Воскресенье, 25.02.2018, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Апрель » 12 » Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести А.Грина
08:59
Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести А.Грина

Учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №6"
Кургузова Н.М.

"Алые паруса" – сказка, которая сбывается.

 

Цели урока:

показать, как героиня повести А.Грина сохраняя тайну, рассказанную ей собирателем песен Эгле, стремилась к её осуществлению;

формировать умение интерпретировать и анализировать текст с точки зрения сюжета;

развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;

воспитывать культуру восприятия художественного текста.

Основные понятия:

повесть-феерия, сюжет, конфликт, идея, описание, портрет, рассказчик-повествователь, средства изображения.

Техническое обеспечение урока:

Презентация « А.Грин и его повесть «Алые паруса»;

Музыкальное сопровождение:

фрагменты из оперы А. Богословского «Алые паруса»; Г.Ф. Телеман «Кантабиле из концерта для скрипки и струнных»

Рисунки учащихся.

Эпиграф к уроку: "Нет сказок причудливее, чем сама жизнь." Х.К. Андерсен

 

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

1 Ученик ( слова из текста):  Ей снился любимый сон: цветущие деревья, тоска, очарование, песни и таинственные явления, из которых, проснувшись, она припоминала лишь сверканье синей воды, подступающей от ног к сердцу с холодом и восторгом. Увидев всё это, она побыла ещё несколько времени в невозможной стране, затем проснулась и села.

         Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало её. Она осмотрелась тем взглядом, каким оглядывают новое помещение. Проник рассвет – не всей ясностью озарения, но тем смутным усилием, в котором можно понимать окружающее. Низ окна был черен; верх просветлел. Извне дома, почти на краю рамы, блестела утренняя звезда. Зная, что теперь не уснёт, она оделась, подошла к окну и, сняв крюк, отвела раму. За окном стояла внимательная тишина: она как  бы наступила только сейчас. В синих сумерках мерцали кусты, подальше спали деревья: веяло духотой и землёй.

        Держась за верх рамы, девушка смотрела и улыбалась. Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её изнутри и вовне, и она как бы проснувшись ещё раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло её. Так, понимая, слушаем мы речи людей, но, если повторить сказанное, поймём ещё раз, с иным, новым значением. То же было и с ней.

Учитель: - Угадали? Кто это?

Ученик: (Да, Ассоль из повести «Алые паруса»)

Актуализация знаний.

Учитель: ( использование презентации.) – Правильно, и такую замечательную повесть мог написать только замечательный человек, человек-романтик Александр Степанович Грин. (слайд 1- Обложка книги, портрет Грина)

         Каким он был и каким запомнили его друзья, писатели, настоящие ценители его творчества, мы сейчас узнаем из выступления наших юных исследователей, гриноведов.  Они поработали с дополнительной литературой. (Обучающиеся зачитывают свои материалы, делают обобщения.)

(показ слайда 2-4 Слова Кетлинской, Амлинского, Паустовского)

Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.

Так о нём писала поэтесса Вера Кетлинская.

Он бесконечно рассказывал о кораблях, капитанах, парусах, дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе, о преодолении одиночества, о вечном поиске понимания и добра. В.Амлинский-российский писатель, прозаик.

Он с полным правом мог сказать о себе словами французского писателя Жюля Верна: «Моя Родина – там, где проплывают самые прекрасные облака». К. Паустовский

2 Проверка домашнего индивидуального задания  учащихся     

1 ученик:( слайд 5  Портрет Грина)

 

Устал я работать и думать устал,

Слабеют и слепнут глаза;

Туман застилает вечернюю даль,

Темнеет небес бирюза,

Поля затихают. Дороги молчат,

И тени ночные пришли…

А руки – мотыгой железной стучат

В холодное сердце земли.

А. Грин

2 ученик.  Александр Степанович Грин (настоящая его фамилия Гриневский) прожил тяжёлую жизнь. С детства он любил книги о мореплавателях, путешествиях, мечтал уйти в море матросом. Движимый этой мечтой, в шестнадцать лет он убежал из дома. Перепробовал много профессий, от матроса до писателя. Жил бедно, но показывал полнейшее презрение к угнетавшим его житейским невзгодам…

3 ученик. ( слайд 6 портрет Грина)

Внешность Грина говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссечённым тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов Грин был некрасив, но полон скрытого обаяния. Ходил он тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой.

4 ученик.  Но таким Грин был для тех, кто плохо его знал. Грубоватость и резкость играли у него роль защитного средства. И мало  кто из знавших его в то время  подозревал, сколько настоящего, светлого лиризма было в его душе, сколько подлинной любви к человеку, веры в светлые качества его существа и великие творческие возможности. Недаром именно им, общепризнанным «мизантропом», были созданы удивительные сказки и легенды о людях крепкой воли, страстной мечты, чистого душевного благородства.

5 ученик.(слайды 7 Грин со второй женой Ниной)  

В 1924 году после долгих мытарств Грин переехал жить в Феодосию, а через восемь лет  поселился в маленьком городке Старый Крым, неподалёку от Феодосии, где любил бродить один в окрестных горах. (слайд 7 Грин с ястребом на плече) Однажды он принёс домой подбитого кем-то грифа (крымского ястреба), и эта дикая, не приручаемая птица спокойно сидела у него на плече.

3 Слово учителя:      

 (слайды 9-19 В доме -музее)

Вдоль черепичных домиков селенья,

В холмах, по виноградникам сухим,

Закатные пересекая тени,

Пойдём крутой тропинкой в Старый Крым…

1 ученик:

Дом-музей А. С. Грина входит в состав Старокрымского литературно-художественного музея. Этот домик, в котором провёл последние месяцы своей жизни замечательный прозаик, мистик и романтик Александр Степанович Грин (1880-1932) и после проживала его вдова Нина Николаевна, сохранившая для нас трогательную обстановку скромных комнат - свидетелей трагических событий.

2 ученик:

Супруги Грин переехали в Старый Крым из Феодосии 23 ноября 1930 года. Жили в съёмных квартирах. Однажды Александр Степанович сказал: "Сменить бы, Нинуша, нам квартиру. Надоел этот тёмный угол, хочу простора глазам...". В июне 1932 года Нина Николаевна обменяла на дом свои золотые часы, которые писатель приобрёл и подарил любимой в 1927 году, получив аванс за проданное  собрание сочинений. Позже вдова Грина вспоминала: "А часики дали мне возможность сделать последний подарок Александру Степановичу - дать ему умереть в своём доме, о чём он так долго и бесплодно мечтал и чем так недолго наслаждался".

3 ученик:

Писатель был тяжело болен, болезнь уже не отступала. 8 июля он скончался. На его могиле, на городском кладбище, рядом с надгробием - как памятник мечте - фигурка "Бегущей по волнам" (скульптор Т. Гагарина).

(идёт смена слайдов, показывающих уголки музея)

Постановка учебной задачи.

4 Слово учителя:      

(слайд 20 Портрет Грина) Грин был человеком, как говорит пословица и убеждает его биография,  не робкого десятка, но всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Наверное, поэтому мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все его рассказы, и больше всего – повесть «Алые паруса».

(слайд 21  Обложка книги) Эту повесть - пленительную и сказочную – он обдумывал и начал писать ещё в Петрограде (ныне Санкт-Петербурге) в 1920 году, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и искал  ночлега у полузнакомых людей. А опубликовал в 1923 году.

(слайд 22  Обложка книги) Повесть утверждает, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершить чудеса.  Давайте  попробуем либо опровергнуть такое утверждение, либо согласиться с ним.

Построение проекта выхода из затруднения.

-  И сегодня на уроке мы должны узнать тайну (секрет) героев повести. Но для начала давайте посмотрим, что означает слово «тайна»? Каково его значение?

 слайд 23 Из словаря С.И.Ожегова:

1. Нечто неразгаданное, ещё непознанное.

2. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет.

3. Скрытая причина чего-нибудь.

Учитель:Скажите, какое  или какие из этих значений соответствуют тексту?

Ученик: (1 и 2 значения – зачитать их.)

(слайд 24 Эпиграф к уроку)                                                        

Учитель:-  Эпиграфом к уроку я взяла слова  Андерсена - известного сказочника: « Нет сказок причудливее, чем сама жизнь».В чём состоит смысл данного изречения?

Ученик:(В жизни каждого человека бывают интересные приключения, случаи, порой напоминающие сказки, тем более, что сказки взяты из жизни)

Учитель:-И как  соотносится это изречение  с жизнью героев?

Ученик:(встреча Грея и Ассоль напоминает сказку, придуманную волшебником)

Учитель:- Обратимся к тексту повести и посмотрим, так ли это . Откройте книгу и прочтите заглавие первой главы - Предсказание.

- Как вы понимаете значение этого слова?

Ученик: (=Заранее сказать, что произойдёт в будущем)

5 Работа с текстом    

(Обсуждение, выборочное чтение )

Учитель: - Прочитайте  начало повести.       

(Ученик читает начало повести, заканчивая словами «…что Мери в раю»).

Учитель: 

 - Вы прочитали повесть дома, понравилась ли она вам?( Да)

- О ком и о чем вы прочитали? (Об Ассоль и Грэе, о взаимоотношениях юноши и девушки).

- Что вас удивило, и что вам особенно понравилось в повести? (Особенно понравилось то, как красиво и возвышенно описывается первая любовь Ассоль и Грэя, чистота их чувств, без притворства. Любовь описана здесь как светлое, нежное, самое прекрасное чувство).

(Что мечта Ассоль сбылась, она счастлива, она дождалась своего принца, как и предсказал ей собиратель песен и легенд Эгль. Счастье юных героев меня очень взволновало. Принц приплыл на белом корабле за своей принцессой и осчастливил ее. )

54- Расскажите, какова же печальная история Мери, рассказанная соседкой.

Пересказ текста:                

Ученик: Месяца три назад у Мери уже не было денег, оставленных Лонгреном на жизнь, и она вынуждена была просить в долг у состоятельного лавочника Меннерса. Но тот потребовал от неё невозможного. Тогда она в сырую холодную погоду отправилась заложить обручальное кольцо и поправить этим своё положение. Вернувшись, она заболела воспалением лёгких и через две недели умерла.

Реализация построенного проекта.

Работа по группам:

Учитель:-А теперь поговорим о главных героях: Ассоль, Лонгрене, Грэе.  

1-я группа готовила рассказ об Ассоль и Лонгрене. Ребята, познакомимся с проектом вашего исследования.

( группа рассказывает об Ассоль и Лонгрене)

(слайд 25 портрет Ассоль)

«…прекрасная неизвестность..»

      После смерти Мэри Лонгрен поехал в город, взял расчёт, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Как только Ассоль перестала падать и научилась твёрдо ходить, Лонгрен отказался от помощи вдовы и стал всё делать сам для девочки, зажил одинокой жизнью вдовца, « сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе».

      Скоро в городских магазинах появились его игрушки – маленькие модели лодок, катеров, парусники, крейсеры, пароходы – словом, всё то, что он близко знал. На жизнь в рамках умеренной экономии хватало. Малообщительный по натуре, он после смерти жены стал ещё замкнутее и нелюдимее. Гостей он не выносил, и сам тоже никого не посещал; таким образом, « меж ним и земляками легло холодное отчуждение».

       Когда Ассоль было 5 лет, произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь.

(слайд 26 Лонгрен и Меннерс)

Однажды во время шторма лавочник Меннерс спасал свою лодку, которую забыл вывести  на песок. На берегу был ещё и Лонгрен. Сильный порыв ветра отшвырнул Меннерсаа в сторону океана. Это грозило ему смертью. Лонгрен молчал, спокойно смотрел на метавшегося в лодке Меннерса. Тот взывал, заклинал, обещал деньги, угрожал Лонгрену, и только, когда лодку отнесло далеко, Лонгрен крикнул:

- Она так же просила тебя! Думай об этом, пока ещё жив, Меннерс, и не забудь!

       На следующий день у жителей Каперны только и разговоров было о пропавшем Меннерсе. А после того, как на 6-й день привезли его умирающего и злобного, рассказ Меннерса облетел окрестные деревушки. « Не говоря о том, что редкий из них способен был помнить оскорбление более тяжкое, чем перенесённое Лонгреном, и горевать так сильно, как  горевал он до конца жизни о Мэри,» -им было непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал. Лонгрен стоял неподвижно, как судья. Он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умели делать жители Каперны. Он выступил судьёй, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли. Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. « Два- три десятка детей её возраста… вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства…» Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили. Наконец, она перестала оскорбляться но иногда спрашивала отца, почему их не любят. И именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».

    Любимым развлечением Ассоль было – по вечерам или в  праздник забраться к отцу на колени  и расспрашивать об назначении различных частей игрушек. Лонгрен увлекался и переходил к эпизодам из морской жизни.  И Ассоль засыпала на его груди с головой, полной чудесных снов.

    Когда Ассоль исполнилось 8 лет, отец научил её читать и писать. Стал посылать  в город « снести товар». Однажды девочка по дороге в город присела съесть кусок пирога, и увидела среди игрушек яхту с алыми парусами, которую отец сделал ночью. И Ассоль пустила её по воде. Яхта мгновенно помчалась по ручью, и Ассоль побежала за уплывающей игрушкой, которая ей уже представлялась большим судном. Здесь и происходит встреча, которая  похожа на сказку.

( слайд 27  Встреча Эглем)

Ассоль увидела собирателя песен, легенд и сказок, который ей показался волшебником.  «Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы…высокие сапоги придавали ему вид охотника.. . пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка..Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды, из пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось было прозрачным, если бы на глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным». Его звали Эгль.

    Старик с минуту разглядывал Ассоль, в её лице привлекло его внимание невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.

С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

И  мудрый старик Эгль говорит об имени Ассоль:«…хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины».

    И Эгль напророчил Ассоль, что « однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка…И ты увидишь красивого принца, который увезёт тебя в своё царство.»

     Ассоль стремглав прибежала к отцу и рассказала о встрече с волшебником и его предсказании, их подслушал нищий.  Через полчаса

 от  ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, повествующего подслушанный разговор рыбакам,  остался           « специальный красный корабль».  В описании Эгля корабль был  из сказки, а нищий говорит о нём как об обычном корабле, который даже не волнует воображение.

(слайд 28 Дети и взрослые смеются над Ассоль)

С тех пор жители Каперны стали смеяться над мечтой Ассоль,  отнеслись к этой сказке зло, насмехались, шутили, прозвали «корабельная Ассоль».

     Человек в порыве к собственному счастью способен своими руками совершать чудеса. Но чудеса нужны не всем и не все способны мечтать, примером тому являются жители Каперны. Ассоль отличается от них тем, что « в ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была – дочь матроса,.. другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов. Во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое.»

Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель:  Ассоль умела мечтать, верить в чудеса, видеть прекрасное в жизни. Это и есть её « чудесная обособленность».

    Мы видим , как автор любуется своей героиней, не случайно подобрано слово “очарование”.  Ассоль мечтательная, романтичная, живет в мире своих грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывёт к ней на корабле с алыми парусами и увезет ее в свое сказочное царство.

(Песня про Ассоль и гимнастическое выступление)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

(слайд 29 Грэй)

Учитель: - А теперь обратимся к истории Грэя .Ребята, представьте материалы вашего исследорвания.

(группа рассказывает историю Грэя)

« …странная летящая душа»

     На наш взгляд, Грэй является центральным героем в повести, так как с ним писатель - романтик связывает решение главной идеи книги, которая заключена в словах о “нехитрой истине”: “Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. В образе Грэя мы видим вполне земного человека, а не сказочного. В нем хорошо развито духовное начало.

     Грэя с детства лишили общества сверстников, так как его папа считал, что общение с детьми прислуги замка окажет на него дурное влияние. И поэтому  Грэй жил в своем мире, один на задворках замка, на пустыре среди бурьяна и цветов. Эти экзотические места развивали воображение мальчика, раскрепощали его мысль.

      « Артур Грэй родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания. И эта живость мальчика начала сказываться на 8-ом году его жизни ; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, то есть человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную -  роль провидения..»  Эта роль намечается в  нём тогда, когда он приставил к стене стул, чтобы достать картину,

(слайд 30 Грэй с мамой у картины Христа)

 изображавшую распятие. Грэй вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть замазал их голубой краской. Он начал замазывать и ноги распятого, когда  был застигнут отцом. И на его вопрос, зачем он испортил картину, Грэй ответил, что не может допустить, чтобы при нём торчали из рук гвозди и текла кровь. Эта история с картиной отображает главное в характере Грэя – активное добро, нежелание терпеть чужую боль, страдание.

     «Только на кухне мальчик немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают тёмные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка…» И вот однажды служанка Бетси обварила руку, он видел, как слёзы катились по её лицу. « В то время как другие женщины хлопотали около Бетси, он пережил ощущение острого чужого страдания…» И Грэй вскарабкался на табурет, зачерпнул ложкой горячую жижу и плеснул на сгиб кисти. Впечатление оказалось неслабым. Этот эпизод сделал Бетси и Грэя друзьями.

   Встреча с картиной неизвестного художника предопределила его судьбу, заронила зерно его могучей мечты. Он не раз ходил в библиотеку, читал книги про моря и странствия по океанам, воображал себя капитаном. И мечта его сбылась. Он стал хорошим капитаном, пройдя и изучив все основы навигации и кораблестроения за 5 лет. Он очень “сильно любил море ”. Под влиянием этого возвышенного чувства он был очень счастлив “между небом и землей”.

 И, вообще, он осуществил две мечты:

1. Мечту Ассоль, увез её на корабле в свое сказочное царство, в свой рай; подобрал красивую музыку. Ведь это лучший аккомпанемент для любящих сердец.

2. Стал капитаном, к чему и стремился.

      Мы видим, что у Ассоль и Грэя много общего, они  мечтательные, романтики. Но Грэй - человек поступков, он действует, он активно борется за свое счастье, добивается ее руки. Перед нами волевой, мужественный человек, прошедший большую трудовую школу, преодолевший немалые трудности в постижении морских знаний, знающий цену слову и делу, уверенный в своих решениях и поступках.

(слайд 31 Грэй выбрал ткань для парусов)

        Грэй  долго выбирал  цвет материала для парусов, «он побывал в трёх лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок. В двух первых лавках ему показали шелка базарных цветов;… в третьей он нашёл образцы сложных эффектов… Он терпеливо разбирал свёртки,.. развёртывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет….Наконец один цвет привлёк обезоруженное внимание покупателя…

       Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй…. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.»

Грэй выбирает именно этот цвет ,потому что алый цвет –  это цвет, полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.

   Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становится красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.

(слайд 32 Грэй около спящей Ассоль)

         Первый раз Грэй увидел Ассоль, когда она спала. Эта встреча была неслучайна.  « Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел её.Он любил картины без объяснений и подписей. Впечатление такой картины несравненно сильнее, её содержание, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все догадки и мысли.» Это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.

     И когда склонность к необычайному застала его врасплох с решимостью и вдохновением, он снял с пальца старинное дорогое кольцо и бережно опустил его на малый мизинец Ассоль. Грэй так поступил, потому что он романтическая натура, ему свойственно стремление к прекрасному, чудесному.

     Грэй сделал мечту Ассоль реальностью, потому что тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».

(слайд 33-37  Ассоль пришивает оборку, Видит корабль из окна, бежит к лодке, Грэй и ассоль в лодке, Грэй и Ассоль на корабле)

    Грэй совершил чудо.  А каким же должен быть человек, который умеет делать чудеса? На этот вопрос можно ответить словами Польдишока, который рассуждает в винном погребе: « Нужно одной ногой стоять на земле, другой – на небе», то есть : с одной стороны, уметь мечтать, иметь «летящую душу», с другой – уметь осуществлять мечту, а для этого нужны решительность, сила воли, твёрдый характер, знания и опыт.

 Учитель:  Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой жизнью. Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса».

     «…сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины». «Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от неё, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо…»  

    Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни  перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает  в необходимости веры в чудо.

6  Беседа о языке произведения.

Учитель: Для нас “Алые паруса” - олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд.

Для Александра Грина самое главное - сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку (как сделал Грэй для Ассоль). Мы познакомились с удивительным миром и героями повести.

-А что автору помогло создать такие яркие образы? Мы переходим к работе нашей следующей группы. Вам слово, ребята.

 ( Ученик 1: Автору помогло создать такие яркие образы использование средств художественной выразительности.

 -Сравнение - это вид изобразительных средств языка, основанный на сходстве предметов или явлений.

      Грин в своём произведении с помощью сравнений в давно знакомом сумел открыть новое, сравнения используются чаще. Например:

"теплый, как щека, воздух пахнул морем,"

"гребень вала напоминал крылья  гигантской птицы",

 "раздавался шум как бы долгих обвалов",

"и его речь стала краткой и точной, как удар чайки в струю воды,"

 "ее страстный шепот был звучен, как полное биение сердца,"

 "как масло, вылитое в скачущий разрыв волн, смиряет их бешенство"

« каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки . Она разговаривала с деревьями, жучками, в этом ее необычность»

« палуба была, как небесный сад»

  Ученик 2: - так же использование эпитетов.

Эпитет –  это художественное определение предмета или явления. В повести  эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

"Пурпурный дым" - это звучит как возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости.

Ещё примеры эпитетов:

 “Прекрасная неизвестность” (говорит Эгль об Ассоль)

 “Мокрая драгоценность” (слова автора)

 “Дивное художественное полотно” (матрос Летика)

Ученик 3: Для создания таких ярких образов Грин использует метафору- это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.

 «У нее богатое воображение, - говорит угольщик Филипп,  “корзина зацветет”

« Море спало, обведенное по горизонту золотой нитью»

Ученик  1:  В повести мы встречаем и олицетворение – это когда неодушевлённому предмету присущи качества и действия человека.

При помощи олицетворения  автор помогает  нам понять, что самые разные явления имеют отношение к нам, людям, что все, нас окружающее, живет своей особой жизнью. Благодаря олицетворению мы не только видим живую картину, но и испытываем вместе с писателем радостное чувство родства и единения со всем миром.

«Счастье сидело в ней пушистым котенком» (когда Ассоль увидела кольцо на своей руке)

Ученик 2:  Встретилось и противопоставление ( антитеза) .

  Противопоставление служит  для усиления понятий, мыслей, образов.

« В ней две девушки, две Ассоль; одна - дочь матроса, ремесленника, другая - живое стихотворение»

Ученик 3:  Автор в описание алых парусов включает и слово-образ, которое вызывают у меня следующие  ассоциации:

  Парус как атрибут судьбы, ну а в цвете алом (теплом тоне) заключено теплое, нежное, самое святое чувство на земле - это любовь.

Учитель: - Ребята, вы видите, какой выразительный язык произведения.          Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям - в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии “Алые паруса”, так определил жанровое своеобразие своего произведения Грин.  Посмотрите   значение этого слова ( Слайд 40: Феерия (франц. feerie, от fee — фея, волшебница):

1  Театральное представление или цирковое сказочное содержание, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами;

2  переносное значение – волшебное , сказочное зрелище.)

Учитель: -Как вы думаете, в каком из этих двух значений Грин употребил это слово в применении к своей книге?

Ученик: ( В первом)

Учитель:- Где в повести вы видите театральное представление?

Ученик: ( В конце повести на берегу)( Фрагмент конца фильма)

Включение в систему знаний и повторение.

7  Общий итог урока  

Учитель: -Ребята, скажите, разгадали ли мы с вами тайну  героев повести Грея и Ассоль? А в чём она состояла?

Ученик: (Да, в счастье, созданном своими руками).

Учитель:- А теперь покажите, как  вы разгадывали тайну героев при помощи красок и кисточки .( Слайд 42:Под песню «Ребята, надо верить в чудеса» прикрепляют ребята свои рисунки к ткани).

Ученик:

 Алые паруса

(автор В. Ланцберг)

Морская с детства привлекала соль,

Дорога пробежавшая в волнах,

Чтоб гриновская нежная Ассоль

Корабль встречала б в алых парусах.

 

И грозный перекатывался вал,

Выл ветер, на страницах старой книжки...

А я о дальних странствиях мечтал,

Как все мои товарищи-мальчишки..

 

Жаль, детство, что к тебе возврата нет,

Мы не заметили, как повзрослели.

Но все мечты свои из детских лет

И унести, и сохранить сумели.

 

А море - рядом, руку протяни

И ощутишь его тепло и ласку.

Слегка просолены морские дни

И мокрый ветер трется об оснастку.

 

Нам новая отведена уж роль -

Прощаться с тонкою полоскою земли,

Но, только ждет по-прежнему Ассоль.

И алый парус будут ставить корабли.

Учитель: - По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

Учитель:– Уметь мечтать -это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность -это величайший человеческий талант.

Рефлексия деятельности.

Учитель: - Возможно, эта книга заставит Вас вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит Вас ожиданием чуда. Возможно, вы захотите, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если вы раскроете этому миру свое сердце, то поверите, что «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном».

(Отрывок из стихотворения Б. Чичибабина « Памяти Грина»):

Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнёт чужим, и кров ваш обречён,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьём.

Презентация к уроку>>>

Просмотров: 431 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт