Вторник, 21.11.2017, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Июль » 11 » Основные направления работы по химии с одарёнными детьми
15:24
Основные направления работы по химии с одарёнными детьми

Учитель химии
МБОУ "Гимназия №2"
Русакова Е.В.

 

Ребёнок у разных учителей, с разными людьми и в различной обстановке ведёт себя по-разному. Его индивидуальность проявляется в характере, темпераменте, склонностях и т. д. Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть природные способности ребёнка, помочь ему познать мир своим собственным путём. И при этом успех зависит и от качества самого задатка и от вложенного труда.

Обучение химии – сложного и интересного предмета – начинается в 8 классе. Восьмиклассникам достаточно трудно погружаться в этот мир формул, веществ и химических реакций. Сначала ученики проявляют интерес к предмету, но когда они сталкиваются с огромным объёмом информации, которая таится в химии, их энтузиазм стихает. Лишь немногие учащиеся, выдержав это испытание, не теряют искреннего стремления к познанию. Вот почему важно определить основные задачи в работе с такими детьми: развитие способностей во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

   В работе с одарёнными детьми можно выделить несколько этапов:

  1. Сначала необходимо просто разглядеть таких детей: они восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нестандартные способы решения поставленных задач.
  2. Одарённый ребёнок выбирает каким предметом заниматься ему углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах и творческих конкурсах.
  3. Разработка личностно – ориентированного подхода к обучению одарённых детей. Система обучения таких детей должна отличаться от системы обучения других детей. Необходимо применять дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательскую деятельность, позволяющую выйти за рамки школьной программы. Другими словами, следует всячески поддерживать и развиватьб интерес учащихся к предмету.
  4. На следующем этапе надо развивать в одарённом ребёнке психологию лидера, осторожно, чтобы это не привело к появлению «звёздной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности и не бояться выражать свои мысли.

   Творческое мышление химически одарённых учащихся характеризуется неординарностью – способностью выдвигать неожиданные, новые идеи, гибкостью – способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, осуществлять интеграцию естественно – научных дисциплин. Это дети с высокой работоспособностью, самостоятельны, настойчивы и способны оперировать химическим материалом при постановке опытов.

   Основные направления в моей работе с одарёнными детьми – урок, исследовательская деятельность, проектная деятельность, спецкурсы, подготовка к олимпиадам.

   На уроке я стараюсь создавать атмосферу добра и творчества, так как позитивный психологический климат способствует развитию познавательную потребность. Урок должен быть направлен на создание для каждого ребёнка «ситуации успеха»: нужно предъявлять требования, которые соответствуют развитию ребёнка, а затем постепенно «повышать планку». Поэтому я считаю необходимым предлагать ученикам индивидуальную программу, творческие задачи, домашние эксперименты, подготовку презентаций. Одарённые дети с удовольствием включаются в подобную творческую деятельность; также они включаются в работу класса в качестве консультантов, «педагогов», на семинарах и зачётах, исследователей при изучении нового материала (особенно, если применяется эвристическое обучение).

  На уроках закладываются основы исследовательской деятельности. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

  1. Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
  2. Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
  3. Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Например, в 9 классе на уроке « Химические свойства водорода» я предлагаю учащимся задание: предположить свойства водорода, зная, что свойства веществ определяются строением атома, видом химической связи и типом кристаллической решётки. На основе этих сведений строится план рассуждений:

  1. Выяснить строение атома, состав молекулы, определить тип химической связи и кристаллической решётки, предсказать свойства.
  2. Исследовать отношение данного вещества к простым или сложным веществам.

   Полезно также вырабатывать умения строить логическую цепь рассуждений при выполнении заданий. Такие задания (составить уравнения химических реакций по схеме генетической связи между классами веществ или, наоборот, по зашифрованным схемам уравнений реакций с указанием условий протекания угадать участвующие вещества) вырабатывают умение совершать действия по плану. Таким образом, исследовательская  деятельность позволяет учащимся с признаками одарённости реализовывать свои возможности, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

  Проектная деятельность учащихся проходит следующие стадии:

  1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Обсуждение проекта с учащимися, совместная постановка целей, получение дополнительной информации от учителя.
  2. Планирование. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, формы отчёта, установление процедур и критериев оценки результатов процесса, распределение обязанностей между членами команды.
  3. Исследование. Теоретическая работа и практическое исследование.
  4. Результаты и выводы (анализ информации, оформление результатов и формулировка выводов).
  5. Представление результатов ( устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели). Ответы на вопросы учеников и учителя.
  6. Оценка результата и процесса (обсуждение проекта, самооценка, оценка учителя деятельности школьников, качество информации и отчёта).

   Проектную деятельность я применяю с изучения химии 8 класса. Например, практическую работу « Определение pH среды» я перевожу в ранг проекта – домашний эксперимент и заслушивание на уроке сообщений учащихся по выполненным проектам ( история исследования состава почвы, материалы, из которых получают индикаторы, назначение индикаторов, в том числе растительных и т.д.).

   Элективные курсы  предпрофильной подготовки ориентируют выпускников школы на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе и на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.

   В качестве предметно – ориентированного курса для учащихся 9 класса я провожу элективный курс «Химия в быту». Цель курса: помочь учащимся определиться в выборе естественно – научного профиля обучения.

   В старшей школе роль элективных курсов возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации и сознательному выбору будущей профессии.

   Для 10-11классов я провожу элективный курс: «Решение задач повышенного уровня сложности по химии». Он призван пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование.

  Подготовка учащихся к олимпиадам, как и сами олимпиады, дают шанс добиться признания не только в семье и среди учителей, но и у одноклассников. Изучение заданий, более интересных, чем задания из учебников,- это первый шаг к научной деятельности. Таким образом, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.

   Одарённый ребёнок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Поэтому я обращаю огромное внимание на подготовку детей в олимпиадах. Мы повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу, знакомимся с типичными примерами рассуждений и расчётов.

   Выстраивая систему работы с одарёнными детьми, я опираюсь на принципы деятельностно-компетентностного подхода, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса.

Литература.

  1. Гузеев В.В. Поколение образовательных технологий: интегральные технологии. // Химия в школе. - №10. – 2003. – с.22
  2. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 – 3
  3.  Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
  4. Загорский В.В. Олимпиада: «На старт! Внимание! Марш!» // Химия в школе. - №2. – 1998. – с. 2 -3
  5. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106
  6. Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. // Химия в школе. - №6. – 2007. – с. 15
  7. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64

      8.Нечитайлова Е.В. Модернизация образования: Работа с одаренными   детьми//Химия   в школе.- 2011.- №8.- с.2

      9. Сайт Учительский портал. Педагогические статьи: http//www/uchportal/ru

Просмотров: 247 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт