Суббота, 20.10.2018, 12:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2015 » Декабрь » 7 » Оценка эффективности домашней работы школьников по математике
16:03
Оценка эффективности домашней работы школьников по математике

Учитель математики
МБОУ "Гимназия №1"
Бабкина Н.И.

 

      На данный момент происходит изменение всей системы образования в сторону личности учащегося. Поэтому одной из самых важных целей современной школы является помощь ученикам в выборе своего дальнейшего пути. Требованиями достижения данной цели являются формирование и четкое представление о мире, который основан на приобретенных знаниях, навыках, индивидуальных способностях обучаемых, умении самостоятельно ставить перед собой цель и осознанно достигать их, а также в накапливании опыта в школе и использовании его в реальной жизни за ее пределами. Все перечисленные требования достигаются в изучении школьной программы, в том числе и математике.

      Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. В нем участвуют ученик и педагог,  действия которых тесно взаимосвязаны. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями как во время, так и вне урока. Для выполнения этих условий роль домашней работы школьников незаменима. Можно выделить три основных момента.

      Во - первых,  домашняя работа способствует  развитию личностных качеств и получению новых знаний, путем усвоения учебной программы.  Каждый полученный навык становится прочным лишь после нескольких упражнений. Количество таких упражнений зависит от сложности материала и от личностных качеств учащихся. Один достигает  необходимых результатов уже на уроке, а дома лишь закрепляет упражнениями. Другой для получения результата должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради пройти этапы вырабатывания навыка и возвращаться к упражнениям раз за разом.

      Во – вторых, домашняя учебная работа служит одним из способов формирования индивидуальности и самодисциплины учащихся. Выполнение домашней работы – домашние уроки по разным предметам, в том числе и по математике, которые ученик выполняет самостоятельно. Чтобы успешно с этим справится, надо владеть общими учебными знаниями, умением планировать свою работу, правильно распределять время, навыками работать с учебной литературой. Эти умения формируются в ходе выполнения самостоятельной работы. Только в домашних условиях учащийся может выбрать эффективный путь усвоения программы, распознать особенности своей памяти.

       В – третьих, регулярное выполнение домашней работы воспитывает морально – волевые качества личности.

      Несмотря на большое количество положительных сторон домашних заданий для школьников, они редко находят свое выражение в учебном процессе. Происходит это в первую очередь потому что, педагог не контролирует процесс выполнения домашней учебной работы. Данное обстоятельство является предпосылкой всех перечисленных достоинств, но и вызывает определенные препятствия, требуя особого внимания со стороны учителя к домашним заданиям: постановке домашней работы на уроке, мотивировки предстоящего труда и многое другое. При решении данных трудностей нужно учитывать ряд обстоятельств, таких как: физическое, психическое состояние учеников, направленность на воспитание личностных особенностей и творческих способностей детей, подготовки к применению полученных математических знаний  в разных сферах деятельности. Мы провели исследование перечисленных обстоятельств касающихся домашней учебной работы учащихся по математике и сформулировали ряд условий, направленных на ее развитие.

      Рациональность и педагогическая аргументированность домашней работы предполагает точное обозначение ее целей. При этом нужно ответить на вопрос: почему эта цель не  может быть реализована на уроке. По своим целям домашняя работа может быть ориентирована на усвоение нового материала на уроке, на закрепление изученного материала, на применение полученных знаний на практике, а также на подготовку к контрольной работе и экзаменам.

      Прежде всего, это упражнения, которые предполагают использование дополнительного материала, выполнение творческих поручений. Учащимся нужно выполнять работу дома по теории, полученной на уроке, чтобы она закрепилась в их сознании и памяти. Для учащихся же, которые слабо усваивают информацию, домашняя работа имеет иной смысл: выполняя ее, ученики достигают общий уровень знаний.

      Упражнения для домашней работы должны содержать развивающий потенциал, который может быть достигнут несколькими этапами:

  • Усвоение учениками умения самообучения и самообразования, искусства самоконтроля, признания своей индивидуальности и т.д.;
  • Получение навыка творческой и исследовательской деятельности.

      Доходчивость домашнего задания выполняется подготовкой учащихся на протяжении всех занятий к его самостоятельному  проведению и в ходе  наставлений на уроке при постановке домашнего задания. Основной целью такого наставления являются рекомендации к выполнению заданного на дом. При этом нужно обратить внимание на следующие аспекты:

  • В чем состоит цель домашнего задания;
  • Не вызывают ли трудности понимания формулировки заданий;
  • Объем домашней работы;
  • Какие требования предлагаются к материалу.

      Выполнение творческой домашней работы будет невозможным, если ученики не буду обладать определенными умениями.

      Наилучший выбор объема домашней работы. Некорректный выбор объема домашней работы вызывает комплекс трудностей. Во – первых, недостаточность, непостоянность домашних заданий создают нехватку развития таких свойств личности, в воспитании которых роль домашних заданий очень велика. Во – вторых, очень большой объем домашних заданий может вызвать недобросовестное отношение к выполнению своей работы, привить отрицательные качества, которые начнут мешать учебе.

      Учебная работа переплетается со значительной психологической нагрузкой. Для него требуется долгая умственная сложная нагрузка. В период учебы (7-18 лет) происходит процесс формирования личности. Поэтому для учащихся очень важно, чтобы умственная нагрузка переплеталась с занятием спортом, прогулками. Чрезмерная нагрузка часто отбирает неоправданно большое количество времени, что может негативно сказываться на психологическом и физическом здоровье ребенка.

      Реализация различных подходов в работе с домашними заданиями. Когда домашняя работа назначается для применения на практике полученных знаний, когда важным является участие каждого ученика, имеет смысл единое домашнее задание. В другой ситуации лучше использовать другой подход. Например для учеников, которые уже овладели определенными навыками и закрепили их, повторное выполнение будет нецелесообразно. Было бы лучше освободить этих ребят от выполнения общих домашних заданий, посоветовав им освоить более сложную программу.

     Домашние упражнения должны быть разделены не только в зависимости от уровня сложности, но и в отношении увлечений учащихся.

     Контроль за осуществлением домашней работы способствует закреплению знаний, устранению ошибок и правильной позиции к домашним заданиям.

     Эффективность, в ходе обучения математике, обеспечивает организация домашней работы школьников с учетом всех перечисленных данных.

Просмотров: 236 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт