Среда, 05.08.2020, 11:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Меню сайта
Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Ноябрь » 15 » Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
15:17
Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Учитель французского языка
МБОУ "СОШ №4"
Кубова Н.В.

 

 

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желающими знать и уметь больше, чем предусмотрено программой ,задача учителя .Исходя из задач, поставленных перед школой, возникла необходимость систематизировать работу с одаренными детьми, выстроить её на научной основе. 

   Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.  Понятие «одаренный ребенок» означает учащегося, склонного к активной познавательной деятельности.
Смысл работы с одаренными учащимися:
- способствовать развитию каждой личности;
- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
- способствовать развитию общества в целом, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.      
Одарённые дети:
-    имеют     более     высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления;
-   имеют доминирующую активную познавательную потребность; 
-   испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 

          Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
1.Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и продолжается в среднем и старшем звене. 
Работа с одарёнными и способными  детьми, их поиск и развитие является для меня одним из важнейших аспектов деятельности.
Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование  технологий личностно ориентированного обучения: внутриклассной и уровневой дифференциации, проектного обучения,  игровых, проблемных, интерактивных и др. технологий. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.

 Стараюсь построить урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Направления работы с одаренными учащимися:

- диагностико-ориентированное направление;

- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;

- поддержка учащихся – участников и победителей олимпиад;

- организация научно-исследовательской деятельности по направлениям.


Этапы работы с одаренными учащимися:
- подготовительный
Цель: 
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи: 
- Изучение нормативной базы. 
- Планирование работы с одаренными учащимися. 
- Распределение обязанностей
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

На этом этапе совместно с психологом школы проводится  диагностика обучающихся, проявляющих интерес и способности в изучении французского языка. Диагностируются задатки и склонности личности, уровень самооценки и творческого мышления, выявляются предпочтительные виды деятельности и склонность к лидерству.

 – аналитический
Цель: 
Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

На данном этапе работа планируется по ступеням обучения.

1 ступень (начальная школа) — при  выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

    Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают  навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно  организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный   на   развитие      познавательных способностей учащихся,   предложить   такое   количество   дополнительных образовательных услуг,   где  бы   каждый  ученик  смог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности.
Мне хочется, чтобы малыши не только получили определённые навыки во французском языке, но и оставались чуткими, отзывчивыми, непосредственными, дружными, чтобы занятия французским языком способствовали их нравственному и творческому развитию.
Обучающиеся начальной школы знают много стихов, песен, считалок. Они с удовольствием выступают на утренниках, участвуют в концертах.
В работе с малышами я использую различные формы работы. Одним из способов, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной, я считаю проектную работу. На начальном этапе обучения я обучаю малышей работе над проектами. Первые два-три года изучения французского языка, малыши выполняют микро-проекты, учатся культуре общения ,они узнают как поздравить друг друга с Днём рождения, купить игрушку, продукты, как правильно позвонить по телефону, поговорить с врачом, составляют тематические альбомы, коллажи ,рисуют постеры и открытки. Высокие показатели качества знаний обучающихся начальной школы формируют стойкую положительную мотивацию к изучению французского языка, позволяет выявить одарённых детей.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно,  сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим предлагаю обучающимся посещать кружок «Занимательный французский»,
театральный кружок «Клуб любителей сказок».

Содержание работы для данного возраста: формирование навыков научной организации труда, вовлечение в активные формы познавательной деятельности, формирование познавательного интереса, выявление способных учащихся.

II ступень  (5-7 классы) – это этап творчества. Моя деятельность направлена на совершенствование навыков научной организации труда и формирование познавательного интереса. На этом этапе обучения особое внимание я уделяю созданию условий для развития творческого личностного потенциала. Целью обучения становится развитие способности и готовности к адекватному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения. Именно в этот период начинаю с учащимися индивидуальную работу по выполнению первых исследовательских и информационных проектов.

III ступень (обучающиеся 8-9 классов) – развивающий этап. Продолжаю развитие навыков научной организации труда, расширение познавательного интереса и формирование исследовательских навыков. С учётом этих тенденций я обеспечиваю обучающимся широкий доступ к информации в различных областях.

 IV ступень  (обучающиеся 10-11 классов) выходят на самостоятельное применение  исследовательских умений и навыков в учебной и внеучебной деятельности. Почти все обучающиеся старших классов работают над индивидуальными   проектами, выставляют их на конкурсы и выступают с их защитой на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня. Блок предметов на французском языке готовит обучающихся к межкультурной коммуникации, позволяет расширить опыт межкультурного общения. Дети приобщаются к великой культуре Франции, её истории, литературе, обычаям и традициям. Позитивная динамика качества знаний на старшей ступени обучения подтверждает, что работа над индивидуальным проектом является одним из уникальных форм обучения.

 III этап -  организационно -деятельностный.
Цель:
Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.
В нашей школе  работает образовательный проект «Одарённые дети». Учителя, работающие с одарёнными детьми, применяют необходимые приёмы для развития способностей учащихся. Социальный педагог и психологическая служба школы предварительно проводят анкетирование по выявлению нетрадиционного мышления детей.  Каждый ребёнок имеет Портфолио, где собраны грамоты за достижения в учёбе, а также участие в различных мероприятиях: кружках, семинарах, олимпиадах. Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости  ребёнка и делаются соответствующие выводы.

IV этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Цель: 
Апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи: 
 -Диагностика склонностей учащихся. 
 -Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, по основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. 
Самыми актуальными формами моей работы с одаренными детьми являются:
-       творческие мастерские;
-      кружковая работа;
-       занятия исследовательской деятельностью;
 -     ШНО «Эрудит»
-       конкурсы
-    научно-практические конференции;
-       участие в олимпиадах;
-      работа по индивидуальным планам.


Ежегодно в нашей школе проводятся предметные олимпиады для учащихся 4-11 классов. Победители школьного этапа участвуют в муниципальном туре, представляют город на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников.  Учащиеся  принимают участие и имеют призовые места в научно-практических конференциях, в муниципальных творческих и исследовательских конкурсах.
Традиционным для нашей школы является проведение предметной  недели иностранных языков.  Вместе с  обучающимися, мы выпускаем тематические электронные и стенные газеты, участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод французских стихотворений, викторинах, посвященных страноведению или значимым датам французско-русских отношений, организуем концерты для младших классов и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. 
Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников  представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Исследовательская  работа в научном обществе «Эрудит» даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
-    развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
-    формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

-    даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

-     воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

-    благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми  приносит свои  результаты.

Презентация>>>

Просмотров: 294 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Телефоны доверия
  • Ребенок в опасности 8(4712)70-29-87
  • Телефон доверия следственного управления 8(4712)70-36-73