Среда, 05.08.2020, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Меню сайта
Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2020 » Январь » 21 » Разработка внеклассного мероприятия "Посвящение в химики"
14:39
Разработка внеклассного мероприятия "Посвящение в химики"

Учитель химии
МБОУ "СОШ№4"

Семенихина Е.В.

 

Проводится среди учащихся 8-11 классов.
Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты, викторину, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.
От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 4 человек. Командам дается задание подготовить название, представление команд, обращение к жюри
I.
1. Команда “Химики”;
2. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;
3. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.
II.
1. Команда “Алмаз”;
2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;
3. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.
III.
1. Команда “Кислота”;
2. Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной”;
3. Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.
IV.
1. Команда “Феррум”;
2. Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;
3. Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.
Заседание клуба имеет несколько театрализованную форму. Действие проходит на площадке королевского дворца правительницы Химического королевства Амальгамы III. Ведущим распорядителем является придворный Магистр химических наук Бертоллет.
Действующие лица:
Королева Химического королевства - Ее Величество Амальгама III (учащаяся старшеклассница)
Придворный Магистр химических наук Бертоллет (учащийся-старшеклассник, который будет исполнять роль ведущего).
Члены Ученого совета (жюри) - ученики старших классов, учителя-предметники. Каждый из них (по старшинству) получает звание “Главный советник”, “Первый советник”, “Советник по историческим вопросам” и т. д.
Хранитель времени и истины - ученик, который будет наблюдать за соблюдением командами правил игры и временных ограничений.
Помощники (5 чел) 11 кл
Роль каждого участника представления обыгрывается костюмами: у Королевы на голове будет корона, у Магистра - магистерская шапочка, перед членами ученого совета могут просто находиться соответствующие таблички, а у Хранителя - секундомер в руках. И большая книга

3
Ход игры
(Звучат фанфары. Входит Магистр.)
Магистр. Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию наших 8 классников и ответить на вопрос: “Достойны ли они стать химиками великой химической страны?”. Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем! Ее Величество королева Амальгама III - блестящая правительница химической страны. Всем встать!
(Входит королева, садится.)
Королева. Добрый день, мои верные подданные. Здравствуйте, Магистр. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады присвоить звание химики самым достойным из собравшихся . Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великолепной страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана? Вас, уважаемые советники, я попрошу стать непредвзятыми судьями и оценивать команды справедливо.

Магистр. А что, если на некоторые вопросы даже члены ученого совета не смогут дать
ответ?
Королева. Тогда нам придется обратиться к хранителю времени и истины. (Хранитель встает, кланяется. У него в руках — большая книга и большие часы.)
Магистр. Значит, мы можем начинать?
Королева. Начинайте! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть они представятся нам. Это и будет их первым заданием.
Магистр. Итак, первый конкурс - представление команд. (Идет первый конкурс, члены жюри выставляют оценки (но пятибалльной шкале), объявляют результаты.)
Королева. Итак, с командами мы познакомились. Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю своей страны.
Магистр. Ваше Величество, вы абсолютно правы. Именно поэтому мы заранее поручили Советнику по истории подготовить вопросы для команд, чтобы выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны.
Королева. Хорошо, Советник, вы можете начинать.
Советник по истории. Уважаемые участники турнира! Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого химика. При использовании второй подсказки - 9 баллов, и так далее до 0.


Михаил Васильевич Ломоносов
10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора.
9 баллов. В 19 лет ушел учиться.
8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.
7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).
6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.
5 баллов.. Член Академии художеств.
4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.
3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.
2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.
1 балл. Демонстрация портрета

Дмитрий Иванович Менделеев.
10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.
8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.
7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
б баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.
5 баллов. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.
4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.
3 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.
2 балла. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.
1 балл. Демонстрация портрета. (пока члены ученого совета подсчитывают баллы, выступление членов кружка
“Занимательные опыт”)
Магистр: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя). Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

5
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.
(Опыт "Образ нерукотворный" На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры лица фенолфталеином После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором щелочи
Королева.
Ну, советники, каковы итоги?
Кто лучший был, а кто похуже?
Узнать про то нам очень нужно!
(члены ученого совета оглашают результаты первого конкурса)
Королева. Да, теперь я спокойна. Эти люди знают историю моего государства. Может быть, когда-нибудь и их имена будут занесены в летопись страны. Ну а как у них обстоят дела с разгадыванием химических загадок? Хватит ли им знаний и смекалки узнать
вещества и элементы по описанию их свойств?
Магистр. Я думаю, Ваше Величество, это можно проверить. Давайте попросим нашего Первого советника провести для участников турнира испытание.
Королева. Конечно. Вы слышали, Советник?
Первый советник. Да, Ваше Величество. Я всегда готов служить Вам.
Королева. Тогда объясните участникам условия конкурса и приступайте!
Первый советник. Командам будет задано по 3 вопроса. Все ответы должны начинаться на букву “С”
Вопросы для первой команды:
1 Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц. (сероводород)
2 Токсичный туман? (смог)
3 В воде она родиться, но странная судьба. Воды она боится и гибнет в ней всегда. (соль)
Вопросы для второй команды:
1 Элемент VI группы, известный людям с древних времен? (Сера)
2 Как иначе называют Знак химического элемента. (Символ)
3 Признак, по которому одно вещество отличается от другого. (свойство)
4 Тяжелый металл, вызывающий отравление клеток головного мозга. (свинец)
Вопросы для третьей команды:
1 Элемент с латинским названием “аргентум”. (серебро)
2. Нагревательный прибор. (спиртовка)
3  вещество состоящее из разных химических элементов(сложное)
Королева. Благодарю Вас, Советник. Я убедилась, что эти ученики знают жителей моей страны хорошо. И со смекалкой у них все в порядке. А теперь я хочу предложить им свое задание. Наше государство волшебное. Только лучшие химики владеют секретами
волшебства. Мои придворные случайно смешали песок, соль, древесные и железные опилки. Вот вам мой королевский приказ: “В течении семи минут разделите эту смесь на компоненты!”. В помощники можете пригласить одного восьмиклассника. А пока вы занимаетесь мастерством, помощники магистра покажут свои фокусы.

6
1-й помощник:
Жарко здесь! Хочу я пить!
У кого б воды спросить.
2-й помощник:
Я бы выпил очень много
Газировки без сиропа.
3 помощник:
Ой, а я люблю с сиропом!
Только чтоб совсем немного!
4-й помощник:
Братцы! Мне нужна корова –
Молочка хочу парного!
Выходит 5 помощник, у которого в руках большая колба с жидкостью:
Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу!
Подставляйте-ка стаканы!
Опыт точно проведен,
Все у нас идет по плану!
(Наливает жидкость в химические стаканы)
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
(Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов)
Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом государстве есть серьезные запреты.
Вы запомните, друзья, здесь ни есть, ни пить нельзя!
5 помощник: Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1 помощник: А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
2 помощник: У меня в стакане сода.
3 помощник: Вместе с ней – метилоранж.
4 помощник: В моем – бария хлорид.
5 помощник О чем это говорит? Не составит нам труда понять, что в колбе…
Зрители: Кислота!
Магистр. А мы отправляемся дальше.

7
Королева. Прежде чем отправиться дальше послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский. Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города
с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики,
выстрелы?” - спросил его магараджа. – “Ты видел, как тебя пугали?”. “Нет, повелитель, я смотрел на молоко”. Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы.
Второй советник!

Второй советник. Да, Ваше Величество.
Королева. Объясните участникам условия конкурса и приступайте!
Второй советник. Слушаюсь. Каждая команда получает по три ребуса. В течении пяти минут вам необходимо их решить. За временем будет следить Хранитель.
Магистр: Вот мое развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель). Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом.
Магистр: Оперируем без боли, правда, будет много крови.
Магистр: При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.
(Опыт "Много крови без ран" Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.)
(Первый советник оглашает результаты)
Магистр. Ну, как, Ваше Величество, Вы довольны состязанием?
Королева. Наша химическая страна справедливая. Магистр!
Магистр. Да, Ваше Величество!
Королева. Проверь знания и у остальных жителей нашей страны.( вопросы зрителям)
Магистр. Слушаюсь, Ваше Величество! Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки.

1.
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воле.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2.
Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
3.
Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4.
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
5.
Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)
6.
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
7.
У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
8.
В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)
9.
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)
10.
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (Мелом)
Королева. Да, Магистр! Я еще раз убедилась, что жители моей страны хорошо знают химию. Я попрошу Совет подвести итоги соревнования команд и сказать можем ли мы принять 8кл в химики А пока они совещаются, будьте добры, уважаемый Бертоллет,
продемонстрируйте нам некоторые из Ваших чудес.
Магистр. С удовольствием, Ваше Величество. Попрошу помощников вынести мне поднос!
(Звучит музыка. Ассистенты выносят оборудование.)
Магистр (медленно колдуя):
Часто говорят, друзья,
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас вас я:

9
Вот он дым, но нет огня!
(В фарфоровой чашке находится вата, смоченная раствором аммиака. К вате Магистр подносит “волшебную палочку” — стеклянную палочку, обмотанную тканью, кончик которой пропитан концентрированной соляной кислотой.)
Волшебство нас окружает,
Удивляет, поражает.
Палочкой волшебной тронь –
Зажигается огонь!
Обойдусь без спичек я
В получении огня! Раз!
(Опускает палочку в концентрированную серную кислоту.)
Два!
(Смоченную палочку опускает в кристаллический перманганат калия.)
Три!
(Быстро прижимает палочку к пропитанной медицинским (96 %~ным) спиртом вате.)
Огонь, гори!
Королева. Благодарю, Магистр. А сейчас я попрошу членов Ученого Совета огласить результаты.

Подводятся итоги конкурса. Королева вручает медали победителям, активным болельщикам.

Королева. Итак, вы доказали, что вы действительно достойны носить звание “химики” нашей химической страны. Я поздравляю вас. Мне было очень приятно встретиться с вами. А сейчас – до свидания.

Просмотров: 73 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Телефоны доверия
  • Ребенок в опасности 8(4712)70-29-87
  • Телефон доверия следственного управления 8(4712)70-36-73