Суббота, 20.10.2018, 12:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Апрель » 26 » Организации самостоятельной изобразительной деятельности детей
10:46
Организации самостоятельной изобразительной деятельности детей

Методист МКУДО "ДДТ"
Коренева Валентина Петровна

 

Организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в изостудиях Дома детского творчества г. Курчатова в процессе внедрения инновационных техник и технологий развития дошкольника.

 

    Дошкольное детство – это начальная ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок – маленький исследователь, открывающий для себя удивительный окружающий мир. Не секрет, что более всему этому способствует приобщение ребёнка к искусству, вызывающему сильный эмоциональный отклик, оказывающий огромное влияние на формирование личности. Рисование – самое увлекательное занятие дошкольника. На протяжение дошкольного детства изобразительные навыки формируются и усовершенствуются. Чем разнообразнее детская продуктивная деятельность, тем успешнее всестороннее развитие ребёнка. Рисование приносит ребёнку много радости, вовлекает его во что-то новое, красивое, интересное. 
      Но современным детям не достаточно стандартных способов рисования и материалов. Наблюдая за работой педагогов с дошкольниками, я заметила, что дети выполняют программные задачи по изодеятельности, но в их работах нет индивидуальности, творческого подхода. Детские работы однообразны, так как они копируют заданный образец. В результате возникают противоречия между желанием и результатом.  Поэтому особое внимание было уделено самостоятельной изобразительной деятельности детей. Специфика самостоятельной изобразительной деятельности дошкольника:
•    возникает по инициативе детей;
•    ребёнок сам определяет цель;
•    сам находит средства для её воплощения;
•    планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
    В процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают. Это все помогает реализовать своего рода мини-проектную деятельность детей, инициаторами которой становятся сами дети.
    В решении данной проблемы возникла потребность в инновациях, предусматривающих совершенствование методов, форм, средств, технологий формирующего инициативного, активного и самостоятельного ребёнка. Необходимостью стало в каждом малыше разбудить фантазию, воображение, научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными приёмами в изобразительной деятельности, чтобы индивидуализировать свои работы.  Поэтому, я рекомендую педагогам поставить следующие задачи: 
•    развивать художественно-творческие способности средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности, дать детям знания о них.
•    развивать  у детей самостоятельную активность, инициативность.
•    развивать умение экспериментировать, находить способы реализации творческого замысла.
Для реализации поставленных задач педагогам нужно создать условия для успешного проявления самостоятельности в изодеятельности:
1.    Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.).
2.    Опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.
3.    Индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.
4.    Организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Оно должно быть направлено на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.
5.    Организация игровой формы изобразительной деятельности, также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т.п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.
6.    Тесный контакт педагога с семьями детей -  Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома с родителями, затем изображают по - своему. В месте с родителями ребёнок отдыхает на природе, путешествует, посещает выставки, музеи и т.д., а полученные впечатления переносят в собственную художественную деятельность. 
7.    Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности, обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольниковрассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности,  право на проявление своей индивидуальности. В учебной лаборатории организуется зона самостоятельной художественной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы), ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и  т.п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.
    Основные побудительные мотивы,  которые могут быть использованы в самостоятельной изобразительной деятельности детей:
•    разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства 
•    потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;
•    бескорыстное удовольствие от процесса и результата;
•    потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию;
•    Использование нетрадиционных техник рисования.
   Нетрадиционные техники рисования помогают осуществить индивидуальный подход к детям, учесть их интересы, желания, что способствует интеллектуальному развитию, развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию точности движений, воспитывает внимание, аккуратность.  Рисование в нетрадиционной форме не требует от дошкольников создания однотипных рисунков, не утомляет их. 
   В системе своей работы педагоги, работающие по программе «Уроки мастерства с дошкольниками», используют такие нетрадиционные методы и техники рисования, как: набрызг, кляксография, рисование по сырому, батик, монотипия, оттиск различными материалами, размазывание красок пальцами. 
   Самые разнообразные средства изображения: рисование воском, мылом, пластилином (пластилинография), солью, манкой, песком, нитками. И материалы: свечки, ластик, бумагу разной фактуры, расческу, зубную щётку, губку, ватные палочки, коктейльные трубочки и другое.
     Наиболее целесообразный период для использования таких техник и методов – старший дошкольный возраст, потому что именно в это время дети учатся планировать свою деятельность, становятся организованными, могут решать художественные задачи, чувствуют цвет, форму, размер, фактуру материала.     
     Доступность манипулирования различными средствами и материалами вызывает массу положительных эмоций и желание действовать. Но понять функциональное назначение материалов и открыть способы действия с ними ребёнок может только в совместной деятельности с взрослыми. Поэтому наши педагоги постоянно поддерживают активность ребёнка в процессе творчества, поощряют, помогают обобщить полученный опыт работы с изобразительными материалами.
   Вся работа с детьми построена на игровых приёмах с использованием творческих заданий,  элементарных экспериментов с изобразительными материалами, придуманных вместе с детьми сказок. Например: «Зимняя сказка», «Путешествие в страну цветов», «Сказочные облака», «Осенняя история», «Сказка про кляксу» и др. Дети учатся фантазировать и это отражается в рисунках своей неповторимостью, индивидуальностью. 
   Так же использование различных техник предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.
    В наших мастерских создан уголок творчества «Юный художник», где находятся все необходимые изобразительные материалы для самостоятельной деятельности детей, схемы с творческими заданиями, дидактические игры, что позволяет каждому ребёнку проявить себя.
    Результатами такой работы в данном направлении становятся: 
•    самостоятельность детей в изобразительной деятельности, 
•    активность, 
•    умение передавать свои чувства и впечатления при помощи различных средств выразительности, 
•    умение находить новые способы для художественного изображения.
    В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.
    Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач. Она способствует развитию таких качеств у дошкольников, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

 

Просмотров: 1157 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт