Суббота, 20.10.2018, 12:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Январь » 18 » Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки
09:14
Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Учитель музыки 
МБОУ "СОШ №5"
Бочарова А.В.

     Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;  воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
          Программа учебного предмета "Музыка" направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. Важное место в программе занимает фольклорный материал.
          Композитор Г.В.Свиридов много лет назад с сожалением отмечал: " Русский  человек перестал петь свою музыку, он уже давно поёт чужие песни и пляшет под чужую дудку"
          Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом  которого является формирование общей культуры личности. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский писал: "Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания... То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно  наверстать в зрелые годы." Воспитывая с раннего возраста способность глубоко чувствовать и понимать музыку, любовь к ней сохраняется в последствии на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. Формирование личности - сложный процесс. Человек живёт в социуме и вынужден подчиняться требованиям  общества. Музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений. Сейчас, в век  информационных технологий, как никогда остро стоит задача формирования духовного мира юных неокрепших человеческих душ, развития их личностных качеств. Так же остро стоит проблема возрождения культурных традиций народов России. Решение обеих задач можно осуществить при помощи изучения музыкального фольклора в общеобразовательных учреждения. Педагогический потенциал народной музыки необычайно высок: при помощи фольклора можно не только развить исполнительские навыки, привить глубокое уважение к своим корням, но и терпимость в отношении  к другим народностям и их культурному наследию. Эстетические идеалы, заложенные в народной песне, не только оказывают большое влияние на формирование и развитие музыкально-эстетического вкуса - они могут выполнять воспитывающую функцию. Являясь отражением социальной жизни, фольклор  учит уважению и любви к своей семье, к родной природе, к родному краю и стране. Народная музыка выполняет задачи нравственного и эстетического воспитания, способствует развитию толерантности и патриотизма.
     Предмет музыка в начальной школе  имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

•    формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
•    воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
•    развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
•    освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
       Фольклор ( от англ.  folklore) - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.
       На уроках музыки младшие школьники слушают и поют народные песни и потешки, распеваются на материале скороговорок, слушают сказки и былины, играют в народные игры, водят хороводы и т.д.
       Знакомство с фольклором - это не только приобщение к истокам русской (или иной) народной культуры, но и развитие вокально-певческих навыков, обучающиеся  выполняют дыхательные и фонетические упражнения, развивают слуховую и зрительную память, внимание, мышление, практически осваивают темп, ритм, общую и мелкую моторику, пространственную ориентацию и многое другое.
     Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков, осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
    Такой подход закреплён Законом Российской Федерации "Об образовании", где говорится  о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
    В наше время актуальна проблема поиска путей активизации интереса к народной музыке. В музыкальной педагогике имеются специальные методы, способствующие формированию интереса к народной музыке:
- звуковая наглядность;
- зрительная наглядность;
- аудиовизуальная наглядность;
- словесные методы;
- практические методы;
- метод убеждения средствами музыки и другие.
На уроках музыки в начальной школе осуществляются следующие виды деятельности: хоровое и сольное пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на  шумовых инструментах, размышления детей по поводу услышанной и исполненной музыки, творческие индивидуальные задания - детские рисунки на темы изученных музыкальных произведений, составление и разгадывание музыкальных ребусов, проектная деятельность, музыкальные викторины, коммуникативные игры, участие в предметных неделях школы и так далее.
  Как учитель музыки я широко использую фольклорный материал в своей практике. Распевание на материале  скороговорок может выполнять не только функцию фонетического упражнения, например, скороговорка "У боярина Бобра нет богатства, нет добра, два бобрёнка у бобра - лучше всякого добра", воспитывает у детей понимание истинных семейных ценностей. Песня-игра "Бояре, а мы к вам пришли" выполняет не только функцию развития вокально-хоровых навыков, но и коммуникативную функцию, а так же воспитывает умение уважительно относиться друг к другу. Разучивание песни "Как у наших у ворот" даёт широкое пространство для творчества. Можно просто исполнять эту песню, можно инсценировать и исполнять по ролям, я практикую исполнение  с ритмическими и танцевальными движениями как физкультминутку, можно подыграть себе на шумовых инструментах, а так же провести групповую работу. Например, класс  разделить на 5 групп по количеству куплетов. В каждой группе выбрать дирижёра, руководителя мини-оркестра. Дирижёр выбирает из имеющихся шумовых инструментов те, которые по его мнению подходят к куплету, который они озвучивают, распределяет между музыкантами и выстраивает исполнительскую линию (удар на каждую долю такта или только на сильную, все инструменты играют в унисон или различный ритмический рисунок). Сначала каждая группа репетирует без инструментов, прохлопывая ритм ладонями. Затем каждый мини-оркестр исполняет свой куплет, те, кто не играет - поёт, таким образом исполняется песня целиком с разным аккомпанементом к каждому куплету. После исполнения выбирается лучший  вариант аккомпанемента и песня исполняется ещё раз. Можно выбрать лучшего дирижёра и лучших музыкантов. В последнее время широко использую в соей работе такие индивидуальные творческие задания, как проектная деятельность. Например, во втором классе после изучения народных музыкальных инструментов предлагаю детям поэкспериментировать и создать свой музыкальный инструмент. Первый этап - наблюдение и сбор материала. Ученики наблюдают в повседневной жизни за тем, что звучит - связка ключей, карандаши в пенале, мама пересыпает леденцы или орешки из пакета в хрустальную вазу и т.д. Затем экспериментируют сами, создавая маракас, используют разное наполнение, можно насыпать в ёмкость рис, можно - горох, металлические предметы, можно насыпать меньше половины объёма,  можно - половину или больше. Выбрать оптимальное звучание.  Второй этап - создание инструмента. Условия: инструмент должен звучать, должен быть безопасным, должен быть легко воспроизводимым. Третий этап - защита проекта. Каждый ученик рассказывает о том, как возникла идея, как делал инструмент, чтобы слушатели сами могли сделать себе такой же инструмент при желании, показывает как звучит инструмент. Из созданных инструментов можно создать оркестр, можно  - выставку, можно использовать во внеурочной деятельности. Данная работа  прививает интерес к музыке не только у детей, но и у их родителей, которые помогают школьникам при создании проекта. Каждый инструмент обычно стараются эстетически  красиво оформить.
      Основное достоинство применения народной музыки в сфере образования заключается в том, что как правило она не требует расшифровки и дополнительных комментариев. Народная музыка доступна, образна, выразительна, вызывает массу положительных эмоций, без дополнительных усилий со стороны учителя. В результате, ученик постепенно переоценивает свои взгляды на культуру, искусство, общественные отношения и другие сферы человеческой жизни. Кроме того, фольклор - одно из средств здоровье сберегающих технологий, одна из форм арт-терапии. Выражение себя через искусство является естественным способом выражения чувств. Использование рисования под музыку или рисование своего эмоционального состояния может стать элементом рефлексии. Искусство само по себе обладает целительным действием.
В процессе исполнения народных произведений ребёнок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках музыкально-эстетического обучения. Повышается самооценка школьника, улучшается его адаптация в социуме. Кроме того происходит  превращение богатства музыкальной культуры в богатство внутреннего мира личности.
    В результате знакомства с фольклором обучающиеся приобретут умения правильно оценивать последствия человеческой деятельности  и собственных поступков; умения ориентироваться в традициях народной культуры в повседневной жизни; приобретут знания о музыкальном фольклоре и навыки исполнения народных песен и игр.

Презентация >>>

Просмотров: 490 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт