Четверг, 21.09.2017, 17:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Январь » 13 » «Развитие физических качеств у школьников, за счет расширения координационного базиса на основе игры в русскую лапту»
12:21
«Развитие физических качеств у школьников, за счет расширения координационного базиса на основе игры в русскую лапту»

Учитель физической культуры
МБОУ "Гимназия №1"
Елина М.А.

 

Обобщение опыта работы, по теме:

«Развитие физических качеств у школьников, за счет  расширения координационного базиса на основе игры  в русскую лапту»

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Состояние здоровья подрастающего поколения является важным показателем благополучия общества и государства, но утеря духовности, традиций своего народа - не менее важный показатель. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания школьников, а так же традиционным средством педагогики. Радость движения сочетается  с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение  к культуре региона и страны.
Огромный потенциал народных игр оставили нам наши предки, но современные дети и  мало знают и редко обращаются к этим играм. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, а так же являются основой, на которых построены современные подвижные игры, используемые в настоящее время на уроках физической культуры.
Современное образование диктует учителю необходимость поиска новых путей повышения эффективности уроков и других форм физического воспитания школьников. Русская лапта – это та игра, которая может увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечивая  развитие двигательных и познавательных способностей обучающихся.
Очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность  двигаться. И одним  из способов мотивации может быть игра. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях  и  особенно в играх. 
Русская лапта – одна из самых распространенных народных игр в России. История этой игры исчисляется веками. Вот как А.И.Куприн охарактеризовал русскую лапту: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
Учащиеся  Гимназии №1 очень любят играть в русскую лапту. Я начинаю обучение этой игре со 2-3 класса. В этом возрасте необходимо уделять большое внимание развитию ловкости и координации движений у младших школьников.  «Лапта» по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и являются замечательным средством подготовки к метанию и бегу. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Упражнения, используемые при обучении «лапте», позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности, чувство мяча. Перебежки в «лапте» аналогичны повторному методу тренировки в беге. За время игры  школьники выполняют большое количество перебежек, в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями. Причем, необходимо выполнить перебежку так,  чтобы не быть осалиным, а для этого нужно быть очень внимательным и сообразительным, при необходимости вовремя изменить направление движения, скорость, использовать ошибки команды соперников и самому не допускать их. Для того чтобы выполнить хороший удар битой по мячу необходима хорошая координация, сила,  техника выполнения и чувство мяча, ведь удар наносится по летящему мячу. 
           В настоящее время русская лапта – это не просто народная игра, а национальный вид спорта требующий к себе особого внимания.  Она выступает как средство развития и совершенствования необходимых навыков выполняемых в изменяющихся ситуациях. «Лапта» может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование школьников.
Использование «лапты» как средство физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, способствует формированию и совершенствованию функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со всеми сверстниками ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств  и позитивных черт характера. 
Я провожу уроки физической культуры в первой, во второй и частично в третьей четверти, на улице. Игра на свежем воздухе особенно весенний и осенний периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным  заболеваниям, способствовать закаливанию. Конечно же спортивная форма школьников должна соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. Важнейшее требование урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических  свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. 
Одна из главных задач - обеспечение всестороннего развития  координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых,  скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей обучающихся, а также их сочетаний.
Для повышения педагогического мастерства и обмена опытом, в ноябре 2015 года я дала открытый урок для учителей физической культуры города по теме: «Развитие физических качеств на уроках физической культуры». На примере обучающихся 11 класса, я показала использование элементов  технических приемов лапты для развития физических качеств таких как быстрота, ловкость, координация, скоростная выносливость, а также двигательных действий - меткости и точности выполнения движений. На уроке было использовано много нестандартного оборудования изготовленного своими руками. Затем выступила с обобщением опыта работы по этой же теме.
 Лапту широко использую и во внеурочной деятельности. Веду спортивную секцию по русской лапте. Систематические занятия в которой способствуют всестороннему развитию школьников,  содействуют воспитанию морально-волевых качеств – смелости, настойчивости, честности, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей, уважению к сопернику, вырабатывают игровое мышление, чувство коллективизма, уверенность в своих силах. 

РАЗДЕЛ 2. ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Я давно заметила эффективное воздействие этой игры на развитие физических качеств у школьников и использую ее на уроках физической культуры с момента начала своей работы в школе, уже 24 год. Русская лапта не могла остаться забытой навсегда. В последние годы идет активное возрождение русской лапты, вот уже пятый год она включена  в городскую и областную спартакиаду школьников. Школьные команды юношей нашего региона соревнуются с 2012года, девушки с 2015года. Так как наша Гимназия практиковала игру в лапту намного раньше других школ, отсюда и результаты наших школьных команд более стабильные чем результаты других школ:
2012-2013уч. год
Городские соревнования по русской лапте среди юношей – 1 место
Областные соревнования по русской лапте среди юношей – 1 место
2013-2014уч. год  
Городские соревнования по русской лапте среди юношей – 2 место
2014-2015уч. год  
Городские соревнования по русской лапте среди юношей – 1 место
Областные соревнования по русской лапте среди юношей – 1 место 
2015-2016уч. год 
Городские соревнования по русской лапте среди юношей – 1 место Городские соревнования по русской лапте среди девушек – 1 место
2016-2017уч. год  
Городские соревнования по русской лапте среди юношей – 1 место Городские соревнования по русской лапте среди девушек – 3 место
Но с каждым годом игра набирает популярность и сейчас школьные команды соревнуются практически на равных. Русская лапта – игра  сложная по своим двигательным действиям, имеющая много различных игровых нюансов. Она стала самой популярной и любимой игрой  у нас в Гимназии. Игра – в которой каждый может проявить свои самые лучшие качества как физические, так и моральные. Она дает колоссальный всплеск эмоций, задора, азарта и радости движения. Играть можно с любым количеством обучающихся, главное правильно определить размер площадки, учитывая возраст и физическую подготовленность играющих.

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА РУССКАЯ ЛАПТА
Еще несколько лет назад я включала лапту в образовательный процесс только в раздел легкой атлетики -  для развития быстроты, ловкости, скоростной выносливости, координации. Теперь я использую русскую лапту не только в разделе легкой атлетики, но и отдельным разделом  вариативной части учебной программы.
     Для того чтобы играть в лапту на уроке учащийся должен знать:
- правила безопасности на занятиях по русской лапте;
- терминологию русской лапты, технику ударов по мячу, технику     перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные действия;
- правила соревнований по русской лапте.
Должен уметь:
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках русской лапты;
- выполнять передачу мяча на дальность и точность;
- выполнять удары снизу, сверху, сбоку;
- выполнять ловлю мяча одной и двумя руками;
- выполнять осаливание игроков противоположной команды.
В вариативной части рабочей программы по предмету физическая культура я разработала планирование раздела « Русская лапта» с 3 по 11 класс.
3-4 класс
Стойки игрока. Техника перемещений. Ловля  и передача мяча на месте. Техника осаливания. Подача мяча. Удар сверху. Удар снизу. Тактические действия в игре. Индивидуальные действия игроков в нападении и защите. Игра в мини-лапту. Основные правила соревнований.
 5 класс
Стойки игрока. Техника перемещений. Ловля  и передача мяча на месте. Техника осаливания. Подача мяча. Удар сверху. Удар снизу. Тактические действия в игре. Индивидуальные действия игроков в нападении и защите. Взаимодействие двух, трех игроков команды.  Основные правила соревнований по русской лапте. Игра в лапту.
6 класс
Стойки игрока. Техника перемещений. Ловля  и передача мяча на месте и в движении. Техника осаливания. Подача мяча. Удар сверху. Удар снизу. Удар сбоку. Тактические действия в игре. Индивидуальные действия игроков в нападении и защите. Взаимодействие игроков в защите и нападении.  Игра в лапту. Основные правила соревнований по русской лапте.
7 класс
Ловля  и передача мяча на месте и в движении. Ловля мяча свечкой. Техника осаливания. Техника переосаливания. Передача короткая и длинная. Подача мяча. Удар снизу. Удар сверху. Удар сбоку. Тактические действия в игре. Взаимодействие игроков в защите и нападении.  Игра в лапту. Основные правила соревнований по русской лапте.
8класс
Ловля  и передача мяча на месте и в движении с отскоком и без отскока. Ловля мяча свечкой. Ловля мяча одной рукой. Техника осаливания. Техника переосаливания. Передача короткая и длинная. Подача мяча. Удар снизу. Удар сбоку. Удары на разную высоту. Тактические действия в игре. Взаимодействие игроков в защите и нападении. Основные правила соревнований по русской лапте.
9класс
Ловля  и передача мяча на месте и в движении с отскоком и без. Ловля низко летящего мяча. Техника осаливания и переосаливания. Подача мяча. Удар сбоку. Удары в разные части площадки. Тактические действия в игре. Взаимодействие игроков в защите и нападении. Судейство соревнований по русской лапте.
10-11 классы
Ловля катящегося мяча. Ловля низко летящего мяча. Техника осаливания и переосаливания. Подача мяча. Удар сбоку. Удары в разные части площадки. Тактические действия в игре. Взаимодействие игроков в защите и нападении. Судейство соревнований по русской лапте.
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Лапту широко использую и во внеурочной деятельности. Веду спортивную секцию по русской лапте. Систематические занятия в которой способствуют всестороннему развитию школьников,  содействуют воспитанию морально-волевых качеств – смелости, настойчивости, честности, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей, уважению к сопернику, вырабатывают игровое мышление, чувство коллективизма, уверенность в своих силах. 
Техническая подготовка.
Начиная обучение игре в спортивную лапту необходимо, прежде всего, учитывать возрастные особенности занимающихся, так как в зависимости от  того, в каком возрасте начинается обучение, меняется соотношение используемых методов обучения. Чем меньше возраст занимающихся, тем более точно надо следовать принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Овладение игрой начинается с общего ознакомления  занимающихся с её содержанием и основными правилами. Далее на этапе начального обучения предполагается обучить занимающихся основным  приёмам игры, сообщить им необходимые сведения о значении игры и её содержании, освоить её важнейшие правила и научиться использовать изученное в двусторонней игре. Причём поначалу ставится задача добиться  овладения основой техники, применяемых в игре приёмов хотя бы в общей форме. В дальнейшем акцентирую внимание на деталях техники, исправляю и устраняю ошибки.
Из практических методов обучения, в которые входят метод упражнений, игровой и соревновательный методы, на начальном этапе обучения ведущая роль принадлежит первым двум.
При изучении технических приёмов игры в спортивную лапту основным является метод целостного обучения, применяемый в сочетании с подводящими упражнениями. Это обусловлено тем, что большинство действий хотя и носит комплексный характер, но состоит из отдельных сравнительно простых приёмов. Их целостное изучение и последовательное соединение позволяют создать необходимые по сложности игровые приёмы.
Разучивание приёмов целиком позволяет с самого начала овладеть правильной координацией движений. Разучивание технических приёмов по частям применяется, когда при целостном выполнении занимающиеся допускают грубые ошибки, искажающие структуру данного движения.
После того, как занимающиеся овладели комплексом подводящих упражнений, целесообразно перейти к упрощенному варианту игры.
Упрощения можно достичь увеличивая количество игроков, уменьшая длину площадки, приближая линию штрафной зоны, увеличивая число попыток при выполнении удара, упрощая правила игры и т.п.
Процесс овладения двигательными действиями всегда протекает параллельно с исправлением ошибок и неточностей, вкрадывающихся в изучаемые движения. Они вызываются целым рядом причин, постоянно присутствующих при обучении. В каждом конкретном случае нужно выявить истинную причину и постараться устранить её.
Для регулирования физической  нагрузки на уроке я использую следующие приемы:
1.    Изменение продолжительности и количества повторений элементов 
игры.
2. Увеличение или уменьшение размеров площадки.
3. Усложнение или упрощение правил игры.
4. Использование разного инвентаря( не стандартные биты, мячи разного размера).
Тактическая подготовка
    Изучение тактики игры начинаю с овладения основами индивидуальных действий игроков в нападении (“город”) и в защите (“поле”). Теоретическое знакомство с ними происходит при изучении технических приёмов, когда обосновывается ситуация, в которой целесообразен конкретный приём. Практическое освоение осуществляется в процессе совершенствования приёмов, когда развивается умение рационального выбора действий в зависимости от ситуации.
При обучении индивидуальным тактическим действиям,  необходимо сформировать у занимающихся умение анализировать игровые ситуации  и на основе этого избирать наиболее соответствующие игровому моменту приёмы и способы их осуществления. Главным при этом является развитие тактического мышления игроков.
К овладению групповыми взаимодействиями приступаю после изучения основных индивидуальных действий. К ним относится взаимодействие двух-трёх игроков команды в определённых игровых ситуациях. Например: при выполнении перебежек, когда осаливание неизбежно, умение отвлечь внимание соперника на себя и тем самым дать возможность возвращающемуся партнёру принести очко; а в “поле” – умение правильно передвигаться, сопровождая перебегающего противника, чтобы после передачи оказаться рядом с ним; умение правильно взаимодействовать с “метальщиком” при возврате мяча в “город” и т.д.
    Овладение командными взаимодействиями – наиболее сложный и длительный этап подготовки. Главной задачей является достижение согласованности передвижений и действий отдельных игроков и звеньев команды, подчинённых избранной стратегии игры.
Освоение командных действий при игре в лапту осуществляется  по следующим этапам:
1.    приобретение умения рационально использовать индивидуальные действия в принятой командной расстановке;
2.    овладение умением осуществлять действия отдельными звеньями в общепринятой расстановке;
3.    изучение командных комбинаций в стандартных положениях;
4.    изучение командных комбинаций в процессе игры;
5.    овладение умением рационализировать тактические варианты игры против определённого противника;
6.    приобретение умения маневрировать общей стратегией игры и её тактическими вариантами.
РАЗДЕЛ 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация содержания образования должна происходить не только через разработку новых образовательных программ, но и через создание спортивного духа, богатой разносторонней спортивной среды. Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если в основу развития ребёнка систематически и целенаправленно закладываются культурные физические традиции, применяемые его предками. «Лапта» не только прекрасно развивает физические способности, но  имеет большое воспитательное значение.  Занятия лаптой в урочной и внеурочной деятельности способствует развитию двигательных способностей обучающихся, развивает тактическое мышление, подготавливает базу для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.
Я считаю, что  игра в «лапту» является самым лучшим средством, для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации обучающихся в школе.

Просмотров: 80 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт