Вторник, 21.11.2017, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Февраль » 3 » Речевая готовность ребёнка к школе
16:00
Речевая готовность ребёнка к школе

Учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №5" г Курчатова
Бутылина Н.А.

 

 

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного состава.
5. Сформированность грамматических систем.
6. Владение связной речью.

1.Правильность произношения звуков.

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа "сыплёнок” вместо “цыплёнок” или “калтина” вместо “картина”).

Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребёнка самостоятельно назвать все приведённые ниже картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребёнок часто произносит звуки более отчётливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.

Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие ( с, сь, з, зь, ц ), шипящие (ш, ж, ч, щ ), а также ( р, рь, л, ль, й ). Каждый из этих звуков находится в трёх положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребёнком.

Приведём название всех картинок:
с- сук, коса, автобус ; сь - сетка, осёл, гусь; з - зонт, коза; зь -земляника, обезьяна; ц - цапля, кольцо , огурец; ш - шуба, шишка,
душ; ж - жук, ежи; ч - чайник, бочка, ключ; щ - щётка, ящик, клещ; р - рука, арбуз,тигр; рь - репа, гриб, фонарь; л - лук, волк , стол;
ль - лента, кошелёк, соль; й - яблоки, майка, змей.

Если в процессе обследования будут выявлены звуковые замены , то их необходимо устранить до начала обучения ребёнка
грамоте. ( Следует иметь в виду , что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков должны исчезнуть не позднее, чем к 5-6 годам ).

II. Умение различать звуки речи на слух.

Чёткое различие на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого
слова предполагает умение определить ( то есть “ опознать” ) каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми , то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при не различении на слух звуков ( б и п ) он не будет знать какая первая буква ( б или п ) должна быть написана в слове булка или в слове потолок.

Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова мишка и миска он может различить только при условии чёткой дифференциации звуков ( с) и ( ш ), поскольку все остальные звуки в словах одинаковы.

Для получения правильного результата исследования необходимо соблюдать следующие условия :
1. Картинки называет взрослый, а ребёнок лишь молча на них показывает.
2. Картинки называются лишь одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
3. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребёнка возможности ориентироваться на какой-то определённый порядок в показе картинок.
4. Нижняя часть лица взрослого закрывается листом бумаги, так как некоторые звуки ( например С и Ш, 3 и Ж ) не различаемые ребёнком, могут быть им узнаны по положению губ.
5. Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.

Для правильной оценки результатов проверки нужно внимательно наблюдать за поведением ребёнка в процессе показывания картинок . При отсутствии затруднений в слуховой дифференциации звуков он будет показывать картинки спокойно и уверенно, даже если одна из них называется несколько раз подряд. При не различении же или неустойчивом различении звуков ребёнок будет колебаться , вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Ниже приведены картинки для проверки слуховой
дифференциации звуков.
с-т санки - танки
с - ш миска - мишка
с - ц свет - цвет
п - б почка - бочка
к - г корка - горка
р - л рожки - ложки
рь - ль Марина -малина
р - й корка - койка
т - д точка - дочка
ш - ж Саша - сажа

Следует иметь в виду , что при нормальном ходе речевого развития различение всех этих звуков, а, следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. 

Кроме того, важно знать, что именно не различение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи , а в дальнейшем и в письме. Так что трудности слуховой дифференциации звуков должны быть преодолены до начала обучения ребёнка грамоте.

Ill .Звуковой анализ слов.

Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. О проверке именно этих форм анализа и идёт здесь речь.
Задание 1.

Выделение звука на фоне слова.
Есть ли звук ( р ) в слове роза ? ( картина, сыр, лампа, ворона, ландыш, ветер)
Задание 2.

Определение места звука в слове ( в начале, середине, конце) В каком месте слова находится звук ( ш ): шум, мышка, душ.
Задание 3 .

Выделение звука из начала и конца слова.
Какой первый звук в слове астра ? ( улица, осень )
Какой последний звук в словах: окно, метла, кенгуру?
Затем даётся задание на выделение согласного звука из начала и конца слова.
Какой последний звук в слове лук? (шар, слон, шкаф)
А какие первые звуки в этих же самых словах?
Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов.

Тест “Пиши кружочками “

Оценка фонематического слуха.
Предложите ребёнку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками.
Например, слово “суп” надо изобразить тремя кружочками: 0 0 0
Диктуете ребёнку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Набор слов : ау, рука, сок, звезда, весна.
Если ребёнок выполнил все схемы правильно или 4 из 5-и это тоже хороший результат.

Тест “ Чтение схем-слов “

Оценка фонематического слуха.Предложите ребёнку картинки на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка ) и записаны схемы этих слов в виде кружочков ( по количеству звуков в каждом слове ). Задача ребёнка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово “волк” соответствует схеме из 4-х кружочков, а слово “ дом “ из 3-х. Если вы убедитесь в том, что ребёнок понял задание, показываете ему рисунки и просите соединить рисунок каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят. Ребёнок 6 лет все связи определяет правильно ( допускается одна ошибка ).

IV. Словарный запас.
Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть
представлены все основные части речи-существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова (типа: одежда, обувь, посуда, животные, птицы, овощи, фрукты и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

 Для исследования словарного состава применяется целый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или
отсутствие у ребенка определенных слов. 

Вот наиболее распространенные из этих приемов: 
-называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);
- нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;
- подбор признаков к определенному предмету;
- подбор возможных действий к предмету;
- подбор предметов к заданному действию;
- подбор синонимов (слов, близких по значению);
- подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.;

Задание №1.
-Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
-Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
-Какие ты знаешь деревья, цветы?
-Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
-Какую ты знаешь мебель?
-Какую ты знаешь посуду?
-Какую ты знаешь одежду, обувь?
Задание №2.
Перечислить все изображенные на картинках предметы (например: яблоко, груша, апельсин, мандарин, виноград), а затем назвать их одним общим словом (фрукты).
Задание №3.
Без опоры на наглядность назвать, одним словом, перечисленные отдельные предметы:
а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака ;
б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, слон и т.д.
Затем задание усложнить:
Назвать 3-4 из перечисленных предметов группы, а остальные предметы, уже после подбора обобщающего слова, ребенок называет самостоятельно (например, стол, стул, кровать мебель; диван, тумбочка, шкаф и т.д.)
Для проверки наличия в словаре ребенка глаголов предложите ему ответить на такие вопросы:
-Кто как передвигается?
Человек-.... , птица-........., рыба-....., змея-.....
-Кто как голос подает?

Корова-...., собака-......, кошка-..... , соловей-.....
-Кто как ест?
Собака кость.... Кошка молоко........Курица зерно......
-Кто чем занимается?
Повар......Врач......... Учитель...... Строитель.......
Для выяснения запаса у ребенка имен прилагательных
предложите ему следующие задания:
а) Какого вкуса эти продукты?
Сахар...... , соль......, лук..... , лимон......
б) Какого цвета эти предметы?
Огурец....... , помидор....... , лимон.......
в) Какие основные «черты характера» у этих животных:
волк....... , лиса...... , заяц........, собака.........
г) Назвать противоположные признаки предметов?
Хороший-....... , добрый-........, старый-........, черный-.......
Для выяснения имеющегося у ребенка запаса наречий побеседуйте с ним о повадках животных, о временах года, о частях речи, о расположении предметов в пространстве:
Заяц оглядывается (как?)
Лиса крадется (как?)
Жаворонок поет (как?)
О временах года, частях суток:
Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
Утром, вечером, днем, ночью
Весной, летом, осенью, зимой
Скоро, давно, недавно, рано, поздно
О погодных условиях:
Тепло, холодно, жарко, прохладно
Сыро, сухо, мокро, дождливо
Светло, темно, солнечно
Пыльно, морозно, ветрено

О настроении людей:
Смешно, хорошо, спокойно
Радостно, весело
Грустно, тоскливо
Плохо, страшно
О расположении предметов в пространстве:
Высоко (вверху), низко (внизу), снизу
Далеко, вдали, вдалеке, близко, вблизи
Впереди, сзади, сбоку
Слева, справа, прямо
О направлении движения:
Вверх, вниз, ввысь
Вперед, назад, в бок
Влево, вправо, налево, направо

Влево, вправо, налево, направо

V. Сформированность грамматических систем.

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, а системой словообразования -лишь к 7-8. Важно умение активно пользоваться имеющимися в словарном запасе словами, строить из них предложения и связные высказывания.
Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются трудности.
Задание №1.
Образование множественного числа имен существительных:
Лампа - лампы, гусь - гуси, дерево - деревья, цыпленок - цыплята, ухо - уши, лоб - лбы, перо - перья.

Согласование прилагательных с существительными:
Добавить к каждому существительному прилагательные: высокий и зеленый.
Дуб (какой?)
Трава (какая?)
Дерево (какое?)
Деревья (какие?)
Согласование существительных с числительными:
Четыре дома, а пять......
Три ложки, а пять......
Два медведя, а пять......
Четыре пуговицы, а пять......
Словообразование.
Задание №1.
Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:
Большой ключ, а маленький......
Большая кровать, а маленькая......
Большая шишка, а маленькая......
Большой жук, а маленький.......
Задание №2.
Образование глаголов с помощью приставок:
Весной птицы прилетают, а осенью......
В дом входят, а из дома......
Воду в стакан наливают, а из стакана....
Задание №3.
Образование имен прилагательных:
Стул из дерева - какой?
Дом из камня-.......
Шляпа из соломы-....
Кольцо из золота-......

VI. Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3-х лет. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами. Рассказ 4-5-летнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли ребёнок перескакивает на другую, не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких рассказах выражены слабо или даже полностью отсутствуют. С целью проверки состояние у ребёнка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на картинке “ зимние забавы “. При неудовлетворительных результатах необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребёнка связной речи. Прежде всего нужно постараться вызвать у ребёнка желание что-то рассказать. С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка: об игре, о мультфильме и т.д. Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов. Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
— пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
— пересказ просмотренного мультфильма;
— рассказ о событиях прошедшего дня;
— рассказ о прогулке;
— заканчивание начатого взрослым рассказа ( а что будет дальше?)
— составление рассказа по данному его концу ( что было до этого?)
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребёнок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где как правило требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

Просмотров: 74 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт