Воскресенье, 25.02.2018, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Февраль » 25 » Урок развития речи (по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»)
09:13
Урок развития речи (по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»)

Учитель русского языка и литературы
МБОУ" СОШ №4"
Поповичева Н.Н.

 

Тема: зимний день.
Цель урока:  
•    показать  учащимся  художественные  особенности  картины:
•    подготовить учащихся к сочинению, активизиро¬вать  лексику  по теме "Зима":
•    воспитывать чувство прекрасного через зна¬комство с картинами художников.
Оборудование:    а) портрет И. Э. Грабаря;
                              б) презентация;
                              в) раздаточный материал; 
                              г) книжная выставка;
                              д) словарная работа в цвете.
Слово учителя. Внимательно посмотрите за окно и скажите, что вы видите?
На фоне февральского дня какие предметы привлекли ваше внимание?
      -Улыбнувшиеся дома.
     - Повеселевшие прохожие.
     - Я обратил внимание на березы,  старающиеся дотянуться своими ветвями до окна, постучать и сказать:  «Обратите внимание на нас».
С. Есенин тоже не мог пройти мимо увиденной красоты, поэто¬му и родилось стихотворение "Береза”.  Давайте вспомним четверостишия.
Коллективное прочтение стихотворения.

                                     Белая береза
                                     Под моим окном
                                     Принакрылась снегом,
                                     Точно серебром.
                                     На пушистых ветках
                                     Снежною каймой
                                     Распустились кисти
                                     Белой бахромой.
                         
                                     И стоит береза
                                     В сонной тишине,
                                     И горят снежинки
                                     В золотом огне.

                                     А заря, лениво
                                    Обходя кругом,
                                    обсыпает ветки
                                   Новым серебром.
Какой мы увидели есенинскую березу?
    Морозный зимний вечер. Очень тихо. У окна поэта стоит принакрывшаяся снегом береза. Ветки у березы пушистые. Снег улегся на них «снежной каймой». Кисти веточек похожи на белую бахрому. Свет от  окна поэта падает на березу, и поэтому видно, как «горят снежинки в золотом огне».  
Какие художественные средства поэт использует, чтобы передать  красоту природы?
          Сравнения, эпитеты, метафоры.
Красота природы волнует не только поэтов. Она будоражит души и сердца художников. Но они изображают увиденное с помощью художественных средств изобразительного искусства.
Кисти, холст, краски ...
Что еще нужно художнику?
Зоркий внимательный глаз, талант и большое мастерство. 
Об одном из таких мастеров своего дела и пойдет речь.
   Слово о художнике.  (Сообщение ученицы с презентацией).
Имя этого художника - Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960гг.)
Долгую жизнь он прожил, многое успел сделать:    принести
радость людям своими картинами. Очень любил нашу северную природу  и  любил  писать  ее.  Его  можно  назвать  художником – 
пейзажистом, хотя он писал и натюрморты, и портреты.
У каждого художника, у каждого человека есть свое люби¬мое время года. Любимое время года Грабаря - ранняя весна или поздняя зима.
Учитель. На картине, которую мы будем сегодня описывать, тоже изображен самый последний месяц зимы - февраль.
 Восприятие картины.
Ваше первое впечатление?
 - Много солнца, воздуха.
 - Ничего особенного не изображено – стоят березы, деревья.
 - Без листьев даже.

Учитель. Сегодня на уроке у нас присутствуют поэты: А. С. Пушкин, П. А. Вя¬земский,  Н. А. Некрасов,  И. А.Бунин.
Что они скажут, глядя на эту картину (на столах лежат четверостишия из стихотворений поэтов; учащиеся зачитывают)
                 Под голубыми небесами
                 Великолепными коврами,
                 Блестя на солнце, снег лежит.
     А. С. Пушкин.
      "Зимнее утро"

                     На празднике зимы красуется земля.
                      И нас приветствует живительной улыбкой
                           П. А. Вяземский.
                            "Первый снег".

                   Еще и холоден и сыр
                   Февральский воздух,
                    Но над садом 
                   Уж смотрит небо
                 ясным взглядом.
 А. И.  Бунин.
   "Родина"

                Улыбкой ясною природа 
                Сквозь сон встречает утро года;
                 Синея, блещут небеса
                                       . . .  
                                       А. С. Пушкин
                                        «Евгений Онегин»
Несколько строк, но как ярко, образно. Этому нам надо научиться.
Какою же целью задался художник, создавая свое полотно?
- Показать красоту им увиденную, взволновать этой красотой нас. Он как бы говорит: «Посмотри же, как красиво, какие березы, полюбуйтесь ими. Как хорошо зимой, когда светит солнце и лежит снег».
Цель нашего урока - увидеть эту красоту, достойно оценить картину, найти художественные средства, для то¬го чтобы передать красоту пейзажа  И. Э. Грабаря.
 История создания картины.
(Рассказ ученика.)
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по строению ветвей.  Когда я взглянул на верхушку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Если бы хотя десятую долю этой красоты передать, то эта будет бесподобно".  –  подумал  я.
Учитель. Эту цель ставил перед собой И. Э. Грабарь, когда писал свою картину. Эту цель перед собой ставим и мы, приступая к описанию картины
   Беседа по картине.
  Какой день изображен на полотне?
         Холодный. Такой, какой бывает в середине зимы? Нет, солнышко уже теплее зимнего, ветки освободились от снега, воздух весь голубой. Лес вдали, хотя и темный, но уже с желтовато-лиловым оттенком.
Февраль - последний зимний месяц. Солнышко не утерпело, выглянуло и тихо, без хлопот, принялось за работу. Под сол¬нечными лучами при легком морозце безоблачное небо улыбну¬лось и разлило свои голубые краски повсюду; белый снег (каким?) голубым сделался, тени берез (какие?) - голубовато-си¬ними, даже стволы берез пропитались голубым воздухом и сде¬лались как бы воздушными.
Обратим внимание на композицию картины.
1.    Что изображено на переднем плане?
    Группа берез, на залитой солнцем поляне.
         А на заднем?
   Густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи.
2.    Почему, несмотря на то, что в центре картины береза, художник назвал свое полотно не "Береза", а "Февральская лазурь»?
   На ней изображен прекрасный солнечный февральский день.
3.    Березы изображены снизу. Почему?
Березы кажутся  большими, высокими, гордыми, независимыми, величественными.
4.    Снизу – вверх.Только ли в березах дело?
Снизу видны все цвета сразу – ствол берез, и ветвей, и небо.
5.    Какие же краски увидел в природе и стремился пере¬дать на полотне И. Грабарь?
Тени на снегу – сапфировые, синевато – голубые; небо -  лазоревое, лазурное.
А снег?
Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег?
Попробуй одной белой - и правда выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и ро¬зовую. И вот теперь снег заискрился на солнце, засверкал.
(Звучит легкая музыка.)

Так кто же сказал, что зима бела, мертва? Что нет кра¬сок у зимней природы? (Словарная работа в цвете). Посмотрите, послушайте, как ликует, как торжествует зимний февральский день.

(Звучит музыка Чайковского "Февраль".)
На фоне музыки слова.
Это Природа празднует небывалый праздник лазоревого не¬ба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Какое же настроение возникает у нас, глядя на эту кар¬тину, слушая музыку?
Радостное, праздничное. Все это будит желание, как можно дольше наслаждаться и любоваться красотой природы.
Составление плана.
 Вспомним, по какому плану вели беседу?
                  План.
1.    Грабарь – автор картины «Февральская лазурь».
2.    Описание февральского дня:
                а) березы;
                 б) небо;
                 в) снег;
                 г) вид на горизонте.
   3.  Впечатление, которое производит картина.
Работа над словом.
Задание:  вставьте подходящие по смыслу прилагательные,
объясните правописание орфограмм.
Радос..но устремились в звонк…  лазурь неба (тонкие) бере…ки. (Молодые) бере…ки     ро...ко     жмут…ся к своим (старшим) сестрам. (Голубые) тени от стволов   по…черкивают белизну снега.

Работа над составлением предложения.
У меня в руках волшебная палочка. Волшебное свойство она имеет: все неживое превра¬щать в живое. Сейчас мы это проверим. Я буду ею прикасаться к предметам, а вы будете их соотносить с предложениями, за¬писанными на противоположной доске.  
Зима седая                                        В ветвях плетут корзины.                           
Лазурь небесная                               Уснул.
Лучи солнца                                      Застыли в хороводе.
 Ветер резвый                                    С улыбкой яркой и ослепительным           
                                                               лицом
Березы                                              В дневном воздухе разлит.
Мороз трескучий                                Смеется. 

     
Задание: есть конец предложения, но нет начала, подумайте над началом, чтобы предложение приобрело смысл.
(Стволы у берез белые),    будто обмазаны молоком.
(Ветви деревьев похожи на)   тяжелые взмахи крыльев лебе¬дей.
(Листья),  как желтое кружево, переплелись меж ветвями деревьев.
Какие художественные средства языка оживили наши пред¬ложения?
Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты .
О чем мы еще должны помнить при написании сочинения?
О синонимах.
Не забудьте при написании сочинения заглянуть в свои словарики.

Подведение итогов.
Домашнее задание:   написать сочинение.

Просмотров: 610 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт