Вторник, 21.11.2017, 05:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Декабрь » 9 » Применение метода творческих проектов в обучении технологии
15:45
Применение метода творческих проектов в обучении технологии

Учитель технологии 
МБОУ "Гимназия №2" г Курчатова
Федоренко С.И.

 

Сегодня, преподавая технологию, необходимо рассматривать ее в более широкой сфере, чем материальное   производство,    а   именно   в   связи со всей   системой   "природа,   -   практика   -   человек - наука"  (П.Р.Атутов).
Технологическая подготовка в настоящий момент выступает как процесс формирования у обучающихся технологической картины мира и овладения средствами преобразовательной деятельности. Это опосредованно влияет на формирование личности,
стимулирует развитие способности к анализу профессиональной деятельности и соотнесению себя с миром труда и профессий, воздействуя на личность через мотивационную сферу, т.е. присущие личности склонности и интересы, связанные с выбором
профессии, интеллектуальную сферу (сформированность интеллектуальных способностей), социально-психологическую сферу (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми). Таким образом, технологическую подготовку можно рассматривать как одно из эффективных средств профессионального самоопределения. Осуществляя технологическую подготовку в совокупности с применением методов развивающей психологической диагностики и другими
методами, применяемыми в практике профориентационной работы, можно надеяться на успешность педагогического воздействия на процесс самоопределения.
Методы обучения должны предусматривать деятельность учащихся в ситуации выбора с принятием самостоятельных обоснованных решений на основе учета целого ряда взаимосвязанных факторов. В этой связи одним из важнейших становится проектный метод обучения. "Целью проектной технологической    деятельности является совершенствование  окружающей человека  
искусственной среды, формирование ее эстетических и функциональных качеств"   (М.Б.Павлова).
Ведущее место в учебно-воспитательной работе с учащимися отводится методу творческих проектов. Что же такое метод творческих проектов?
Метод проектов (от греческого "путь исследования") - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса,
ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Под проектом (лат.projectus - план, замысел) понимается самостоятельная творческая работа учащихся, соответствующая  их возрастным возможностям. Одним словом проект - это самостоятельная творческая завершенная работа (под руководством учителя), в которой учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным, может быть комплексным или включать один блок программы,  может быть выделен в самостоятельный блок программы, а может материал для программы накапливаться в течение года и быть исполненным к концу года.

Проект рекомендуется проводить в конце года, когда пройдены все обязательные разделы программы.
Функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников могут быть следующими:
обучающая функция - направлена на формирование технологических и углубление политехнических знаний, общетрудовых умений и навыков;
-    развивающая функция - направлена на развитие творческих способностей, моторики, технолого-экономического мышления, волевой сферы личности, наглядно-образной памяти, пространственных представлений, психических процессов,
технологического мышления и др.;

-    воспитывающая функция - направлена на развитие    таких    качеств личности, как инициативность,    коммуникативность,
самостоятельность, патриотизм, гуманность, гражданственность, широта интересов, предприимчивость, трудолюбие, технологическая этика, технологическая культура и др.
Требования предъявляемые к проектированию изделий (услуг):
-    экономичность - требует производства с наименьшими материальными, энергетическими и временными затратами;
-    эргономичность - предусматривает изготовление такого изделия (услуги), на которое будет затрачено минимум энергии и движений человека;
-    экологичность - заключается в изготовлении и эксплуатации изделий (услуг) без нанесения ущерба окружающей среде;
-    этичность - предусматривает осуществление проектов, которые создают условия для лучшей качественной жизни человека и оптимальной среды обитания.
Существует    классификация  проектов по содержанию:
 
1.    Интеллектуальные. Разработка модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские проекты учебных, жилых и производственных помещений и т.п.
2.    Материальные. Создание инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий; результаты технического и прикладного творчества учащихся в материале.
3.    Экологические. Очистка загрязненных производственных    помещений,    лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор,
переработка и использование вторичного сырья для изготовления изделий, в том числе объектов труда учащихся.
4.    Сервисные. Сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья.
5.    Комплексные,включающие интеллектуальные, материальные,  экологические и сервисные составляющие.
Например,     в    кулинарии    -    сервировка стола, оформление     блюд,     интерьера    квартиры, реклама продуктов и кулинарной продукции;  в парикмахерском деле       -       моделирование       причесок, реклама косметических    средств, совершенствование
парикмахерских инструментов, рабочего места и т.д.
Следует обратить внимание на то, что приведенная тематика проектов, в основном, направлена на повышение интеллектуализации трудового образования, на стимулирование любознательности, на установление межпредметных связей. Именно поэтому ожидаемое выполнение проектов носит интегративный характер, включающий материализацию идей и предложений. 
Творческие проекты могут выполняться для школы, дома,  досуга,  в виде заказов предприятий  (фирм).
В задачу проектирования входит также экономическая   и   экологическая   оценка выполняемых работ. В связи с этим нужно предложить и тщательно подобрать объекты проектирования для каждого ученика или бригады с учетом конкретных материально-технических условий, потребительского спроса, возможностей реализации изготавливаемой продукции, санитарно-гигиенических требований. При этом нужно учитывать индивидуальные способности каждого ученика.
Из чего состоит проект?
Проект состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве теоретической является пояснительная записка с эскизами, чертежами и технологическими картами и самого изделия, выполненного руками учащегося. В качестве  практической выступает конкретное изделие, макет, модель, видео-фильм, компьютерная разработка.
Работа над проектом требует длительного промежутка времени. Поэтому выполнение проекта необходимо проводить с самого начала учебного года. Он делится на три этапа: организационно-подготовительный,    технологический и заключительный. На основе этих этапов составляется план выполнения проекта.

Этапы проектирования План выполнения проекта
Организационно-подготовительный -    выбор проекта и его обоснование;
-    сбор и обработка необходимой информации
разработка   идеи выполнения проекта  с учетом экономических и экологических ограничений:
а)    эскиз
б)    составление плана изготовления проекта
в)    определение критериев контроля
 Технологический организация    и выполнение проекта - корректировка плана
Заключительный -    оценка   качества выполненной работы
-    защита проекта

 

Каждый человек в своей практической деятельности постоянно решает различные проблемные задачи, т.е. выполняет своего рода
проекты. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях руководит именно проектной деятельностью учащихся. Это происходит тогда, когда они под его руководством решают всевозможные конструкторские, конструкторско- технологические    задачи,    связанные с изготовлением объектов труда. В настоящее время делаются попытки систематизировать проектную  деятельность школьников и руководство его со стороны учителя. Это нововведение обусловлено следующими причинами:
Во-первых,   анализ учебных программ по трудовому обучению,     практикуемой    методике преподавания, практической   работы   учителей   показал,    что, к сожалению,   до   сих   пор   мало   внимания уделяется развитию самостоятельности,   инициативы учащихся; деятельность их носит в основном воспроизводящий характер;   учитель  показывает,   что и как делать, а    ученики    копируют    его    действия.    Наряду с преобладанием      в      трудовом      обучении этой тенденции,      накоплен     немалый     опыт развития творческих способностей школьников. Во-вторых,       анализ      опыта      зарубежной школы показал,        что       существуют       некоторые не практикуемые     в     нашей     школе     пути перехода воспроизводящей        продуктивной деятельности школьников   по   мере   их   развития   в творческую, связанную     с      анализом     возможных проблемных ситуаций, формированием новых умений и навыков. Проект   разрабатывается   учащимся (индивидуально или в составе  бригады)   под руководством учителя в первой половине учебного года,  а завершается к его концу.  Он может носить комплексный характер, т.е.    при    его    выполнении   могут использоваться знания     и     умение     по     нескольким разделам программы,       но      не      исключается      и такая возможность,    когда   проект   выполняется   в рамках лишь какого-либо одного раздела. Объекты проектирования должны быть посильны для учащихся соответствующих возрастных групп.
Для выполнения проектов учащимся необходима определённая теоретическая подготовка в области конструирования,    решения изобретательных творческих задач. Для этого учителем может быть использована        часть    времени, отводимого программой для выполнения проектов.
Формированию технического мышления способствует, прежде    всего,    решение конструкторско-технологических задач, которые, как нам представляется, должны лежать в основе постановки проектных заданий и решение которых должно составлять суть выполнения проекта. В противном случае, т.е. без постановки перед учащимся проблемных заданий, проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащегося. Если рассматривать тематику проектных заданий, в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии. Однако на настоящем этапе внедрение в практику программы по технологии целесообразно, на наш взгляд, выбирать темы для проектов, связанные с конструированием и изготовлением различного рода учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебных мастерских, предметов домашнего обихода, игрушек для малышей и младших школьников, инструментов и приспособлений для работы на садовом участке и т.п.
Учитель технологии пока более всего готов к руководству именно такого рода проектами. Им отвечает и имеющееся в школьных мастерских оборудование.
Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у учителя должен формироваться     «банк     проектов»     - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения.
В учебной мастерской необходимо оборудовать «Уголок проектов», где могут быть размещены следующие материалы:
1.    «Положение    об    ученическом    проекте по «Технологии».
2.    Примерная   программа   раздела   «Проекты по «Технологии».
3.    Тематика проектов  («банк проектов»).
4.    Образцы     выполнения     проектов, включая изготовление школьниками изделия.
Особую сложность для учителя представляет организация выполнения проектной деятельности: 4
часа следует отвести на чисто теоретическую подготовку - на обучение решению конструкторско- технологических задач. Остальное время (10 часов) на конструирование и выполнение изделий:
определение    конструкции, составление технологической карты (отчёта), изготовление деталей, сборку и отделку, а также на составление отчета по выполнению проекта с необходимыми экономическими расчётами. Изучение теоретического материала, связанного с решением конструкторско-технологических задач, можно осуществлять либо в процессе занятий по разделу «обработка материалов» (или другим), выбрав для этого подходящую ситуацию, когда возникает необходимость разработки или усовершенствования какой-либо конструкции, либо на специальных занятиях по разделу «Проект». Изучение теоретического материала на каждом занятии по проектам необходимо сопровождать выполнением конкретных практических занятий, упражнений, проведением демонстраций, осмыслением опыта выполнения проектов учащимися других классов в предыдущие годы. Ученикам целесообразно по мере изучения материала и выполнения проектов вести записи в специальной тетради.

Изготовление изделия по проекту можно осуществлять либо в течение учебного года, либо в последней четверти, обязательно укладываясь в отведённое для этого время. Программа школьного курса «Технология» предусматривает выполнение учащимися в каждом классе, начиная со 2, проекта творческого задания интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности - учебной, производственной, бытовой и др.
1.    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Сформировать   у учащегося  систему  общих трудовых и   интеллектуальных   знаний,    умений   и навыков, воплощенных   в   конечные   потребительские предметы и    услуги,     способствовать    развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
2.    ТЕМАТИКА.
Темы    проектов    выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного творческого коллектива.
Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:
1.    решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных    пособий, инструментов,
приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации,    бытовых устройств,
декоративно-прикладных изделий и т.п.
2.    разработка и модернизация технологий для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использование вторичных ресурсов и т.д. с обязательной апробацией результатов.
3.    решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.
4.    разработка    способов    и приёмов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.
5.    решение    задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и
интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

3.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА.
Учащиеся выполняют не менее одного проекта за учебный год. При выборе его темы необходимо учитывать потребности школы, семьи, общества. Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения в соответствии с требованиями программы курса «Технология».

4.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА ОСУЩЕСВЛЯЕТСЯ В ЧЕТЫРЕ ЭТАПА.
1.    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

a.    выбор темы проекта учащимся, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта;
b.    определение объёма знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проектов в соответствии с требованиями программы;
c.    составление учащимися совместно с учителем плана работы по проекту;
d.    обучение умениям работать с литературой и другой информацией по теме проекта.
2.    КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП:
а. Разработка конструкций, технологии изготовления объекта труда, плана проведения мероприятий по организации.

 

 

Просмотров: 70 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт