Вторник, 18.12.2018, 17:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Декабрь » 12 » Нейрокоррекционные технологии в работе педагога-психолога в контексте развития ребёнка дошкольного и школьного возраста
09:11
Нейрокоррекционные технологии в работе педагога-психолога в контексте развития ребёнка дошкольного и школьного возраста

Педагог – психолог МАДОУ №9
Булаева Л.В.,
Педагог – психолог СОШ №5
Юдина Е.Н.

 

Цель: познакомить педагогов-психологов ДОУ с нейрокоррекционными технологиями,  практически освоить упражнения нейрокоррекционной направленности и презентовать опыт работы по данному направлению в рамках преемственности ДОУ и СОШ.
Оборудование:  воздушные шары, листы бумаги, карандаши, песок, мелки, проектор, экран, презентация, картотека упражнений.

Приветствие.
Упражнение «Удержи шар»»
Упражнение «Я-не я»
В основе нейрокоррекционных технологий лежит наука нейропсихология. Семенович нам предлагает следующее определение нейропсихологии.

 

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Основоположником отечественной нейропсихологии был Александр Романович Лурия. Он говорил о том, что мозг-это основа психики. И действительно в определённые возрастные периоды с развитием разных участков головного мозга развиваются и психические функции человека. Период дошкольного и младшего школьного возраста является сензитивным периодом развития  правого и левого полушария.

      Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.
   Нейропсихологическая коррекция будет результативна в том случае, если будет проводится систематически и последовательно. Опираясь на это мы на протяжении 2-х последних лет ведём такую работу. И о там как она ведётся мы сейчас вам расскажем и покажем. Необходимо отметить , что в своей работе мы используем нейропсихологические технологии в рамках здоровьесберегающих технологий. 

 

Дыхание.
На первом этапе необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, способствует общему оздоровлению и улучшает самочувствие. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у него базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания -единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие.

 

«Шарик».Представьте, что когда Вы вдыхаете у Вас в животе появляются желтый или оранжевый теплый шарик. На выдохе – попробуйте произнести звук « а».
«Ветер».На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра.
Дыхание с движением .Дыхание то через правую , то через левую ноздрю: правую ноздрю закрываем большим пальцем правой руки, а левую – мизинцем левой руки.
И.п. – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе – опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное стабилизирующее воздействие, снимает психоэмоциональное напряжение. 
И.п. – то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх. На выдохе – ладони опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетаются с представлением о втягивании в себя солнечного тепла и света, распространении его сверху вниз по всему телу. Все плохое выдыхаем вниз. 
Все упражнения выполняются по 3-5 раза.

 

 После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению статико-кинетического уровня психической активности ребёнка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Упражнениие "Обезьянка расчёсывается" Правая рука массажирует пальцами голову от  левого виска к правому затылку и обратно. Затем- левая рука- от правого виска к левому затылку.

Упражнение «Щёчки». Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части. Считать при этом до 30.

Упражнениеи "Ушки". Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминают 3 раза сверху вниз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до 3 раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

Упражнение. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний находиться под губой. Рот открыт, растирать область губ.

Упражнение "Рыбки". Рот немного приоткрыт. Взять правой рукой верхнюю губу, а левой-нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.

Упражнение "Обезьянка". Ребёнок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

• выдвигает нижнюю челюсть взад-вперёд; то же с одновременным вытягиванием рук вперёд-назад; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;

• двигает челюсть вправо-влево; то же движение с руками;

• язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;

• одновременное движение глаз челюсти в одну строну, а затем в разные стороны.

Растяжки- система  специальных упражнений на растягивание, основанных на естественных движениях. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
"Фараон", "Скручивание" "Струночка" "Звезда" "Кобра" "Кошечка-собачка". Для выполнения этих упражнений ребёнку необходима удобная одежда, не стесняющая движения, коврик на который можно лечь или ковёр. Но есть упражнения которые не требуют  такой тщательной подготовки. Например,
Упражнение.  Сесть, спина прямая, руки на бёдрах. Вдыхая, выгнитесь вперёд, одновременно выставляя вперёд нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустите нижнюю челюсть на грудь, выгните спину назад. Голова при этом по возможности остаётся на одном уровне.
Упражнение «Потягушки».
Упражнение "Клешня краба". Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладётся на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10-20 сек. После выполнения правой рукой то же -левой, а затем-двумя руками одновременно.

Межполушарное взаимодействие. 
Упражнение. «Цыганочка»
Упражнение «Ленивые восьмёрки»
Упражнение «Следи за пальцем»
Упражнение "Море". Ребёнок вместе с педагогом рассказывает историю и сопровождает её соответствующими движениями.
"На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные  волноообразные движения всей рукой вперёд). Они вместе, а потом по очереди ныряю в воду- один нырнул, другой нырнул(совершаются поочерёдные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята(руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперёд). Ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочерёдные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
Формирование произвольной регуляции. Упражнения данного блока строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик) и соответствующая ему реакция. Во всех этих играх-упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, поддерживать мотивацию ребёнка к выполнению задания.
«Зеваки. Движения по кругу».
         1 хлопок – в другую сторону, 2 хлопка – остановились, 3 – сели. 
«Четыре стихии» Дети стоят в кругу. Земля – дети присели, произнесли слово « трава», вода – волны, «воздух» - руки вверх, огонь – вращения в локтевых суставах.
Упражнение «Лови ритм»

Релаксация. 
  Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце-с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле-релаксация, самонаблюдение, воспоминаний событий и ощущений-являются частью единого процесса. За ней следует интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти 3 составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятие. При выполнении специальных упражнений на релаксацию, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется: принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и визуализируя нужные образы. Продуманное применение музыки, цвета может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребёнка.
Для  релаксации и быстрого снятия эмоционального напряжения можно выполнить ряд упражнений:
1. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять 5 раз. Выполнения упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
2. Слегка помассировать кончик мизинца.
3. Раскрывают пальцы левой руки , слегка нажимая точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторить 5 раз.
При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия- вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают тоже самое для правой руки. 

 

 

Литература.

1. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста».

2. Семенович А.В.  «Комплексная нейропсихологическая коррекция».

3. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

4. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

5. Глозман Ж. М. «Нейропсихология детского возраста».

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка».

7. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. «Методы нейропсихологической диагностики» .

 

 

Просмотров: 198 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт