Суббота, 20.10.2018, 12:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2015 » Сентябрь » 23 » Проектно – исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
09:29
Проектно – исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

Учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №2"
Кузнецова Е.М.

«У детей всегда должна быть перспектива интереса, удовлетворенности делом, творчеством,  радости предстоящего познания…» 
         Настоящее время   - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому ведущей идеей моей работы является:
развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки и внеурочную деятельность. 
        Динамично меняющийся мир несет огромные потоки информации. Для того чтобы ребенок мог ориентироваться в этом потоке, необходимо научить его перерабатывать, трансформировать и применять информацию в соответствии с выбранными целями. Нельзя не учитывать и тот факт, что у младших школьников мотивация к учебе и интерес еще не на высоком уровне.
        В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему. Технология проектного обучения, как альтернативная традиционной системе, помотает сегодня развивать проектный стиль мышления обучающихся, развивать их творческие способности. Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. 
           Технологию проектного обучения я эффективно использую на протяжении 3 лет. Сегодня я хочу поделиться опытом и рассказать о плюсах и минусах этой технологии.
          Для результативности выполнения проекта необходимо придерживаться определенных этапов: мотивационный, планирующий, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап:
учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи. На этом этапе работы надо оперируя к жизненному опыту детей суметь заинтересовать их так, чтобы загорелись глаза, чтобы они дружно подхватили идею учителя, и она стала идеей учеников. 
Планирующий этап: определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
Информационно - операционный этап:
ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; 
учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. 
Источниками информации могут быть: музеи, библиотеки, сеть интернет, педагоги и родители.
Рефлексивно – оценочный   этап:
ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку;
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности. 
На заключительном этапе работы ребенок выбирает ту форму защиты, которая ему близка и соответствует его творческому потенциалу: поделка, игрушка, рассказ, книга, поделка, электронная презентация и т.д.
Огромную помощь детям в выполнении проекта помогают родители. На одном из родительских собраний я познакомила родителей с правилами выполнения и оформления проектов.
         В педагогике существует довольно большая классификация проектов. Я лишь остановлюсь на временной классификации, поскольку она объективно показывает динамику проектной деятельности детей.
         В своей практике я применяю: мини – проекты, краткосрочные, среднесрочные,  долгосрочные.
Последовательность приобщения обучающихся к проектной деятельности:
-  от недолговременных однопредметных проектов к долговременным межпредметным;
-  от личных проектов к групповым.
Мини – проекты: «Оригами», «Узоры и орнаменты» были выполнены в течение одного урока.
Краткосрочные проекты: «Школа кулинаров», «Рифма», «Семья слов», «Как научиться выразительно читать стихотворение». Проекты выполнялись 5-6 уроков.
Среднесрочные проекты: «Страны мира», «Города России», «Богатства, отданные людям».  На выполнение проектов ушло больше месяца.
Долгосрочные проекты: «Мой любимый город Курчатов», «Кто нас защищает», «Разнообразие природы родного края», «Моя родословная».  Выполнение данных проектов продолжалось в течение учебного года.
         Проектная деятельность начинается на уроке и продолжается во внеурочное время. Некоторые проекты родились под большим впечатлением от экскурсий и поездок по родному краю.
          Экскурсия в город Льгов помогла нам создать три проекта: «Богатства, отданные людям», «Город Льгов», «Музей А. П. Гайдара».
            Проект «Музей А. П. Гайдара» был представлен на областной детский литературно – художественный конкурс «Семь чудес Курской области» Ивановым Егором и занял достойное первое место.
       Однако у проектной технологии есть и свои минусы: Увеличивается нагрузка и затрата личного времени учителя. Возрастают требования к компетентности педагога. В группах могут возникнуть коммуникативные проблемы, и дети окажутся в стрессовой ситуации.
        Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
        Эффективность использования технологии проектно – исследовательской деятельности в начальной школе –это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.

Презентация>>>

Просмотров: 274 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт