Четверг, 19.10.2017, 10:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Август » 16 » Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
09:21
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №6"
Гончарова М.Н.

 

 

КВН   «Грамотеи» (Конкурс  Внимательных  и  Находчивых для обучающихся  5-6 классов)

Цели:

 - воспитывать у обучающихся  бережное отношение к родному слову;

- развивать интерес к углубленному  изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время;  

- формировать навыки образного и логического мышления, внимания, сообразительности, ответственности, работы в команде; 

- расширять кругозор  обучающихся; 

- способствовать сплочению классного коллектива.

 

Оформление:

плакаты с высказываниями выдающихся деятелей о русском языке, например:

   -Нет таких звуков, красок, образов и мыслей- сложных и простых, -для которых не нашлось бы в нашем языку точного выражения. (К. Паустовский)

   -Русский язык-язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.  (П. Мериме)

    -Язык-это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным знанием от нечего делать, но насущной необходимостью.  (А. Куприн)

  - Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)

   -С русским языком можно творить чудеса! (К. Г. Паустовский)

   -Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький)

Ход  мероприятия

      Ведущий 1: 

-Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас на познавательном Конкурсе Внимательных и Находчивых   «Грамотеи». Сегодня состязаться в познаниях по русскому языку будут 2 команды: «Знатоки» и «Юные лингвисты». Мы рады видеть также преданных болельщиков, которые тоже смогут продемонстрировать свои знания в области языкознания. А оценивать работу команд будет уважаемое жюри   (2-3 обучающихся старших классов).

Ведущий 2: 

- Известный русский писатель К.Г.Паустовский утверждал: «С русским языком можно творить чудеса». Действительно, русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. И в этом все вместе мы сегодня убедимся. 

Ведущий1: - А теперь мы начинаем КВН!

                     Пусть будут интересны всем

                     Словесной битвы результаты.

                     Удачи всем! Вперёд, ребята!

Представление команд

1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтобы честно победить!

2. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

1. Конкурс «Разминка»

     Ведущий 2:

 - Итак, мы начинаем  1-й конкурс, он называется  «Разминка». Участники команд по очереди берут карточки, на которых записано начало какой-либо известной пословицы. Её нужно закончить.  Каждый правильный ответ оценивается  1 баллом. 

Встречают по одежке… (провожают по уму)

Рыба ищет, где глубже… (а человек, где лучше)

С миру по нитке… (голому рубашка)

Сколько волка ни корми…(он все в лес смотрит)

Заставь дурака Богу молиться…(он и лоб расшибет)

Не плюй в колодец… (пригодится воды напиться)

Не родись красивой… (а родись счастливой)

Не зная броду… не суйся в воду 

Мягко стелет… (да жестко спать)

Ум хорошо… (а два лучше)

Сила есть… (ума не надо)

Семь бед… (один ответ) 

2.  Конкурс «Юный диктор»

   Ведущий1: 

- Язык – это средство общения людей. А потому  говорить мы должны правильно и понятно, не шокируя окружающих своей безграмотностью. Конкурс «Юный диктор» дает возможность проверить, насколько хорошо наши команды знают орфоэпические нормы русского языка. Нужно расставить ударение в словах, которые мы слышим  и произносим  каждый день. (Правильный ответ – 1 балл)

Банты, баловать, договор,  жалюзи, звонит, каталог, километр, красивее, ломоть, облегчит, свекла, столяр, торты, хозяева, щавель. 

Ведущий 2:

 - Пока наши команды работают, мы предлагаем болельщикам продемонстрировать свою сообразительность в отгадывании метаграмм. Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, меняя один звук (букву) другим.

    - Хоть и мала я, но взгляни:

      Весь мир в себе я отражаю.

      Но к на ц перемени –

      Я по болоту зашагаю. (Капля-цапля)

 

    - С б мучительной бываю,

      С м одежду пожираю,

      С р актеру я нужна,

      С с для повара важна. (Боль- моль – роль – соль)

 

     - Вы в сказках обо мне читали:

       Меня в кубышках зарывали,

       Но если [д] в конце смягчить,

       Телегу можно мной грузить. (Клад – кладь)

 

     - С глухим она траву срезает,

       Со звонким – и листочки объедает. (Коса – коза)

 

     - С глухим согласным наливаюсь в поле,

       Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)

 

3. Конкурс «Словесная лесенка»

    Ведущий 1:

 - Наш 3-й конкурс – «Словесная лесенка». Его условия просты: командам за несколько  минуты  нужно написать «лесенку слов», начинающихся на определенную  букву. Первое слово (имя существительное) должно быть из 2 слов, второе – из 3-х и т. д. За каждое слово команда получает 1 балл. 

    Ведущий 2:

 - Нашим болельщикам мы предлагаем также проверить свои силы в этом конкурсе. Итак, команды работают с буквой «я», а болельщики - с буквой «а». Время пошло. (Возможные варианты: яд, яма, ящик, якорь, яблоко, ящерица, яблонька…; яд, Аня, арка, арбуз, август, агроном, агрессия… )

4. Конкурс «Великолепный капитан»

   Ведущий1: 

- Прошедший конкурс доказал слова известного писателя А.М.Горького, который утверждал: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». В семнадцатитомном «Словаре современного русского языка» насчитывается 120 тыс. слов, хотя в нашем языке их гораздо больше.

   Ведущий 2: 

- А сейчас мы проверим словарный запас капитанов команд. Знаете ли вы,  что из слова «контрабас» можно составить 250 слов!  Уважаемые капитаны, составьте как можно больше слов из этого слова . (Возможные варианты: собака, бас, нота, раб, бок, кобра, торс, таран, борт, батон, коса и т.д.)  А зрителям мы предлагаем послушать стихотворение Эммы Мешковской, которое называется «Такая, в общем, история…» В нем, наверное, многие узнают себя. (Подготовленный обучающийся читает стихотворение.)

Такая, в общем, история…

Жил-был этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это, в общем, значит так.

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну…

А соседа звали Это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли…

И ещё какой-то Э-э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще…

-А теперь, уважаемые болельщики, продемонстрируйте свой словарный запас, отгадав слово по его лексическому значению.

              -    Часть города, ограничивающаяся улицами. Четвертая часть города. (Квартал)  

              -    Собрание засушенных растений. (Гербарий)

              -    Устройство с раскрывающимся куполом для прыжка с самолета. (Парашют)

              -    Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года. (Календарь)

              -    Крупный кустарник с большими гроздьями очень душистых цветов. (Сирень)

              -    Старый воин или человек, который где-либо долго работал. (Ветеран)

5. Конкурс «Прояви смекалку»

   Ведущий1:

 - Русский язык – это хотя серьезная, но и очень увлекательная наука. В этом вас убедит конкурс «Прояви смекалку». Мы предлагаем командам шуточные вопросы, которые требуют не только знаний по русскому языку, но и сообразительности.

За правильный ответ каждый участник может принести команде 1 балл. (Участники команд по очереди берут карточки с вопросами.)

- Кто всегда живет во дворце? (Вор)

- Что есть в реке и озере, но нет в воде? (Буква р)

- Какое лакомство входит в состав железа? (Желе)

- Справа или слева от вас прячется лев? (Слева)

- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Сто п)

- Какие 2 буквы могут превратить бегущего лыжника в булыжник? ( б,у)

- Какой предмет мебели можно сделать из столба? (Стол)

- Что в середине капусты? (Буква у)

- Какая часть тела человека находится в воротнике? (Рот)

- Какое животное обязательно есть в каждом поселке? (Осел)

- Какие насекомые живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Осы)

- Что нужно поменять в карете, чтобы она превратилась в летательный аппарат?   (р-к)

- Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Иней)

6. Конкурс «Копилка знаний»

    Ведущий 1: 

- Пришло время последнего конкурса. Он называется «Копилка знаний». Сейчас участники  команд получат карточки с заданием по самым разным темам русского языка. Ответив правильно, каждый участник сможет положить в копилку команды 1 балл.

1. Определите, сколько раз встречается звук [ш] в предложении: 

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

2. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, пила? Составьте с ними предложения.

3. Чем отличаются по составу слова стекло (сущ.) и стекло (глаг.)?

4. Слова холод, хвост употребите в прямом и переносном значении.

5. Укажите слова, в которых все согласные – глухие?

Походка, степь, холод, редька, стекают, сапог, птица. 

   Ведущий 2: - Уважаемые болельщики, пока команды думают, отгадайте ещё несколько лингвистических загадок.

Четвертая часть города – 3 месяца. 

      - Его как память давних ран 

       На теле носит ветеран.

       Наоборот его прочти – 

       И грянет музыка в пути. (Шрам –марш)

     - Я травянистое растение

       С цветком сиреневого цвета,

       Но переставьте ударение,

       И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

        - Я по полену бью, звеня,

         Дровами на зиму снабжаю.

         Когда ж с конца прочтут меня.

         Я недовольство выражаю. (Топор – ропот)

 

         - Несет меня с трудом старик,

          Но если ю прибавить,  вмиг

          К нему придет на помощь тот, 

         Кто без труда меня несет. (Ноша – юноша)

 

       - Я – жилище для зверька,

        Для сверчка и паучка.

        Есть ещё и тезка мой:

         Редкостный зверек пушной. (Норка)

   Ведущий 1: 

- Последний конкурс завершен. И пока уважаемое жюри подводит итоги, послушайте стихотворение известного поэта Александра Яшина «Русский язык». (Читает подготовленный ученик)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий 2: - А теперь слово жюри. (Подведение итогов, награждение команд)

 

Просмотров: 32 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт