Среда, 23.01.2019, 19:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2019 » Январь » 10 » Приёмы и методы формирования понятийного мышления на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
10:20
Приёмы и методы формирования понятийного мышления на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Учитель музыки
МБОУ "СОШ №5"
Бочарова А.В.

 

 

Преподавание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы предполагает изменение образовательной идеи. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Целью современного образования становится развитие ученика, как субъекта познавательной деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;

- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способными к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

         Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

          Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать.  Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть  приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной выдавать идеи, воплощая их в жизнь.

       Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

- развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

    Одной из задач на уроках музыки, как и на других предметах, является формирование и развитие понятийного мышления.

    В общем смысле понятийное мышление — это такой вид мышления человека, при котором он оперирует понятиями и логическими конструкциями. Впервые такое определение было дано советским психологом Л. С. Выготским, который также вывел три основные и самые важные характеристики данного вида: Способность видеть и понимать суть явлений. Умение строить причинно-следственные связи. Навыки систематизирования информации и выстраивания ее в цельную картину.

     Понятие – это форма абстрактного (логического) мышления, его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его  свойство.

     Специфика мышления школьника состоит в том, что у ребенка недостаточно развиты способности к определенным формам мышления. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления.

  Если мышление в понятиях недостаточно развито, то ребенок испытывает трудности в абстрагировании, обобщении, в выделении существенного и отбрасывании несущественного. Причем трудности эти, проявляются на всех этапах обучения и на различных предметах.

Беспомощность в выделении главного приводит к неумению разделить учебный текст на смысловые части, отделить суть от деталей, кратко пересказать его.

Так, например, в 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами понятийного мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. Рассмотрим более подробно эти приемы.

   Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно двусмысленным, т. е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить его признаки и значение.

Владеть понятийным аппаратом – значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности.

Учитель должен учитывать уровень обучаемости школьников и дифференцировать формы работы по уровням сложности.

Приемы формирования понятийного аппарата:

 Введение термина на уроке в   процессе объяснения новой темы, знакомство с понятием, термином, выявление этимологии понятия. Учитель делает   акцент на новом термине в процессе изучения новой темы, с уточнением его   правописания. Обязательная запись в тетради, с определением существенных   признаков. Отработка   понятий. Работа с учебником. Работа со справочной, хрестоматийной литературой. Выработка определения при помощи наводящих вопросов, работы с текстом и закрепление. Контроль: Диктанты с ошибками. Найти лишнее в логической связке слов, терминов. Дописать термин. Дать определение к термину. Тестирование. Индивидуально-фронтальный контроль.

     Основные инструменты мышления для создания понятий

Анализ — расчленение общего на составные части и отдельные признаки.

Синтез — обобщение отдельных частей в общее целое.

Сравнение — сопоставление нескольких предметов или событий между собой.

Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий.

Обобщение — это объединение разных понятий в одну категорию.

Систематизация — объединение категорий в одну систему

    Выдающийся психолог Б.М. Теплов отмечал, что «восприятие музыки идёт через эмоцию, но эмоцией не кончается. Музыка представляет собой эмоциональное познание». Одновременно со слуховой и чувственной активизируется визуальная и моторная зоны мозга. Характер эмоциональной реакции на музыку проявляется в мыслительной деятельности учащихся.

     Образцы подлинного музыкального искусства существенно способствуют формированию у слушателей способности свободного творческого воображения, мышления. Поэтому, учитывая нюансы, связанные с воздействием музыки на слушателя, необходимо тщательно отбирать музыкальные произведения, предназначенные для воспитания нового поколения.

Упражнения для развития понятийного мышления школьников

1. Анализ музыкального произведения по схеме, данной учителем, например, «Средства музыкальной выразительности»:

- мелодия (плавная, восходящая, поступенная, скачкообразная)

- лад (мажорный, минорный, переменный)

- ритм (ровный, пунктирный, синкопированный)

- динамика (тихо, умеренно, громко)

- темп (медленный, умеренный, быстрый)

- тембр (инструменты, голос)

Схема анализа может меняться в зависимости от возраста учеников и задач, которые ставит учитель.

Например, в 7 классе, перед слушанием «Сюиты в старинном стиле»             А. Шнитке вспоминаем определение понятия «сюита», затем прошу в творческой тетради после прослушивания письменно озаглавить каждую часть сюиты по характеру звучания. Далее прошу найти, что между частями   общего. После выполнения задания, учащиеся убеждаются, что сюита представляет собой несколько разнохарактерных частей, объединённых общим замыслом (5 разнохарактерных частей написаны в старинном стиле)

     2.Синтез процессов восприятия картины и музыки.

   Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности на уроке музыки. В его основе лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Синтез процессов восприятия картины и музыки, и работа по составлению творческих рассказов по картине.

Этапы построения занятия:

1) рассматриваются оба произведения, состоящие из взаимосвязанных объектов (восприятие картины, прослушивание музыкального произведения);

2) уточняются действующие объекты и их основные характеристики (в картине – изображенные объекты, в музыкальном произведении – звучание отдельных инструментов);

3) берется основная система, которая требует сравнения, и поочередно в ней находятся объекты для сравнений (наложение объектов первой системы (музыкального произведения) на объекты второй системы (картины)).

   Например, знакомство с романсом С. Рахманинова «Весенние воды» и картинами «Пейзаж» Д. Бурлюка и «Буйный ветер» А. Рылова в 5 классе. Целью данной работы является создание условий для описания пейзажа на основе сравнения тембров музыкальных инструментов. В 4 классе, например, предлагается определить, что объединяет музыку балета И. Стравинского «Петрушка» и картину Б. Кустодиева «Балаганы». В 7 классе есть задание в учебнике «Музыка»: сравните музыкальный язык «Праздненств» К. Дебюсси с языком картины К. Коровина «Париж. Бульвар капуцинок». Что общего между этими произведениями искусства? Примерная схема анализа:

- автор (музыки, картины)

- название (музыки, картины)

-история создания произведения

- что изображено на переднем плане (мелодия)

- что изображено на заднем плане (аккомпанемент)

- главная мысль произведения

- какими красками написана (средства музыкальной выразительности)

Затем выявляются общие черты в картине и музыке.

3. Метод «Символическая аналогия».

   Очень удачно на занятиях, особенно в начальных классах, проходят приемы разучивания и исполнения песен по методу «Символическая аналогия». Дети сами или с помощью учителя придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их.  Например, песня «В лесу родилась ёлочка» в 1 классе сопровождается движениями «метель её пела песенку» (руки над головой покачиваются то влево, то вправо), «Спи ёлочка» (ладони сложены под щекой, глаза закрыты), «смотри не замерзай» (грозят пальчиком) и т.д. по тексту.

     4. Упражнение «Найди ненужное слово».

 Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления. Например, найдите “Лишнее слово”:

а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.

б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.

г) вальс, полька, менуэт, фокстрот, марш.

5. «Буквенный диктант».

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.

Например,

О – клавишно-духовой инструмент (орган)

Б -  низкий мужской голос (бас)

Р – музыкальное сочинение траурного характера в память о погибших

 (реквием)

А – струнный инструмент (арфа)

З – сказочный балет С. Прокофьева («Золушка»);

    Из первых букв оставляем слово-анаграмму – Образ

   При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы.

5. Упражнение «Назови одним словом или словосочетанием»

Например,

- две скрипки, альт, виолончель (квартет)

- сольная песня в опере (ария)

- флейта, кларнет, гобой, фагот (духовые деревянные инструменты)

6. Упражнение «Последовательность»

Например,

- назовите или спойте звукоряд от «До» вверх по порядку

- запишите фамилии композиторов по- порядку, начиная от самого старшего: Свиридов, Шнитке, Глинка, Шостакович

7. Упражнение «Противоположности»

Продолжи:

- мажор (минор)

- весело (грустно)

- громко (тихо)

-легато (стаккато)

В 8 классе при изучении музыки к фильму «Властелин колец» есть задание: «В каких известных вам художественных произведениях противопоставлены образы добра и зла, света и тьмы, любви и ненависти? Составьте музыкальную коллекцию на эту тему» 

8. Выбрать произведение, соответствующее схеме.

Например, прослушать два произведения. Какое из них является трёхчастным и соответствует схеме: А-Б-А.

Прослушать 2 фрагмента, в котором из них пунктирный ритм? 

9. «Подбери понятие под определение»

 - самый большой деревянный духовой инструмент (фагот)

- массовые сцены в балетном спектакле (кордебалет)

- усовершенствованная гармоника, названная в честь певца-сказителя (баян)

10. Определение понятий.

      Дать определение понятию - сложная умственная работа. Вначале дается родовое понятие, а затем определяются видовые отличия.  Например, опера – это музыкальный спектакль, в котором артисты поют, а не разговаривают. 

Вокализ – произведения для пения на какой – либо слог или звук.

Композитор – человек, который сочиняет музыку.

Темп – скорость исполнения музыки.

           Музыкальное воспитание представляет собой многоаспектный процесс педагогического воздействия, в ходе которого осуществляется музыкально – художественное, нравственно – эстетическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности.

     Научный подход к воспитанию учащихся требует постоянного анализа и контроля результатов комплекса, применяемых средств педагогического воспитательного воздействия в учебной и внеурочной работе, в их взаимосвязи.

Более чем другим видам искусства, музыке присуще удивительное свойство активизации духовных сил человека, пробуждения в нём стремления к совершенству. Подлинное искусство предоставляет возможность познать и усвоить чувства, мысли, ориентиры, которые необходимы, но в силу ограниченности собственного жизненного опыта ещё не могли быть пережиты и выработаны.

Музыка способствует не только сопереживанию композитору, но и развитию самой личности учащихся.

Психологическое воздействие музыки тем сильнее, чем больше точек соприкосновения будет выявлено в ходе музыкального восприятия между прозвучавшим содержанием и внутренним миром слушателя.

     Как писал В. А. Сухомлинский: «…Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

 

 

 

 

Литература:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении        детей. - М., 1998.

2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Учебники «Музыка» 1-8 класс. – М.: Просвещение, 2018

3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989

4. http://fb.ru/article/422396/ponyatiynoe-myishlenie---eto-opredelenie-osnovnyie-printsipyi-metodyi-razvitiya-i-issledovaniya

Просмотров: 12 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт