Четверг, 21.09.2017, 17:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Январь » 13 » Организация групповой работы
15:59
Организация групповой работы

Учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №1"
Логинова Л.Н.

 

1.    Первые шаги в обучении работе в группе.
Ребенок пока ещё не может публично выступать и высказывать свои мысли в слух перед всем классом и учителем, а при совместной деятельности в группе он может занимать активную позицию, обсуждать  со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, комфортнее, что важно, особенно на первом этапе обучения.

1 этап.
   Обучение в групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе «школоведение» (Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь). В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия и несогласия. В 1 классе на фронтальную работу отводится 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнить задания. Осознанной мотивации к учебной деятельности.
2 этап: парная работа
   Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:
1)    Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за кар-точкой, вместе называют второе слово, вместе…
2)     По операциям: 1-й ученик называет слово,
                                2-й ученик кладет карточку,
                                1-й ученик соглашается или протестует.
3)    Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4)    1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
   Во время работы учитель помогает парам и фиксирует их удачи и неудачи. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
   Со второй четверти начинаются первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма, счета. Дети учатся выступать с разных позициях – они могут быть и лидерами, и консультантами.
   Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний учащихся. ''Открытие'' нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации. А небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под руководством педагога осуществляет совместное ''открытие''. 
3 этап: групповая работа
   Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.
   Рефлексия возникает, вспыхивает вразрывах взаимодействия. Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфлик-ты. Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, что-бы провоцировать интеллектуальный конфликт,содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.
   Необходимо специально учить детей дискуссии и разрешению конфликтов.
В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодей-ствия, так и негативные образцы.
   Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам.
   Варианты ''негативных'' образцов:
1)      задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''
2)    задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''
3)    задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.
4)    задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:
1)    Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоеди-няется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предо-ставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.
2)    Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения .
3)    Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.
4)    Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.
5)    Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлек-сии – способности знать о своем незнании.

2.    Образование групп.
   Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.
1)    На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2)    Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3)    Учитель назначает лидера для каждой группы, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, распределяя между собой сильных и слабых.
4)    Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
5)    Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и пра-вильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки. Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6)    Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д.
7)    Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
   При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
   Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
   Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
   Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пере-саживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
    При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человече-ские качества.

3.    Ролевые функции членов группы.
1)    Писарь – записывает решение;
2)    Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3)    Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
4)     планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;
5)    исполнитель – осуществляет попытки решения;
6)    критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:
1)    Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей ра-боты независимо друг от друга. 
2)    Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.
3)    Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Задания для групп:
1)    Все группы выполняют одинаковое задание;
2)    Группы отличаются по типу работы, т.е.
1-ая группа – проектирует,
2-ая группа – проводит исследование;
3-я группа – решает проблему.
Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру.
3)     По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон и т.д..
4)    По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.
5)    По интересам.

 

4.    Контроль учителя за групповой работой.
 Если группы зрелые и самостоятельные, то учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы. Но если ученики делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и её организатора.
   Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:
-         Как дети сидят?
-         Внимательны ли они или отвлекаются?
-         Как ведут себя: живо или апатично?
-         Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
-         Слушают ли друг друга?
-         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
-         Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотруд-ничеству?

5.    Обсуждение результатов групповой работы.
   Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. После того, как группа сделала сообщение, надо спросить: «А каким способом получен такой результат? Почему вы так думаете?»

6.    Общие правила организации групповой работы.
 - Детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
 - Вводя новую форму, необходимо дать ее образец.
 - По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.
 - Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
 - Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.
 - При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько че-ловеческие добродетели.
 - Групповая работа требует перестановки парт.

7.    Положительные моменты групповой работы.
1)    Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2)    Сохраняется интерес к познанию. Ребята занимаются конкретным, интересующим их дела, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Не предла-гать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3)    Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4)     Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5)    Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

8.    Заключение
·  Жесткая регламентация времени на группообразование.
·   Нормирование будущей работы.
·        Четкость и внятность поставленной задачи.
·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.
·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сде-лать индивидуально.

 

Просмотров: 42 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт