Понедельник, 22.01.2018, 03:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Декабрь » 12 » Развитие творческих способностей в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Музыка во мне"
08:55
Развитие творческих способностей в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Музыка во мне"

Педагог дополнительного образования
МКУ ДО "ДДТ"
Волжинская М.В.

 

 

Область искусства традиционно считается одной из тех,
где полет фантазии, воображения, творческой мысли
проявляется особенно ярко, наглядно и конкретно.

 

Реализация творческих способностей личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее успешной самореализации детей является первоочередной задачей системы образования и воспитания.

Наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей личности учащихся создают занятия искусством, различными видами художественной деятельности, среди которых эстрадный вокал занимает важное место, как особое сосредоточение способов и средств активизации художественно-творческого потенциала. 

Эстрадное пение - музыкально-исполнительская деятельность, сочетающая многообразие жанровых компонентов: вокал, актерское мастерство, сценический имидж, индивидуальный вокально-технический стиль. Под освоением музыкальной культуры мы понимаем творческое осмысление детьми песенной эстрады, теоретические знания, практические умения и навыки, направленные на самостоятельное изучение и художественное исполнение предлагаемого материала. Вокальная эстрада являет собой наиболее массовый вид любительского музыкального творчества и занимает ведущие позиции.

В последнее время занятия эстрадным вокалом стали особенно популярными среди детей и их родителей. Вызвано это в том числе и победами представителей нашей страны на международном детском конкурсе "Евровидение", проведением масштабных вокальных конкурсов, таких, как «Голос», «Новая волна», «Битва талантов».  Более того, новейшие компьютерные технологии, современная музыкальная аппаратура дают возможность ребёнку, даже не знающему основ вокальной техники, попробовать свои силы в искусстве пения. 

Врач - фониатр Е.И.Алмазов писал: « Пение доставляет поющему удовольствие, упражняет его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно - сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».

В процессе занятий в объединении учащиеся усваивают общие компетенции  учебной деятельности, такие, как навыки уверенного публичного выступления, навыки гармоничного коллективного взаимодействия,  развиваются: голосовой диапазон, музыкальный слух, чувство ритма, память, дикция, артикуляция, чувство сценического пространства, сценическая пластика и координация движений, обеспечивается возможность правильного формирования их вокально-певческих умений и навыков. Занятия вокалом формируют правильное певческое дыхание, прививают основы гигиены и охраны голоса.

Занятия развивают ассоциативно-образное мышление детей и подростков, которое определяет и проявляет их индивидуальность, эмоционально окрашенное исполнительское начало, творческий подход к исполнительскому искусству. 

 Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. К сожалению, обычные условия школьного обучения часто не дают возможности ученику раскрыть себя. Творчески одарённый ребёнок - это далеко не всегда "идеальный" ученик в традиционном понимании. Таким образом, учебная деятельность не всегда обеспечивает школьнику успех.

Одной из актуальных проблем современного общества становится формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Значительную роль в развитии такой личности - творчески активной, социально адаптированной, высокообразованной, профессионально ориентированной, несомненно, играют учреждения дополнительного образования.

В системе дополнительного образования детей музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить творческие запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. 

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в нашем учреждении является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

Смыслообразующей идеей системы работы с одаренными детьми для нас является идея создания среды успеха. Мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех и работаем с каждым ребенком, так как одаренность проявляется в деятельности и оценивается по ее результатам. 

Творческая деятельность открывает простор для индивидуального самовыражения и самопроявления, но для этого необходимо много условий. Прежде всего, это компетентность педагога, знание наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владение методикой развивающего обучения, направленной на формирование творческих качеств учащихся. Только так создается подлинная, художественно-творческая атмосфера, при которой каждый ребенок раскрепощается интеллектуально и эмоционально, настраивается на интересный поиск и решение поставленных задач.

Главной целью программы «Музыка во мне», по которой я работаю, является прежде всего максимальное раскрытие музыкальных способностей и творческого потенциала детей, расширение музыкального опыта, формирование навыка самостоятельных импровизаций, а также развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, эстетических чувств, интеллекта, становление нравственной позиции, познание человеческой морали посредством  индивидуального подхода к каждому ребенку.

Достичь этой цели можно,  приобщая и вовлекая детей в любую форму активной музыкальной деятельности. Для того чтобы дети захотели петь, педагогу необходимо показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, раскрыть секреты вокального искусства и познакомить с традициями музыкального исполнительства. Обучение вокальному искусству - это длительный, кропотливый процесс, в котором очень важна систематичность.

По наблюдениям за развитием учащихся на занятиях по вокалу, можно заметить, что за время обучения они не всегда раскрывают полностью свои творческие возможности. Исполняя даже хорошо выученные произведения, учащиеся часто чувствуют себя не свободно, внутренне "зажимаются", их внимание сосредоточено только на том, чтобы выполнить все указания педагога. Поэтому исполнение часто получается формальным и неинтересным, а чрезмерное внимание к деталям мешает не только понять и почувствовать произведение в целом, но и выразить свое отношение к песне. Если учащийся, разучивая произведение под руководством педагога, не вложил в него самостоятельные творческие находки, то вряд ли исполнит его хорошо, с «полной отдачей», поскольку такое исполнение приносит мало радости и удовольствия.

На своих занятиях я стараюсь воспитывать и развивать творческую активность и познавательную самостоятельность, а значит, совершенствовать орудие познания, стимулировать общее развитие и рост учащихся в творческом плане. Такое развитие получает простор, так как оно основывается на способности активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без посторонней помощи ориентироваться в музыкальном искусстве.

Занятия помогают ребенку легко входить в коллективную работу, развивают чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение. Наши дети психологически успешнее своих сверстников, меньше страдают от одиночества, имеют представление о своей значимости, ценности. Особенно радует тот факт, что детей ценят друзья и семья. Это означает, что ребенку удалось найти свое место в коллективе, осознать себя как востребованную личность.

Формирование личности посредством музыкального искусства, коллективное решение многих вопросов, доверительные отношения детей, педагога, доброта и внимание, право выбора – основополагающие принципы воспитания в данном творческом коллектив.

В развитии творческих способностей необходимо реализовывать комплексный подход: 

-выявление природных музыкальных способностей учащихся при прослушивании; 

-последовательная работа над развитием необходимых вокальных умений и навыков; 

-изучение элементов актерского мастерства и хореографии, ведущих к становлению профессиональных качеств. 

В д/о «Вокальный ансамбль «Акцент» занимаются дети от 6 до 18 лет, поэтому занятия строятся с учетом возрастных особенностей, индивидуальных вокальных данных ребенка. Поддерживать высокий уровень работоспособности учащихся помогает правильная организация занятий, их разнообразные типы и формы, приемы и методы, такие как:

- метод иллюстрации музыкального произведения;

- метод подражания;

- метод пластического интонирования ;

- метод слуховой и зрительной наглядности

Метод иллюстрации музыкального произведения состоит в том, чтобы дети воплощали музыкальные образы в художественные через визуальное представление исполняемого произведения. Принцип эмоционально- образного воздействия заключается в том, что образами, доступными детскому пониманию, а это и наглядные пособия, и игровые упражнения, и сказочные образы, отождествленные с различными элементами музыкальной грамоты, создаются в мышлении ребенка ассоциации, которые вызывают яркий эмоциональный отклик и помогают детям осмыслить и запомнить изучаемый материал.

Метод подражания используется  как для детей младшего, так и старшего возраста. Во время разучивания вокального произведения мы просматриваем видеозаписи, анализируем варианты исполнения и берем то, что наиболее понравилось. Этот метод позволяет постепенно создать свой образ произведения, свою интерпретацию на основе накопленных  впечатлений. 

Метод пластического интонирования заключается в исполнения музыки движением, жестом. Это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Важно – свобода творчества.

Метод слуховой и зрительной наглядности крайне важен для развития вокального слуха. Поэтому особенно перспективным в работе будет создание наглядных учебных пособий и технических средств обучения аудио — визуального типа. Я использую различные наглядные пособия (карточки или изображениями на компьютере природы, животных, растений, эмоциями, разными предметами). Ребёнок сам формирует из этих изображений целостную картину исполняемого произведения. 

Метод импровизации и сценического движения - это один из основных творческих методов. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, артистично выражать себя. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень. Задуматься, сопереживать, соучаствовать – вот цель моей  работы!

Таким образом, яркое и эмоциональное исполнение вытекает из понимания технических и музыкальных средств, и осмысления характера и формы произведения. Этому предшествует работа: 

- над чистотой интонирования; 

- над артикуляцией; 

- над штрихами; 

- над динамикой. 

Умение трудиться каждый день, помогает глубже понять изучаемый репертуар, улучшает качество. Соотношение музыкальных и технических задач в работе вокалиста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания образа к детальной, технической работе, а затем наоборот. Успех будет достигнут, если обе стороны работы сливаются в единый исполнительский процесс.

Принцип эмоционально- образного воздействия заключается в том, что образами, доступными детскому пониманию, а это и наглядные пособия, и игровые упражнения, и сказочные образы, отождествленные с различными элементами музыкальной грамоты, создаются в мышлении ребенка ассоциации, которые вызывают яркий эмоциональный отклик и помогают детям осмыслить и запомнить изучаемый материал.

Далее я подробней остановлюсь на   типах  занятий.

Типы занятий:

• вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;

• групповые занятия, на которых происходит ознакомление с новым материалом (дети осваивают вокально-ансамблевые навыки, музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством музыкальной пластики), а также совершенствуют умения и навыки.

• комбинированное занятие, на котором работа над музыкальным материалом сочетается с постановкой хореографии в номере, слушанием музыки, обсуждением музыкального репертуара, просмотром видеоматериалов. Здесь же ведется работа с видеозаписями детей и их подробным анализом и самоанализом, который необходим для того, чтобы учащиеся слышали недостатки и достоинства своего пения, разбирали и устраняли все неточности исполнения.

• занятие-постановка, на которых отрабатываются концертные номера, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене. Происходит закрепление знаний, умений и навыков.

• мини-концерты внутри д/о (соло, дуэт, трио, группа) и сюрпризные моменты для учащихся младших групп. На таких занятиях обучающиеся применяют полученные знания и навыки на практике, приобретают опыт публичных выступлений, учатся справляться со сценическим волнением, повышают самооценку, уверенность в себе. 

• открытое – занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей.

В работе вокального ансамбля использую различные формы занятий:

• коллективная - учащиеся рассматриваются как целостный коллектив;

• групповая - задания выполняются группой обучающихся (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;

• парная, предполагающая выполнение заданий с двумя обучающимися;

• индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.

• самостоятельная, дети работают с музыкальным материалом дома.

Основной формой занятий д/о «Акцент» является групповая форма. Конечно, она сложнее, чем индивидуальная, но имеет ряд преимуществ:

• группа может достичь большего, чем каждый ее участник в отдельности;

• группа подтягивает слабого до общего уровня;

• в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;

• групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;

• в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.

Бывает, что ребенок, имеющий прекрасные природные данные, при публичном исполнении теряется, зажимается. Это не позволяет ему донести художественный смысл произведения до слушателей, его исполнение схематично и не артистично. В группе же, он чувствует большую защищенность и поддержку.

На групповых занятиях часто используется такая форма работы, как выступления внутри группы, т.е. произведение исполняется дуэтом, трио, сольно. Ребенок привыкает к постоянному вниманию и оценке со стороны зрителя, и его страх постепенно проходит.

При наборе в д/о «Вокальный ансамбль «Акцент» проводится прослушивание детей, их вокальных данных, чувства ритма, музыкального слуха и памяти. Но не все дети имеют яркий, звонкий голос, хорошее чувство ритма от рождения, поэтому, если ребенок слышит и интонирует хотя бы несколько звуков, слышит движение мелодии и может прохлопать простейший ритм, с ним можно работать. Творческие способности свойственны любому ребенку. Главное – это раскрыть их вовремя и развить. Путем планомерной и систематической работы вокальные, музыкальные, ритмические, артистические способности ребенка развиваются довольно успешно. Главное в таком процессе заинтересованность и отдача учащегося. Очень часто, как показывает практика, дети, не имеющие ярко выраженных способностей, достигают больших результатов, чем ребенок с хорошими вокальными данными, но без должной работоспособности и отдачи. Тем ценнее результат работы для педагога.

Учитывая разный уровень детей, обучение начинаю с элементарных упражнений: правильно дышать, учу «чисто» интонировать, слушать себя, других детей, выстраивать унисон, работать над звонким полетным звуком.

Стараюсь так строить занятие, чтобы и слабый ребенок чувствовал себя комфортно, и более сильным детям не было скучно.

Занятия в младшей группе провожу в игровой форме, так как удержать интерес детей серьезными рассказами о звуке, звуковедении или музыкальных понятиях, невозможно. Для того, чтобы дети успешно овладели знаниями, умениями, навыками, необходимо поддерживать у них интерес к занятиям длительное время, создать положительный эмоциональный климат в коллективе. А для этого занятия должны быть интересными, доступными для понимания ребенка, динамичными и иметь конкретный результат в виде концертных выступлений.

Именно поэтому в своей работе с младшими и средними школьниками я активно использую игровые технологии, направленные на активизацию и интенсификации деятельности обучающихся.

В процессе игры ребёнок не только приобретает специальные музыкальные знания, у него формируется необходимые для взаимодействия в коллективе черты личности, чувства товарищества и ответственности. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. 

Игровые вокально-интонационные упражнения помогают осваивать различные по степени сложности вокально-интонационные навыки уже на начальном этапе обучения, активизируют внимание, развивают быстроту реакции. Упражнения помогают преодолеть застенчивость, зажатость, раскрепощают детей, поднимают настроение, повышают эффективность обучения. Усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой. Игровые вокально-интонационные упражнения имеют названия, которые создают у детей определенные ассоциации и вводят их в нужный образ.

Первое, с чего начинаю занятия – это позитивный настрой.  

Считаю, что, только испытывая чувство радости, эмоциональный подъём, полностью доверяя педагогу, ребенок может работать с полной отдачей и успешно осваивать материал.

Для создания благоприятной доброжелательной атмосферы, для раскрепощения детей, развития эмоциональности включаю такие задания:

- «Передай соседу»: смешинку, грустинку, улыбку, сердилку, хлопок, испуг, страшилку.

- «Какое настроение?» -  с разными эмоциями (радость, грусть, злость, скука, восторг, удивление) пропеть фразу «Доброе утро» и т.д.

- «Зеркало» - дети, стоя в кругу (или парами), пропевая упражнение, по очереди передают любую эмоцию, остальные должны повторить.

Также для поддержания позитивного настроя даю детям понятие «Внутренняя улыбка» и предлагаю им обращать на нее внимание в процессе всего занятия. (В этом помогает зеркало или взгляд друг на друга). Во время пения улыбка важна как фактор, вызывающий чувство радости, удовольствия от дела, заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества.

Одна из важнейших задач на занятии - развитие певческих навыков. Непосредственно вокально-хоровая работа обычно начинается не с разучивания песен, а с более кропотливой работы – выстраивания унисона на простейших упражнениях. Чтобы такая работа не показалась младшим школьникам слишком утомительной, ее можно разнообразить различными играми:

«Пчелки» (Дети исполняют любой звук по высоте, по команде (звучит определенный звук) пчелки слетаются на один цветок). 

«Лифт» (исполняем гамму 7 нот- 7 этажей, останавливаясь на каждом этаже, выстраивая унисон).

Образное сравнение с рекой и впадающими в нее ручейками. (Педагог исполняет любой звук, дети, подключаются к педагогу, вступая по очереди, стараясь максимально точно слиться в унисон).

Также развитию музыкального слуха и вокально-хоровых навыков помогают игровые упражнения:

«Музыкальное эхо» - педагог исполняет любой интервал, простую мелодию или ритмический рисунок, а ребенок в точности повторяет задание. Для активизации внимания задания выполняются как по цепочке, так и вразброс, парами, трио, или всей группой;

«Вопрос - ответ» - игровая распевка на «отражение» интонации. Педагог поет на любой слог какой-либо аккорд или мелодию в восходящем движении, указывая при этом на кого-то из детей, а ребенок отвечает, т.е. поет этот же аккорд или мелодию, но в обратном направлении – нисходящем.

Игра «Телевизор»: дети исполняют песню. По определенному знаку (например, сжатая в кулак рука), дети замолкают, продолжая петь про себя, активно артикулируя. Можно «включать звук» по цепочке, вразброс, парами, тройками.

Важное место в работе с детьми занимают игры для развития метроритма:

Игра «Пение с хлопками»: одна группа детей поет мелодию песни, а другая прохлопывает ритм. По команде группы меняются.

Игра «Узнай песню по ритму»: учитель прохлопывает ритм одной из песен, разученных в группе. По ритмическому рисунку учащиеся определяют, какая эта песня.

Метр-ритм: вся группа прохлопывает метр (пульс). Педагог одновременно поет мелодию какой-нибудь простой песни. Потом пропевание мелодии заменяется прохлопыванием ритмического рисунка песни. Дальше роль педагога выполняет ребенок (по заданию педагога). Упражнение направлено на решение нескольких задач (метроритм, внутреннее пропевание, развитие гармонического слуха, подготовка к многоголосию).

Эффективными являются прохлопывание метроритма скороговорок и текстов песен. Такие игры отлично развивают метроритмическое чувство, быстроту реакции, умение действовать в коллективе, поднимает настроение, раскрепощает детей.

Значительная часть времени на занятиях отводится музыкально-ритмическим движениям. Например, во время пения или слушания исполняем хлопки, притопы, удары по коленям, покачивания, пружинки, любые другие движения. С помощью разных движений учащиеся с удовольствием отображают знакомые средства музыкальной выразительности (легато-стаккато, форте - пиано, метр - ритм, мелодия - аккомпанемент, различный темп), сначала всей группой, парами, индивидуально. Необходимо постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно и точно выполнять движения. 

Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные элементы, придумывать свои движения. Игровая форма освоения разнообразных движений помогает учащимся правильно воспроизводить ритмический рисунок, развивает двигательную активность, умение непринужденно двигаться под музыку во время исполнения песни, держаться свободно на сцене.

Говоря о значении игр в обучении вокалу, следует отметить, что их значимость значительно шире конкретно-дидактических целей. Это связано с тем, что в процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления – «способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям, обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение». Применяя игру как методический прием обучения, педагог должен быть уверен в педагогической целесообразности ее использования, в ее художественной ценности, воспитательной значимости. Цели игры определяются в соответствии с задачами учебного процесса, насыщенностью занятия, составляя некую систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры, при этом учитывает особенности группы и конкретных участников игры.

«Закон об образовании», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» ориентируют учреждения дополнительного образования на создание «стартовых» возможностей каждому ребенку, «оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым детям».

На основании Методических рекомендаций содержание программ дополнительного образования организовано по принципу дифференциации в соответствии с тремя уровнями сложности «стартовым», «базовым», «продвинутым». 

Программа «Музыка во мне» предусматривает реализацию всех этих уровней.  

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе  «продвинутого» уровня «Акцент» для талантливых и одаренных детей (15-18 лет)  дает возможность углубленно работать над диапазоном, репертуаром, вокальной техникой каждого ребенка,  позволяет добиться определенных результатов и почувствовать себя успешным. 

Просмотров: 17 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт