Вторник, 21.11.2017, 05:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками
09:15
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками

Педагог дополнительного образования
МКУДО ДДТ 
Пряхина И.В.

 

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

   Развивая творческие способности надо помнить, что ребёнок – не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества, маленький художник. В нашей совместной работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело педагога - вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная
 Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Очень часто, взрослые, требуют от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. Творчество же требует большой самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения. Психолог  А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться   управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие  детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей  воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать о том, что искусства дает богатый эмоциональный опыт. Этот  опыт особого рода: искусства не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства  ведет к овладению эмоциональной отзывчивости. 
                                                                                                                                                                                                                 Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. 
    Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы.  Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
    Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным и неповторимым. 
   В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка – это период приобщения ребенка к общечеловеческим      ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, собственным «Я».
   Актуальность и перспективность опыта
   Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития детей. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
  Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед. 
  Свою работу строю на следующих принципах: 
•    От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
•    Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
•    Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
•    Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Для развития творчества и систематизации знаний учащихся я  поставила перед собой следующие задачи: 
1.    Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
2.    Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
3.    Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4.    Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. 
5.    Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально. 
     Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-нибудь предмет. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. 
  Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку повысить интерес к рисованию, преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. 
 Новизна опыта
   Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря изобразительной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать свою работу, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, доводить начатое до конца.
     Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому, при организации предметно- развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает. 

   Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.     

    Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Что обозначает слово нетрадиционно? Нетрадиционно- не основываясь на традиции.
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?  
Нетрадиционное рисование- это, прежде всего давно забытое старое, а именно использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются, традиционными.
Таким образом, проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
•    Способствует  снятию  детских страхов.
•    Развивает уверенность в своих силах.
•    Развивает пространственное мышление.
•    Учит детей свободно выражать свой замысел.
•    Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
•    Учит детей работать с разнообразным материалом.
•    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объемности. 
•    Развивает мелкую моторику рук.
•    Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
•    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. 
     В каждой технологии есть своя   гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью  шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.  Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных  способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.д. 
    Для эффективной работы по художественному и творческому развитию детей, необходимо учитывать реальные возможности и способности детей. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у  них знания, умения, навыки. 
    
   Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. 
Такими стимулами могут быть: 
•    Игра, которая является основным видов деятельности детей.
•    Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
•    Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
•    Музыкальное сопровождение и т.д.
   Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендую перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате получается целый сюжет. 
Обучать детей нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая  возвратные особенности детей. По принципу «от простого к сложному».
   С детьми младшего возраста рекомендуется использовать:
•    Рисование пальчиками.
•    Оттиск печатками из картофеля.
•    Рисование ладошками.
   Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•    Тычок жесткой полусухой кистью.
•    Печать поролоном.
•    Печать пробками.
•    Восковые мелки + акварель.
•    Свеча + акварель.
•    Отпечатки листьев.
•    Рисунки из ладошки.
•    Рисование ватными палочками.
•    Волшебные веревочки.
   А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить более трудные методы и техники:
•    Рисование песком.
•    Рисование мыльными  пузырями.
•    Рисование мятой бумагой.
•    Кляксография с трубочкой.
•    Монотипия пейзажная.
•    Печать по трафарету.
•    Монотипия предметная.
•    Кляксография обычная.
•    Пластилинография.
  Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
   Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.  Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 

 Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
•    Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
•    Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
•    Внимания и усидчивости.
•    Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
•    Кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. 
 Творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Свое выступление хотелось бы закончить словами…    Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.      В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
  В перспективе на своих занятиях с дошкольниками и младшими школьниками я буду продолжать работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
 «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  (В. А. Сухомлинский).

Презентация>>>

Просмотров: 117 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вход на сайт