Вторник, 18.12.2018, 17:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Март » 23 » Психологическая гостиная для детей и их родителей на тему: «Тепло семьи»
08:33
Психологическая гостиная для детей и их родителей на тему: «Тепло семьи»

Педагог – психолог
МАДОУ № 9  г.Курчатова
Булаева Л.В.

 

Участники: семейные пары (4-5 пар).
Подготовительная работа: оформление зала; разработка рекомендаций для родителей.
Оформление зала: на экране — тема встречи;  столы стоят полукругом, на каждом столе  свеча,  набор для рисования, чистые листы, ручка. На маленьком столике корзинка с погремушками. Мольберты по числу семей.

Цель: оптимизация детско – родительских отношений , установление атмосферы доверия  и взаимопонимания между  родителями и детьми.

Задачи: 
- формировать у  родителей  уверенность в  собственных педагогических  возможностях , умение  знать и понимать своих  детей.
- обогащать  совместный  эмоциональный  опыт членов семьи ..
- развивать способность разбираться в чувствах.
- укреплять  семейные ценности.

 

Уважаемые гости, папы, мамы, дети, я очень рада  вас приветствовать в нашей  психологической  гостиной.

(Звучит легкая музыка и на ее фоне  читаю)

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Вы  в силах  родным  подарить.

Мы сегодня  здесь собрались, чтобы  подарить искорку счастья  друг другу.

Думаю, эта искорка согреет ваши  сердца и соприкоснет теснее души.

1.Упражнение « Ассоциации»

Семья — это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности.

Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него.Сейчас я предлагаю  каждой семье составить ряд ассоциаций  к слову  СЕМЬЯ.  После составим общую картину ассоциаций. Родители и дети называют  слова а я записываю на мольберте. 

Сколько разных чувств, эмоций, понятий в наших  представлениях  о семье. И, конечно есть «очаг».

2.Притча «Тепло  семейного  очага»

(  видеоролик)

 «Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

  «Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

  Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

  Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

   Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

   И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

   И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»

А сейчас я предлагаю  зажечь символический очаг вашей семьи – свечу.

( обратить внимание кто зажигает в каждой семье и как.)

А я тоже зажгу эту свечу, ведь вы сегодня тоже, в какой то степени одна семья -  семья  детей и родителей.

3. Чтение стихотворения (ребенком).

Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!

Я думаю всем нашим детям повезло с их родителями, поэтому вы сегодня здесь, вместе с ними и их глаза светятся радостью.

4.Притча « Когда люди ссорятся»(можно  ее проделать и задавать вопросы родителям)

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие,- сказал один. 

- Но зачем же кричать, если другой человек находиться с тобой рядом?- спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? 

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил: 

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат. 

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. 

А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. 

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите  слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

5.Упражнение «Пойми меня»

Дети и родители  с завязанными ртами по очереди  рисуют  рисунок.( на мольберте прикреплен лист бумаги , начинает рисовать  кто то из родителей, затем следующий дорисовывает, и так пока не нарисуют целую  картинку.) 

(Обращаюсь к  родителям)

- Что вы сейчас чувствуете?  Показалось ли что то трудным? Поделитесь своими  чувствами…

- Ребята, а вы свои чувства  прозвените этим колокольчиком.

Сколько прекрасных  разных чувств наполняют вас! Но одно из них самое главное – ЛЮБОВЬ. И оттого насколько человек наполнен ею, зависит содержание жизни. А источником большой любви является – родительская любовь. « Все мы родом из детства».

6. Интервьюирование « Родительская любовь»

Я провела интервьюирование детей по этой теме, где спрашивала их: 

- Что такое родительская любовь?

- Как она выражается? Как вы ее чувствуете?

Вот ответы детей:

«Это когда мама говорит ласково: «Я тебя люблю, ты моя киска». А папа не любит меня и маму, он ее обижает». Женя 7 лет.

«Это когда папа целует меня, обнимает, называет меня солнышком. А мама говорит: «Ты моя радость». А когда мама меня ругает, то я чувствую, что она меня не любит». Аня Р. 7 лет.

«Я думаю, что она выражается в том, что они прижимают, обнимают своего ребенка, говорят с ним по-нежному, поют песню перед сном – ласковую, нежную. А когда ребенок просыпается, говорят ему с улыбкой: «Доброе утро, мой медвежонок», Настя Б. 6 лет.

«Это когда говорят ребенку: «Дорогой, любимый, давай с тобой поиграем. Или учат его тому, что он еще не умеет делать», Саша М. 7 лет.

«Это когда мама и папа любят своего ребенка, говорят ему хорошие слова. Но папа иногда может странно поступать, обзывается, может «дурачок» сказать. А мама целует, обнимает». Максим С. 7 лет.

(раздать  листочки с ответами их детей на эти вопросы) . 

Почитайте и осознайте почему ваш ребенок так ответил…Не забывайте о том, как бы он не ответил, он имеет на это право. А если его ответ вас не устраивает, задумайтесь, как можно это побыстрее исправить.

7. Чтение стихотворения ( на фоне  звучания музыки)

…Семнадцать раз обнять,
поцеловать раз десять…
Лишь так счастливей стать
Сумеют наши дети.
Целуйте их всегда,
Ласкайте и купайте…
Хоть в доме – нищета,
Игрушки покупайте!
Пусть он растет не так,
– о будущем мечтайте!
Любви, хоть на пятак,
Ребенку отпускайте!
Досаде вопреки,
– ребенка обнимайте,
И в нежность, как в силки,
Его вы заключайте!
Иначе – дьявол злой,
Его уловит в сети…
Любовь. Добро. Покой –
О них мечтают дети.
Семнадцать раз обнять,
Поцеловать раз десять
Я приготовила вам вот такие советики ( раздать каждой семейной паре)

• От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение:«со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения. недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я — плохой».

• Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

• Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.

• Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.

• Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

• Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

• Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.

• Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.

• Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

• Перед уходом в детский сад получить объятие родителей и напутственное слово или жест.

• По возвращении из сада рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.

• В выходной день обсудить прожитую неделю и значение ее для детей и родителей.

• Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.

• На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.

• В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

• Вместе с мамой готовиться к празднику и печь вкусный торт.

• Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

8.Упражнение «Моя Галактика»

Посмотрите, у вас есть кусочек Вселенной (синий лист). Но на нем не видно пока ни одной звезды. Теперь вы создадите свою Галактику, где будет столько звезд, сколько вы посчитаете нужным. Вырежьте из цветной бумаги звезды разных размеров и разного цвета,  приклейте  их  на альбомный лист.  Замечательно! У вас получилась своя Галактика.

А теперь найдите среди всех звезд ту, которая вас больше всего привлекает - свою звезду. Подпишите её – «Я». Теперь попробуйте найти звездочку своего малыша. Подпишите её. ( выбор осуществляйте договариваясь и советуясь друг с другом). Найдите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам также дайте имена своих родных, близких, знакомых, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды. 

С психологической точки зрения вы создали мир, в котором вы живете,  выразили эмоциональное отношение к вашему социальному окружению.

А теперь давайте проанализируем: вначале обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу, сбоку: это говорит о вашей самооценке, отношении к себе; об этом говорит и размер звезды.

Если ваша звезда самая большая, находится в центре листа или выше – это говорит об эгоцентризме, желании всегда быть в центре внимания, высокой самооценке.

Если же ваша звездочка маленькая, находится где-то в уголочке, вдали от других звезд, вам следует задуматься о том, не принижаете ли собственную значимость, какие у вас отношения с окружающими,  может быть, вы избегаете общения с другими людьми?

 Цвет вашей звезды говорит о вашем эмоциональном состоянии, а также о  вашем восприятии окружающих людей на эмоциональном уровне:

Синий цвет  говорит о том, что вы видите себя или другого  человека добросовестным, спокойным, несколько холодным.

Зеленый –  самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый.

Красный – дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

Розовый – нежный, чувствительный, уязвимый.

Оранжевый – гибкий, добрый, отзывчивый, художественно одарённый, преобладает хорошее настроение, но поверхностный, интересы  неустойчивые,  потребность в увлечениях.

Желтый – очень активный, открытый, общительный, весёлый.

Фиолетовый – беспокойный, эмоционально напряжённый, имеющий потребности в душевном контакте.

Коричневый – зависимый, чувствительный расслабленный.

Черный – молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Серый - вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

А теперь посмотрите, где находится звездочка вашего малыша? Какого она размера? Цвета? Используя те знания, которые вы получили раньше, попробуйте проанализировать ваше восприятие ребёнка: значимая он фигура в вашем мире или  нет, как вы воспринимаете его  на эмоциональном уровне?

Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезды рядом, а все остальные подальше? Подумайте, о чём это говорит? А если  звездочка вашего ребенка далеко от вас, то чьи звезды окружают его? Подумайте, как эти люди влияют на вашего  малыша.

А теперь проанализируйте точно таким же образом звезду вашего мужа. Она находится рядом с вашей и вашего ребёнка? Замечательно! А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не отстранился ли он от своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьёй?

Просмотрите все звезды, которые есть в вашей Галактике. Обратите внимание на звезды чёрного и  серого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались». Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Нравится ли вам ваша Галактика? Хотели бы вы в ней что-то изменить?Для тех, кто хочет изменить свой мир,  сделайте дома еще одну Галактику, такую , какую бы вы хотели видеть её в идеале: свой идеальный окружающий мир, где всё цельно, гармонично, совершенно».

( на экране заставка; - Спасибо детям за бардак!!! За смысл!!! За жизнь!!! За мысль о главном!!! За то, что... Пусть везде не так!!! Но... Есть они!!! И это главное!!! )

9. Рефлексия

Участникам занятия предлагается  закончить фразу: 

«В ходе встречи я понял (а) ...» 

Спасибо всем за активную работу. Я буду рада встретиться с вами в нашей гостиной в следующий раз.

 

Просмотров: 65 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт