Среда, 05.08.2020, 11:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Меню сайта
Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Февраль » 24 » Развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности у учащихся старших классов с ОВЗ.
11:46
Развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности у учащихся старших классов с ОВЗ.

Учитель русского языка и литературы 
МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7» города Курчатова Курской области
Жмыхова М. В.

 

   Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей в специальной (коррекционной) школе, конечно же, трудно. Но еще труднее научить этих детей полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе требует выразительности чтения, понимания содержания текста, у многих детей пропадает охота сидеть за книгой.
   Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений ученика коррекционной школы, что впоследствии позволит ему социально адаптироваться. Наряду с навыками чтения, важной задачей уроков является овладение связной речью, как основной коммуникативной функцией. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает обучающимся устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения людей в обществе, что является одним из главных условий адаптации выпускников коррекционной школы. Переоценить значение обучения чтению невозможно, так как чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на конкретных примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь, таким образом, одним из незаменимых инструментов развития и коррекции речи и мышления учащихся. При обучении  чтению учащихся коррекционной школы большое внимание уделяется правильному выбору методов и приемов организации урока, подбору  дидактических материалов, дифференцированному и индивидуальному подходу к детям, испытывающим затруднения в овладении чтением. Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи, и, в целом, социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет внеклассное чтение.
    Цель внеклассного чтения - привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам. Большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия по внеклассному чтению. Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности. С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые читателю.
    Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом. Урок внеклассного чтения – это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по чтению. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм и другие вспомогательные средства.  Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, — это особая атмосфера, которая и определяет успех дела. Уроки внеклассного чтения в специальных (коррекционных) школах должны носить праздничный характер. Наблюдая за своими учениками, я увидела, что при повторении через год или два учащиеся хорошо помнят то, о чем говорилось на прошлых уроках. Прочность усвоения, на наш взгляд, обусловлена тем, что все уроки внеклассного чтения проводятся по материалу, особенно близкому интересам учащихся. 
   Для меня, как для учителя, очень важно воспитать интерес к чтению у учащихся с ОВЗ, привить любовь к книгам. Ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть на должном уровне материалом по другим предметам. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, то и его грамотность оставляет желать лучшего, и устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная моя задача. 
   Как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? В решении этой задачи мне помогают уроки внеклассного чтения. Я поделюсь своим опытом подготовки и проведения уроков внеклассного чтения, которые я стараюсь проводить интересно и увлекательно.
   Работа по организации уроков внеклассного чтения начинается с подбора литературы. Приоритет отдается:
- произведениям, которые включены в учебники по чтению, но изучаются не целиком, а только фрагментарно (отдельные главы, фрагменты, отрывки);
- произведениям тех авторов, творчество которых изучали на уроках чтения и чьи программные произведения понравились детям;
- произведениям всемирной детской литературы, которые подходят по тематике разделов, представленных в учебниках по чтению;
- произведениям, которые ориентированы на возраст детей, их словарный запас, особенности восприятия, технику чтения.
   На первом же вводном занятии ”Твой читательский выбор” провожу анкетирование:
1) Есть ли в вашей семье библиотека?
2) Какие книги из неё вы можете назвать? 
3) Какие из этих книг ваши самые любимые?
4) Что вы прочли за лето?
5) Какие книги вам хотелось бы прочитать и обсудить на уроках?
   Затем предлагаю детям необходимую книжную выставку. В каждой книге закладка. Зачитываю для них самые интересные, захватывающие эпизоды. В конце урока каждый ученик может полистать эти книги, чтобы выбрать одну из них для самостоятельного чтения. Дети знакомятся с “Заповедями читателя”, которые висят в классе. На вводном уроке происходит также знакомство детей с тематикой уроков внеклассного чтения на весь год.
    Хороший результат дают устные  «читательские диктанты» упражнения такого типа:
 - Перечислите имена русских писателей-сказочников. Какие их сказки вам известны?
 - Назовите произведения А.П. Чехова.
 - О чём пишет К.Г. Паустовский?
 - Кто твой любимый герой? Расскажи о нём.
   Иногда зачитываю отрывок из книги и предлагаю детям оценить поступок героя.
   Уроки внеклассного чтения проводятся после каждого раздела учебника, тематика книг соответствует теме раздела учебника по литературному чтению. Для того чтобы урок внеклассного чтения был эффективным, полезным и интересным, считаю необходимым опираться в своей работе на следующие принципы:
- контроль и проверка прочитанных книг;
- проведение уроков внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме;
- самостоятельность и активность учащихся на уроке;
- использование соревнований между учениками;
- развитие и поддержание интереса к чтению;
- использование ИКТ;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- учёт возрастных особенностей учеников;
- раскрытие и развитие творческих способностей детей.
   В начале каждого урока внеклассного чтения проводится письменная анкета, состоящая из 5-8 вопросов (в зависимости от возраста и способностей учащихся). Её результаты позволяют выяснить, насколько хорошо, вдумчиво и внимательно дети прочитали данное произведение, как глубоко поняли её содержание и главную мысль (принцип контроля и проверки прочитанных книг).
   После того, как дежурные по классу собрали и сдали на проверку учителю письменные анкеты, педагог зачитывает правильные ответы, а дети отмечают, сколько правильных и ошибочных ответов допустили в работе. 
Затем ученики рассаживаются по командам. В классе обычно формируются 2 команды по 5 человек. Дети делятся друг с другом результатами проверки письменных анкет. И тот, кто из ребят ответил правильно на наибольшее количество вопросов, выбирается командиром своей группы на данную игру. Этот педагогический приём помогает избежать недовольства и обид со стороны ребят, которые любой ценой хотят стать лидерами. В организации подобной групповой работы предусмотрена смена командиров. У учеников формируется мотивация, что быть командиром – очень ответственно и престижно.
   Кроме письменных анкет, обязательно в ход урока включаю этап, посвящённый жизни и творчеству автора изучаемой книги. Иногда этот этап проходит до анкетирования, но бывает и в конце урока. Стараюсь, чтобы знакомство с писателем не представляло собой обычный рассказ – лекцию учителя, а вызывало у ребят желание узнать что – то интересное об авторе книги (принцип развития и поддержания интереса к чтению). Для этого использую заочное путешествие в город (страну), где жил и работал писатель, с опорой на репродукции, открытки, фотографии или мультимедийные презентации (принцип использования ИКТ).
   В целях поддержания интереса ребят к чтению, чтобы урок внеклассного чтения не ассоциировался у них с обычным уроком, а воспринимался как урок – праздник, как урок радости, провожу его в игровой или нестандартной форме. Чаще всего такие уроки проводятся в форме КВНа (принципы проведения уроков внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме,  использования соревнований между учениками). Заранее разрабатываю вопросы и задания для будущего КВНа, печатаю их на компьютере, красочно оформляю. 
   Перед началом игры дети придумывают названия своим командам. Обязательное требование – соответствие названия команды теме урока. Например, на уроке внеклассного чтения по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» названия команд соответствовали Сказочным странам: Жёлтая страна, Голубая страна. На уроке внеклассного чтения по книгам М.Пришвина дети использовали в названиях своих команд название рассказов «Журка», «Хромка».
   В начале игры часто проводится викторина по прочитанным книгам. Предварительно составляю свои вопросы, в которых проверяется знание событий и героев, описанных в книге, глубина понимания произведения. Вопросы задаются командам по очереди. Но каждая команда обязательно ведёт обсуждение вопросов для всех команд, так как в случае неправильного ответа другой командой или их отказа ответить, вопрос переходит следующей команде (по кругу). Этот приём позволяет командам набрать дополнительные баллы за игру. В ходе КВНа команды отвечают на вопросы по книге, выполняют разнообразные творческие задания. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Эксперт группы, назначенный командиром, подходит к доске и заносит полученные баллы в итоговую таблицу. На КВНе стараюсь использовать как устные задания (викторина «Угадай героя по описанию», загадки), так и письменные задания, где необходимо что – то дописать, соединить стрелками, нарисовать (кроссворды, «Восстанови описание», «Расставь события по порядку»). Дети очень любят такие задания, с удовольствием отвечают на вопросы по карточкам, с азартом выполняют упражнения на красочных листах и не воспринимают такую работу как серьёзный, монотонный труд (принцип учёта возрастных особенностей учеников). Обязательно предлагаю дифференцированные задания, где бы каждый ученик смог проявить свои умственные, творческие, артистические способности. Участникам КВНа предлагается ответить на различные вопросы, инсценировать отрывки из книг, изобразить пантомиму, выполнить отдельные задания: «Изобрази героя», «Проговори скороговорку Чебурашки», «Придумай четверостишие с данными рифмами» (принципы учета индивидуальных особенностей учащихся, раскрытия и развития творческих способностей детей).
   В конце игры провожу конкурс командиров, для которого подбираю самые оригинальные задания, требующие хорошего знания содержания произведения («Какой герой говорил такие слова?», «Назови смешные слова и выражения сказки», «Определи название рассказа по его главной мысли»). 
   Вопрос развития интереса к чтению меня всегда волновал. Структуру уроков внеклассного чтения я пересмотрела так, что дети с ОВЗ стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. Ученики с нетерпением ждут такие уроки, активно готовятся к ним.  Помогла и та атмосфера на уроках, в которой ребята чувствуют себя хозяевами и творцами. Большое внимание уделяю проблеме формирования и коррекции межличностного взаимодействия между учениками: добиваюсь от них доброжелательного отношения к товарищу, умения подмечать не только ошибки, но и видеть хорошее. На таких уроках присутствует постоянное сопереживание и в отношении отдельных учащихся, и целых команд. 
   Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать правильно, сознательно, выразительно. В этом я глубоко убеждена. От простого чтения – рассматривания книги на уроке внеклассного чтения, мы перешли и  к  нетрадиционным формам и методам обучения. Например,  опрос  проводим в форме разгадывания кроссворда. Так как слова – ответы кроссворда берутся из всего произведения, то сразу видно, кто из детей дочитал книгу до конца. Ученикам очень нравится такой вид работы. Затем я стала «прятать» слово. Буквы открывались в выделенной графе не по порядку, а вразброс, и ученик, который находил спрятанное слово до того, как откроются все буквы, получал какое-либо поощрение. Детям это понравилось ещё больше, и разгадывание кроссворда-логогрифа стало неотъемлемой частью уроков внеклассного чтения. Прежде чем записать слово в кроссворд, ученик его чётко проговаривает (осуществляется связь с русским языком и развитием речи). Иногда я не выделяю «спрятанное» слово, а ребята в логогрифе ищут его сами. Найденному слову уделяется особое внимание (подобрать похожие по значению слова, противоположные по значению слова, дать толкование данного слова). Используем и такие виды работы: дети пересказывают отрывки или наиболее понравившиеся фрагменты к иллюстрациям, которые находятся на доске; называют пословицы и поговорки из произведения; расставляют картинки в нужном порядке; находят ошибку на рисунке; дают характеристики положительным и отрицательным героям. Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания к урокам внеклассного чтения: сами придумывают вопросы, сочиняют сказки, составляют диафильмы, инсценируют отрывки.
    Для того, чтобы развивать интерес к чтению, я работаю в тесном контакте со школьной библиотекой. В   ней созданы комфортные условия для читателей. Книги сгруппированы по темам, оформляются книжные выставки к урокам, которые проводятся совместно с библиотекарем нашей школы. Учеников знакомят с новинками книгоиздательств, проводятся интересные беседы, устраиваются конкурсы «Лучших читателей». Все дети моего класса являются активными читателями школьной библиотеки. В конце года библиотекарь подводит итоги  и выделяет лидеров чтения, которых награждают почётными грамотами, что тоже стимулирует детей.
Что можно посоветовать из собственного опыта учителю, начинающему эту работу по новой системе? Прежде всего, изучить современную методическую литературу по внеклассному чтению. Следует придерживаться методики и содержания уроков внеклассного чтения, привлекать к организации и оформлению уроков внеклассного чтения работников библиотеки и родителей учащихся. Необходимо проводить постоянную целенаправленную работу с книгой в период между уроками внеклассного чтения. Нужно тщательно продумывать при подготовке к урокам внеклассного чтения дифференцированные вопросы и задания для учащихся. Помнить, что успех урока решается уже при подготовке учителя к нему.
    Для уточнения, как ученик относятся к процессу чтения литературы, каковы мотивы чтения книг, насколько обращение к книгам в свободное время предпочтительнее других занятий, чьими рекомендациями руководствуются ребенок при выборе книг. 
 1. Можно провести беседу  по предварительно составленным вопросом.
 1.1 Записан ли ты в библиотеку?
 1.2. Есть ли дома книги?
 1.3. Назови книги из числа прочитанных, которые тебе больше понравились?
 1.4. Какие книги любишь читать?
 1.5. Кого из авторов книг ты знаешь?
 1.6. Чем предпочитаешь заниматься в свободное время? (подвижные игры; рисование; чтение книг, газет, журналов; просмотр кинофильма; прогулка на улице).
 1.7. Что ты больше любишь: читать сам или слушать, когда кто-то читает?
 1.8. Почему ты любишь читать книги?
 1.9. Часто ли ты читаешь книги сам?
    Одним из наиболее важных факторов в формировании читательской самостоятельности является умение учащихся ориентироваться в доступных им книгах. Для этого они должны знать фамилии некоторых авторов, пишущих для детей, тематику детских книг, помнить названия прочитанных произведений. Для решения поставленных задач предлагается “Читательский дневник”:

 Число   Название книги  Автор   Сколько страниц прочитано за день?  Подпись родителей

 Попытка заставить ребенка делать то, чего ему ни хочется, не приводят к развитию потребности к чтению. Необходимо увлечь его этой деятельностью, вызвать интерес, выбрав книгу, которая смогла бы его увлечь.
Если вы хотите научить ученика любить читать, то:
- Сходить вместе с ребенком в книжный магазин или в библиотеку
- Начать читать книгу вместе с ребенком
- Делать рисунки и поделки по мотивам прочитанных книг
- Угадывание кроссвордов, ребусов
-Всегда хвалите ребенка за самостоятельное чтение
-Прививайте культуру обращения с книгой    
   Адекватно организованный процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, дает возможности организовать свободное время и способствует решению вопросов их социальной адаптации.
   Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника с ОВЗ в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей известных произведений являются важной особенностью организации обучения и формирования основ читательской самостоятельности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию. Кроме того, организуя познавательную деятельность учащихся, мы способствуем расширению их кругозора, обогащению личности.

Просмотров: 1705 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Поиск
Телефоны доверия
  • Ребенок в опасности 8(4712)70-29-87
  • Телефон доверия следственного управления 8(4712)70-36-73