Понедельник, 18.06.2018, 04:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Май » 24 » Приемы и формы развития читательской культуры
10:35
Приемы и формы развития читательской культуры

Учитель русского языка и литературы
заместитель директора по ВР
МБОУ "Гимназия №2"
Билецкая Ж.П.

 

 

«Мечтайте, господа, мечтайте!» - восклицал главный герой фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен». Мы же, учителя русского языка и литературы и восклицаем, и просим, и настаиваем: «Читайте, дети, читайте!». Дети читают, но все меньше и меньше, предпочитая шелесту книжных страниц компьютерные игры и социальные сети. Поэтому задача учителя сегодня - научить наших учеников любить читать, а значит - мыслить и  чувствовать. А как это сделать? Учитель решает для себя сам, но главное - помнить, как сказал Харуки Мураками: «Как бы безнадежна ни была ситуация, конец у нити всегда найдется». Не теряя надежды, рассматриваю различные приемы и формы развития читательской культуры у школьников, а дети с удовольствием откликаются на нестандартные задания, уроки, внеклассные мероприятия.

С нетерпением ждут мои шестиклассники читательские марафоны, которые требуют  серьезной подготовки: самостоятельного изучения жизненного и творческого пути писателя или поэта, истории создания выбранного произведения, глубокого его осмысления. Читательский марафон - это встреча с книгой, а значит, встреча с новыми впечатлениями, которыми дети делятся после совместного прочтения того или иного произведения.
Иногда мы читаем книгу наоборот, начиная с последних страниц.  Дети придумывают свою сюжетную линию данного произведения, а потом сопоставляют свой рассказ с прочитанным. Так развивается воображение, логическое мышление, повышается читательский интерес.

Не секрет, что дети не любят писать сочинения. На уроках развития речи или творчества обращаю внимание учеников на аннотацию. Как правило, это несколько сухих строк, которые не вызывают у школьников особого желания читать. Предлагаю детям написать самим аннотацию на свою любимую книгу. Аннотация должна быть с некоторой интригой, чтобы заинтересовать потенциального читателя. Через какое-то время возвращаемся к этим материалам и обсуждаем, что было прочитано из предложенного одноклассниками.
Один из  подходов к развитию читательского интереса - проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе. Проекты могут быть исследовательскими, практико - ориентированными, творческими, информационными. Продукты проекта – презентация, литературная газета, инсценировка эпизода из произведения, виртуальная экскурсия, музыкальная шкатулка, встреча с литературными героями, выступление на городской научно-практической конференции, краеведческих чтениях, участие в конкурсах различного уровня.
Не могу не сказать о ролевых играх на уроках: я - писатель, главный герой, журналист, читатель, я - учитель. Последнее самое интересное для детей. «Учитель» самостоятельно готовит конспект урока или его определенного этапа, проверяет домашнее задание, объясняет новый материал, оценивает одноклассников и себя. Перед таким учителем стоит непростая задача - завершение урока должно быть запоминающимся. Он может предложить поучаствовать в викторине, решить кроссворд или ребус, проиллюстрировать прочитанное произведение или спеть.
Да, уважаемые коллеги, на уроках литературы мы поем. Например, читаем есенинские строки или стихотворения о войне, узнаем в них давно известные романсы или песни и поем. Благодаря таким музыкальным минутам, урок становится живым, красочным, эмоциональным.
Как заместитель директора по воспитательной работе, хочу отметить, что в нашей гимназии развитию читательской культуры уделяется огромное внимание и во внеурочное время: книжкины недели, литературные балы, спектакли, встречи с курчатовскими поэтами и писателями, пушкинские чтения, экскурсионные поездки по литературным местам, сотрудничество с библиотеками, Дворцом культуры, молодежным центром «Комсомолец».
На мой взгляд, все эти перечисленные приемы и формы позволяют формировать и развивать читательскую культуру школьников.

 

Смотреть презентацию>>>

 

 

Просмотров: 13 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт