой подчинены.

Сегалевич Е.Ф. указывает, что устный счет может иметь другие цели: закрепление пройденного, подготовка обучающихся к восприятию нового, повторение пройденного материала.

В действительности же учитель сам должен ставить цели и задачи устного счета с учетом тех или иных особенностей класса. Опыт подсказывает, что для развития интереса у детей к устному счету учитель должен разнообразить виды упражнений. Для этого нужно заранее представлять себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок удержать неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать положительное отношение к уроку. Экспериментально доказано, что умственно отсталые дети запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональных отклик, побуждает к переживанию.

Правильное  проведение  устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от обучающихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы обучающиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о  величине и форме предметов, о расстоянии между ними и т. п.

При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, т.к. один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.

    При планировании  учитель должен  учитывать, что  основными  целями данного этапа урока   является:  

1) достижение  поставленных целей урока; 

2) развитие  вычислительных навыков;  

3) развитие устной речи обучающихся, приучение их к умению вести дискуссии;

4) расширение  знаний обучающихся об окружающем мире;

5) воспитание чувства товарищества и взаимовыручки; формирование навыков культурного поведения.

    Так как  устный счёт это этап урока, то он имеет  и свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для работы  на  уроке;

2) контроль учителя за состоянием знаний обучающихся;

3) психологическая подготовка обучающихся к восприятию нового материала;    

4) повышение познавательного интереса.

Кроме  того,  при проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

1) упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

2) задания должны быть разнообразными;

3) тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее;

4) к устному счету должны привлекаться все ученики;

5) при проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки.

       Для  проведения  устного счета   можно  подобрать задания  следующего  характера:

1) задания на развитие и совершенствование внимания. Например, найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

2) задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например,  посчитайте сколько линий.

3) задания на развитие наблюдательности. Например, найдите закономерность, что лишнее?

4) устные упражнения с использованием дидактических игр.

5) задания на вычисления;

6) задания на смекалку. Например,  решите задачу: за неделю курица снесла 6 яиц, а петух – 4 яйца. Сколько всего яиц снесли за неделю?

7) простые арифметические задачи.

Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
Виды упражнений для устных вычислений:
1). Нахождение значений математических выражений.
    Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать    числовые математические выражения и буквенные, при  этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение   полученного выражения, например:
- найдите разность чисел 100 и 9.
- найдите  сумму  чисел  100 и 9.
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 100 минус 9; 100 минус 9;
- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность;
- найти разность чисел 100 и 9
- уменьшить 100 на 9 и т.д.
 Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
 Выражения могут включать одно и более действий, например:
    47 + 23 – 56=              400: 8 · 5=   и  др.
 Могут быть со скобками или без скобок: (90 – 42) : 8=  или  90 – 42 : 6= 
 Также выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными
числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-400)
 и т.д., с  величинами, полученными при измерении  2м -15см.  
   Выражения можно давать и в форме таблицы:

Уменьшаемое 120 104 133 144

Вычитаемое     80   14   10   20

Разность            ?     ?     ?     ?

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у обучающихся твердые вычислительные навыки.

2). Сравнение математических выражений. 

   Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше:          Например:      20+7…20+5     или      20·8…18·10                       

      Главная цель  таких упражнений  – способствовать  усвоению    теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3). Расставить знаки действий  или числа:

      20 ? 30=50        90+?=100

      80 ? 40=40        70-?=40

4) Найти неизвестное слагаемое:   200+ х=237,  27+х= 627.

      Как найти неизвестное слагаемое?

 5) Для устной работы предлагаются и простые   арифметические задачи. Они  включаются с целью выработки умений решать задачи.

   6) Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

    7) Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например,  посчитайте сколько линий.

   8) Задания на развитие наблюдательности: найдите закономерность, что лишнее?

    9) Устные упражнения с использованием дидактических игр.

 В  целом устный счет по внешним формам может быть разделен на 3 группы: 

1) Счет в уме, когда обучающиеся воспринимают данные числа на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями. Это слуховые упражнения.

2) Запись учителем примеров на доске, в то время как обучающиеся решают их устно и записывают ответы в тетрадь. Это зрительные упражнения.

3) Устный счет при помощи таблиц, плакатов, фигур и других наглядных пособий.  Учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями. Это зрительно-слуховые упражнения.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения тех или иных анализаторов, память ослаблена, внимание не сосредоточено. Для большей эффективности занятия по устному счету нужно использовать зрительно-слуховые упражнения.

     Таким образом,   устный счет активизирует познавательную  деятельность учащихся  на уроке, он способствует общему развитию ученика. При их выполнении активизируется и  развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить обучающихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала и  в-четвертых, он повышает интерес  обучающихся  к  математике.

                                               Литература

1. Ф.Р. Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы, -М.:ВАКО,2007,-128 с.-(Мастерская – учителя).

2. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя/ М.Ю. Шуба.- М.: Просвещение. 

3. М.Н.Перова, В.В. Эк  Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе, Москва «Просвещение» 1993.

4. Некоторые вопросы обучения и воспитания  учащихся вспомогательной школы: Йошкар-Ола. 1993 год.

5. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Под      редакцией В.В. Воронковой. Книга для учителя./ Москва «Школа – Пресс», 1994.

Просмотров: 38 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт