Воскресенье, 25.02.2018, 14:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Февраль » 6 » Музыкальная психотерапия как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.
08:45
Музыкальная психотерапия как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.

Учитель музыки 
МБОУ "СОШ №5" г Курчатова Курской области
Бочарова А.В.

 

 

Состоянием здоровья детей в настоящее время обеспокоены  не только медицинские работники, родители, но и педагоги образовательных учреждений.  Поэтому и обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто. По данным Московского НИИ психиатрии Минздрава России, частота пограничных психических расстройств, среди детей всех возрастов, воспитанников и учащихся различных образовательных учреждений колеблется (по разным регионам) от 22,5% до 71%. По данным  Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. По данным Министерства обороны Российской Федерации  общая доля граждан, годных к военной службе без каких-либо ограничений, составила  примерно 60%. В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, психические расстройства находятся на втором месте (13,5%) после заболеваний костно-мышечной системы (20,7%). Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов,  в течение  которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование,  система образования, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.

  Из вышеизложенного следует, что учителю следует следить за осанкой школьника, его общим физическим состоянием и стараться  избегать  создания стрессовых ситуаций,  как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка. К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

расставание с близкими друзьями;
переезд семьи;
давление со стороны сверстников;
резкие перемены в распорядке дня;
начало и конец учебного года;
подготовка и сдача экзаменов, выполнение  контрольных работ;
чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся.  Я стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, отгадывание загадок, кроссвордов, чтение, слушание, исполнение, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету. 

 

На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья. 
    Урок начинается с приветствия класса. Учитель и ученики исполняют  песенки - распевки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.

Дыхательные  упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Главная задача учителя – с первого класса  формировать у учащихся правильное дыхание.   Такие упражнения можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока.

Речевые упражнения повышают показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Артикуляционная гимнастика тренирует артикуляционный аппарат.
 Двигательные упражнения, ритмопластика направлены на развитие  чувства ритма, музыкального слуха и вкуса, умения правильно и красиво двигаться, укрепления различных групп мышц и осанки, умения чувствовать и передавать характер музыки.

Пение. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата, формирования правильной осанки.
    Восприятие музыки. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из жизни.  Доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.  
    Применяемые на практике средства восстановления умственной работоспособности  – это  физкультурные минутки, физкультурные паузы.
Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статичной позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Они проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20 минуте урока).

 

Направления здоровье сберегающих возможностей музыки

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Восприятие и понимание музыки закладывается в ощущении ее связками, мышцами, движением. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.  Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной легкой музыки немало мелодий, которые также могут применяться. Активные формы слушания высокой музыки, равно как и формы, основанные на взаимосвязи искусств, могут занимать лишь небольшую часть урока в начальных классах.

Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настройка заключается в том, что необходимо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивания аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся.  

Пластические импровизации продолжают линии развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителями музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ, позволяя детям с лёгкостью  играть  на воображаемых инструментах.  Например: «Ноктюрн»  А.Бородина для струнного квартета обучающиеся 4 класса  играют на воображаемых скрипке, альте и виолончели.

Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Звук во время пения должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.  Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации»  голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые  звуковые сочетания, можно провести тренинг, предполагающий устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и повизгивания. Это может быть работа, как над вокализами, так и скороговорками, их исполнения с разной динамикой, в разном темпе, легато и стаккато и т.д.

Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней, а долгий распев одного слога или слова развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей.   Работая над удлинением выдоха, с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем возможность для увеличения объема легких и на их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом  как антонимом вдоха. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.  

Ритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Ребенок еще не привык долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которая затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого кратковременного активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.  Ритмические упражнения можно выполнять  в положении сидя или стоя. В них должны быть задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление брюшного пресса.
Выполняя упражнение с пением, дети учатся выразительности, умению распределить дыхание и координировать его с речевой фразой,  у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.
 Для получения наибольшей эффективности полезно включить эти упражнения для музицирования на детских музыкальных инструментах, рисования образов. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

 

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогает младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный терапевтический эффект. 

Музыкально-ритмические упражнения.
1. «Прогулка по сказочному лесу»    Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, величественную природу.
2. «Праздничный марш»   Представить себя идущим на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята.
3. «Порхающая бабочка». Легкие пружинистые шаги или приседания с взмахами рук (ребенок изображает бабочку). 
4. «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические  движения, другой повторяет в зеркальном отражении.
5. «Делай, как я». Ученики повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый учащийся должен побывать в роли ведущего, стараясь показать другие движения. 
6. «Вечное движение». Групповая ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ученик придумывает собственные оригинальные движения.
7. « Домашний зоопарк». Дети изображают домашних животных, подражая их повадкам. 

 

   Фольклорная арттерапия
Русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком,  музыкой,  движением, драмой, рисунком,  цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.
Использование фольклора на уроках музыки и во внеурочной  работе  предусматривает органическое сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого  материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – музыкальная деятельность: исполнительская, творческая и слушательская.  Работа проводится  c учетом возрастных особенностей учеников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. 

 

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро  налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования.    Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клеточки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных  играх  и хороводах, таких, как «Каравай», «Капустка», «Месим тесто» и другие. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и инсценирование русских народных песен. Например: под мелодию народной песни «Ах, вы, сени мои сени»  дети стоят, руки на поясе и поют «Мы все дружно смотрим вправо» (смотрят вправо), «мы все дружно смотрим влево» (смотрят влево), «смотрим вверх, смотрим вниз, и уселись на карниз» (смотрят вверх, вниз, садятся на свой стул). Песенку повторяем несколько раз, учитель может менять темп исполнения постепенно то ускоряя, то замедляя музыку. Или под музыку народной песни «Ой, бежит ручьём вода» обучающиеся стоят, руки на поясе, поют первый куплет, делают повороты поочерёдно вправо и влево, колени сгибаем и выпрямляем в полуприсяде. Во втором куплете руками изображают большие крылья журавля и маленькие крылышки соловья по тексту песни. В третьем куплете на первую часть куплета делают наклоны вправо -  выпрямиться – влево - выпрямиться. На вторую часть куплета хлопают в ладоши. Такие физкультминутки  направлены не только на улучшение физического состояния, но и поднимают детям настроение, улучшая психологический климат в классе.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, т. е. творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. 
  Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии.
Элементарное  музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе. Об использовании звучащих жестов для начальной ступени активного музицирования следует сказать особо. Звучащие жесты – это игра звуками всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма. 
К играм на основе одномоментных имитаций относятся игры голосом, которые позволяют детям исследовать богатейшие колористические возможности человеческого голоса.  Голоса  детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания различных звуковых эффектов с участием языка, губ, мышц гортани, щек: свист, шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов (гортани, языка, губ), вздохи, выдохи, возгласы – их огромный арсенал с первых же занятий образует активный «инструментальный» словарь ребенка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти.  

 

Среди видов деятельности, средствами которых можно улучшить микро  климат в детском коллективе, можно отметить проектную деятельность в группах, проведение музыкальных квестов, где конечный результат зависит от старания каждого участника. Особо хочу отметить традиционно проводимый в нашей школе «Фестиваль творческих премьер». Каждый класс готовит песенные, танцевальные  номера, разыгрываю сценки и т.д. Творческий процесс объединяет детей во время подготовки, а во время выступления каждый ученик чувствует свою причастность к успеху, гордость за свой коллектив, имеет возможность показать свой талант перед сверстниками и учителями. 

В этом году результатом совместной работы учеников 8 «В» класса, классного руководителя, родителей  и учителя музыки стала постановка новогодней  музыкальной сказки для родителей и будущих первоклассников. Дети учили песни, танцы, игры, хороводы, перевоплощались в сказочных персонажей. В ходе данной творческой деятельности исчезала подростковая скованность, стеснительность, дети начинали получать удовольствие и от игры в спектакле, и от общения друг с другом. Для подростка очень важно почувствовать себя нужным, уверенным в своих силах, успешным как на сцене, так и в коллективе, а это немаловажный фактор для общей успеваемости ученика и по другим дисциплинам.

Результатами  музыкально - оздоровительной работы являются:
– Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
– Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
– Повышение уровня речевого развития;
– Снижение уровня заболеваемости;
– Стабильность физической и умственной работоспособности учеников. Снижение утомляемости детей к концу урока (концу дня).

 

Уши — это ворота мира. На наше эмоциональное состояние влияет то, что мы слышим. Интересно, что воспринимаем звуки мы не только ушами, но и всеми внутренними органами. Поэтому так важно какой «пищей» питается наш слух.

Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

Пифагор считал, что гармония звуков помогает установить гармонию в человеческом организме, и был прав.
Мыслители древности говорили: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное — значит улучшаться».
«Высокая музыка чистит и лечит душу и тело»
«Музыка — это важнейшая форма воспитания человеческой души»

 

Наукой доказано, если в течение месяца настроить душу только на классику, слушать голоса природы, пение птиц, шум дубравы, шелест тростника, можно почувствовать значительные изменения в своем здоровье. В клетке есть особый механизм, который  регулирует происходящие в ней процессы, реагируя на внешние звуки. Замечено, что после прослушивания благозвучных композиций жизненный потенциал человека увеличивается, душа умиротворяется.  Музыка воздействует на организм человека не только посредством эмоций и переживаний, но и напрямую — с помощью электромагнитных колебаний. У каждого музыкального ряда есть своя частота, создающая особый биорезонансный эффект, причем воздействие музыки с помощью звуковых волн происходит даже без участия нашего сознания. Звуки определенных частот входят в резонанс с вибрациями отдельных органов и систем нашего организма. Поэтому сеансы музыкальной терапии способны излечить множество недугов: гипертонию, простуду, желудочно-кишечного тракта и другие. Депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов!

Человечество с успехом использует музыку в лечебных целях уже не одно тысячелетие. Еще древние египтяне исцеляли бессонницу хоровым пением, античные греки боролись с радикулитом при помощи звуков трубы. А выдающийся арабский врач Авиценна лечил при помощи музыки нервные и психические недуги.

Ученые настойчиво рекомендуют ежедневно в течение 15 минут слушать классическую музыку.  В ходе экспериментов выяснилось, что спокойные и мелодичные звуки уменьшают амплитуду электромагнитных волн головного мозга. Именно этот процесс мы воспринимаем как успокоительное действие. Одновременно синхронизируется работа левого и правого полушарий, что положительно влияет на интеллектуальную работу. Мало того: изменяется состав крови — количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы, резко сокращается, а концентрация белка интерлейкина-1 (одного из важнейших элементов иммунной защиты) увеличивается.

Специалисты утверждают, что снять стрессовое напряжение помогает романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского. А глубокое расслабление можно получить, слушая «Вальс» Шостаковича из к/ф «Овод» и романсы Свиридова.
Музыкальная аптечка
Ярко выраженным терапевтическим эффектом обладают:
1. Известная баллада группы «Иглз» «Отель Калифония»
2. Хоральная прелюдия фа минор Баха (она звучит в «Солярисе» Тарковско)
3. Ария Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта
Тонизируют:
1. Брайан Адамс
2. Тина Тернер
3. Бон Джови
4. Риккардо Фольи
5. «Чардаш» Монти
6. Инструментальные записи гитарного фламенко
7. Марши
Расслабляют, умиротворяют:
1. Вивальди
2. Моцарт
3. Альбинони
4. Славянские песнопения
5. Григорианские хоры
6. Жан-Мишель Андре  Жарр
 7.Старые записи «Спейс»
 8. Оркестр Поля Мориа
 9. Эстрадные обработки «Лунной сонаты»
 10. «К Элизе» Бетховена
 11. «Турецкий марш» Моцарта
Когда мы говорим или поем, во внешнее пространство уходит не более 20-30% звука, остальная же часть звуковой волны поглощается нашими внутренними органами, заставляя их вибрировать.

 

Некоторые тонкости
1. Не напрягайтесь! Музыка помогает тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как бы проходить сквозь вас, всецело заполняя сознание и мысли.
2. Не переборщите! Часовое слушание, скажем, симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут.
3. Регулируйте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю громкость  — это опять-таки раздражает и напрягает организм.
4. Главное, чтобы нравилось! Если мелодия будит в вас приятные чувства, это обязательно благотворно отразится на вашем состоянии.
5. Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.

 

Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку Моцарта. Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экстремальных ситуаций. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название: эффект Моцарта.

В ходе исследований ученые использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса, чтобы получить картину активности участков мозга. Как и ожидалось, музыка Бетховена, Шумана и других композиторов-классиков «будила» строго определенные участки коры мозга. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.        На основании вышеизложенного считаю возможным отметить, что высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его полном и всестороннем виде и эмоциональном развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ученика. Основными средствами достижения этой цели являются постоянные и систематические встречи с музыкой не только учащихся, но и их родителей.

Основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у обучающихся интереса к  музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать и оценивать музыкальное искусство, эмоционально воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием, музыка воздействует на  многие сферы жизнедеятельности. Поэтому в современной образовательной ситуации актуальным  остается вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровье сберегающих технологий в эмоциональном развитии учащегося.

Как учитель музыки и как педагог дополнительного образования (веду вокально-хоровую студию и кружок  «Русский фольклор»), своей главной задачей считаю вырастить не  столько музыканта, но творческую личность,  гражданина и патриота своей страны, который помимо прочего будет гордиться русской классической музыкой и русским искусством в целом, а в частности сможет на протяжении всей жизни находить в музыке источник для радости, утешение и поддержку, сохраняя на долгие годы своё здоровье в том числе и при помощи общения с музыкой.

Используемая литература:
1. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. Н.К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2002.
2. Игровая школа мышления: методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2003.
3. Психология и педагогика  Серия «Учебник нового века»  под общей редакцией проф. А. А. Реана-М.: Питер, 2002
4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений. Г.П.Критская и др.-М.: Просвещение, 2015.

 

 

 

 

Просмотров: 23 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт