Четверг, 19.10.2017, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Июнь » 8 » Разработка праздничного мероприятия "День Наума Грамотника"
15:10
Разработка праздничного мероприятия "День Наума Грамотника"

Учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №5"
Мыльникова Т.В.

 

 

Цели:
1. Познакомить детей с историческим праздником грамоты .
2.Формировать интерес к  родному языку.
3. Развивать творческие способности, смекалку, сообразительность.
 
Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор, экран, карточки с пословицами, карточки с зашифрованным текстом,  деревянные палочки, дощечки с пластилином, жетоны, грамоты, сладости.
                                                          Ход мероприятия
Зазывалы : 
Эй, народ честной, 
Подходи, не стой! 
Не гром, не пляс, 
Нынче праздник у нас! 
Что за праздник у нас 
Мы расскажем сейчас. 

1Ведущий
Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы узнать еще об одном народном празднике. Праздник этот наш народ отмечал издавана: День Наума - грамотника.
(Слайд 1)
Сцена. Бабушка вяжет. Дед плетет сеть. Вбегает внук.
Ученик :   Бабушка, дедушка, а кто такой Наум? И почему его называют Грамотником?
Бабушка:   Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума».  (Слайд 2)
Дедушка:   Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать.
Ученик:   Почему именно Наума русский народ выбрал покровителем грамотеев? 
Бабушка: Из-за созвучия слов – ум и Наум.
Дедушка: Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте.
Ученик :  Вот здорово! На целых три месяца учебный год позже начинался! Вот бы нам так! А почему так поздно дети в школу шли?
Бабушка:  Как ты не понимаешь?! Ребятишки-то крестьянские шли грамоте учиться. Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше.
Дедушка:  Вот пророк Наум и обрёл второе имя – Грамотник.
Бабушка:   Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее.
Дедушка:  Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали  (слайд 3):
Мать:
Просыпайтесь ранёхонько, 
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Бабушка:  Принарядившись, все шли в храм, спрашивая благословения на учение отрока.
Ученик:  А это ещё кто такой – отрок?
Бабушка:  Так называли мальчишек 10-12 лет, подростков.
 Сцена 2.
 Ведущий: Давайте, заглянем в избу крестьянскую и увидим, что там происходит Слайд 4
Раздается стук в двери. Отец и открывает, и в неё входит учитель.

Отец. Проходите, проходите Пожалуйста , устраивайтесь, Вот отрок наш, возьмите его в ученье, а что не так – тумаками, розгами его.

Мать. (плачет, причитает). Маленький, маленький он еще для ученья.

Учитель (гладит отрока по голове, раскрывает азбуку). Повторяй за нами. Аз. (Глядя в зал.)

Отрок. Аз — били меня не раз (в сторону, чтобы слышали в зале).

Учитель. Аз, буки.

Отрок. Аз, буки — беру указку в руки.

Учитель. Аз, буки, веди.

Отрок. Аз, буки, веди — страшат, что медведи.

Учитель. Аз, буки, верендеи.

Отрок. Аз, буки, верендеи — мухи в квас залетели.

Учитель. Ижица.

Отрок. Ижица — плетка близится.

Учитель довольно гладит отрока по голове, а он тянется к хлебу.

Учитель. Во время ученья нельзя жевать, а то забудешь выученное; если учишь по книге, то, окончив, должен закрыть ее, иначе все позабудешь.
Мать:  Благодарим Вас. Примите от нас угощение. 
Ученик1: А как выглядела школа раньше?
 Ведущий: Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты  (Слайды5, 6, 7. 8,9).  Занятия в этой школе начинались  в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй". Первый урок – азбука.
"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
Обратите внимание   на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести. Исполняли наказ Слайд10
Славянскими просветителями были Кирилл и Мефодий.Слайд 11 
Это они создали славянский алфавит «Кириллицу» Слайд12
Книг  на Руси было мало. Потому что их писали от руки, они стоили очень дорого. В моих руках старинная книга 1838 года.  
Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

Девочки в народных костюмах поют
Мы с Наумом пришли,
Грамотея привели.
Долго мы его искали,
Наконец нашли.
Будем мы играть,
Чтоб разумней стать.
Очень будем мы стараться,
Все получим “пять”!

Наум: Здравствуйте, ребята.  Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Вот и к вам пришел.  Делу время - …. (Потехе час!). Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?

 Я  вам предлагаю конкурс, который называется 1. «Чтецы» Слайд13
 А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по одному представителя от каждого класса. 
Ведущий: Как  у наших у ворот 
Чудо – дерево растет
И листочки на нем, и снежинки на нем,
Птички на нем,
А вопросы растут словно шишечки.

 Прошу подайте к «Чудо - дереву»  возьмите по синичке Слайд 14
Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан  литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается  качество чтения и правильность ответа. 
 
Учитель: Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их. А то они такие хитрые! Так и хотят вас запутать. ( Награждение сушками)
 Испытание 2. «Писари» Слайд 15
Наум: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли  было писать, и  напишите всего одно слово.  «УЧЁБА».
Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки. Работа со зрителями загадывание загадок.
 А загадки вы любите отгадывать? Я загадаю вам старинные загадки.
1. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где не пройдет, там след останется.
(карандаш)
2. Черные, кривые от рожденья все немые, а как встанут в ряд – сразу все заговорят.
(буквы)
3. Хорошо видит, а слепой.
(неграмотный)
4. Какая водица только для грамотных годится.
(чернила)
5. Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят, двое соглядают, один повелевает.
(бумага, пальцы, перо, глаза, ум)

Представители команд показывают выполненное задание. Награждение сушками.
Учитель :  Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их все почитали, а грамоту ценили – «Видит око далеко, а ум ещё дальше». И прославляли святого Наума-Грамотника, что помогал людям постигать науки, слагали о нём пословицы.  (Слайд 16)
 Придёт Наум – наведёт на ум.
Батюшка Наум, наведи меня на ум.
Наум:   Русский народ за свою многовековую историю сложил немало пословиц, употребление которых в речи делает её яркой .
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают 
И от беды нас берегут.
- Ребята, посмотрим  знаете  ли вы пословицы о пользе грамоты и учения? Проведем конкурс « Продолжи пословицы».  Выбираем снежинку  
Ученье – свет, … не ученье – тьма.
Грамоте учиться …всегда пригодится.
Век живи, ….век учись..
По одежке встречают…. по уму провожают
Награждение. 
Наум: 
А теперь поиграем в игру« Веселый счет».
Дети играют в игру «Веселый счет». Все играющие становятся в круг, взявшись за руки. По цепочке считают  от 1 до 50, но вместо чисел, которые делятся на 5 надо говорить «Не собьюсь».. Играть надо постепенно увеличивая темп.

Испытание четвертое. Хитрые задачи. Слайд17
 Берите по одной шишке
1. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышке стола? 5
2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? 12

Наум: У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В ваш Курский край   попал впервые. Расскажите мне, пожалуйста, чем ваш край может меня удивить. Что в нём особенного?
Ученица1 Слайд 18-19
Мы живем в уголочке России,
Где поют соловьи до зари.
А рассветы на Сеймом такие, 
Что хоть кружками воздух бери
Ученица2 Слайд 20
Дорогой и горячо любимый
На Земле ты для сердца рай.
Мой единственный, неповторимый
Часть России – мой Курский край!

Учитель: Славен,  наш край соловьями курскими Они поют,  просто дух захватывает, да люди от них не отстают.
Встречайте Екатерина Орлова и танцевальная группа «Калинка» Слайд 21

Песня  Калинка Слайды 21-31

 Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их.
 

Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя  ваши молодцы.  А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю горшок, полный монет. И ваши учителя заслужили подарки, дарую им каждому по горшочку с монетами. Монетки использовали шоколадные. По окончанию праздника их раздали учащимся.
Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников  – лучший подарок учителю. Слайд 32
    
Наше мероприятие подходит к концу. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. Давайте все вместе споем песню. 
1.Если грамоте учен,
То всегда ты весел,
И в запасе много есть
Развеселых песен!
 
припев
И диктант, и рассказ
Одолеет дружный класс
Ведь грамотей Наум за нас!
 
2.Если грамоте учен,
В жизни много знаешь,
И всегда своим друзьям
В жизни помогаешь!
 
- Ребята, всем вам большое спасибо.
 

Презентация >>>

Просмотров: 52 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт