Четверг, 21.09.2017, 17:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Апрель » 6 » Методическая разработка урока-размышления над этюдом В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
15:45
Методическая разработка урока-размышления над этюдом В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №6"
Кургузова Н.М.

Цели и задачи урока:
-рассмотреть особенности мира героев В.Г.Короленко, его восприятие мира через осмысление образной системы повести «Слепой музыкант»;
-показать духовное обновление обиженного судьбой человека, «нарисовать» его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения;
-развивать логические процедуры деятельности (анализ, сравнение, обобщение, описание, объяснение), а также развивать интуицию;
-развивать чувство личной ответственности за свою жизнь, за свое предназначение в ней.

 

Оборудование:
-мультимедийный проектор, слайд-шоу, презентация;
-музыкальные записи этюдов «До мажор», «Си минор» С. Рахманинова;
-Эпиграф к уроку: «Человек создан для счастья, как птица для полета»,
«Хранить чуткость к человеческому страданию и искать выхода».  В.Г.Короленко

Ход урока. 
(Слайд №1 «Тема урока»)
Учитель: 
-Доброе утро, ребята. Садитесь.

Мотивация к учебной деятельности.
    Эмоциональное вступительное слово учителя.
(Звучит аудиозапись этюда С. Рахманинова «До мажор»)
Стихотворение:
О, книга, друг ты мой бесценный,
Ты мне нужна везде, всегда:
И зимним днём, и днём весенним,
Когда веселье иль беда.
Я возвращаюсь в своё детство,
Меня герои вдаль зовут.
Добро и зло живут в соседстве,
Но я всегда стремлюсь к добру.
Кто в памяти моей остался,
Кто рядом с ранних детских лет,
Петруся, что вот так старался
И перенёс так много бед.
Е.В.Рой
(Слайд №2 «Эпиграф»)

    Два постулата выводят людей из «мертвой зоны»: 
«Человек создан для счастья, как птица для полета»,
 «Хранить чуткость к человеческому страданию и искать выхода».
В этом, несомненно, был убежден писатель, в долгой жизни которого было все: ( музыку выключить)
и борьба за кусок хлеба и преследование властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы, надзор и огромное желание писать и быть интересным для читателя.
В своих произведениях он говорил о многом: о страдании, о лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, родным, о нравственной чистоте и красоте… Он, «самый правильный».
Он не любил фотографироваться и позировать художникам, ссылаясь на постоянную нехватку времени, тем не менее, известно о трех живописных портретах писателя. (Слайд  №3 «Портреты Короленко»). Кисти А. Пархоменко, А.Ярошенко, И.Репина.  К сожалению, подлинник одного из портретов был уничтожен фашистами в 1943 году при оккупации города Полтавы, где находился музей писателя.
Каждый художник по-своему увидел Владимира Галактионовича. 
-А каким увидели его вы?
-Какой из портретов, по–вашему, более глубоко отражает духовный мир писателя? Почему вы так считаете?
Ученик: 
( *** Портрет И. Репина наиболее удачно передает характер В.Г. Короленко. В нем художник отразил «призывающее», «яростное внимание». Оно «передано в самой позе писателя: весь подавшись вперед, он – мало сказать, слушает, он как бы заглатывает то, что ему сообщают, как бы переселяется в душу собеседника». ( Сборник «Панорама 96», «Портреты В.Г.Короленко» ).
Учитель:
вывод: так и есть, писатель, используя четкое, меткое слово, проникает в наши мысли, душу, сердце, остается там навсегда.

Словарная работа. Создание первой проблемной ситуации. Организация работы в группах.
Слово учителя:    
    Сегодня мы поговорим о произведении необычном. Созданное в 1886 году, оно выдержало 15 изданий, что говорит о необычайном интересе читателей. Работая кропотливо, долго, писатель несколько раз вносил изменения в первоначальный вариант произведения. Необычен и его жанр. Это этюд.
-Знакомо ли вам это слово?
(Слайд  №4 «Жанр произведения»). 
Ученик: 
(***Да, оно имеет несколько значений. Из словаря Ожегова мы узнаём , что это слово французское.) 
( С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М.,1991г.)
Этюд - (франц. etude - букв. - изучение),..
Живопись - 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения...
Музыка - 2) музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. 
Литература – 3) небольшое художественное произведение… ?????
Учитель:    
    -Почему «Слепой музыкант» это этюд? Дополните определение. 
(Дети работают в группах)
 Ученик:
Литература -Небольшое литературное произведение или научное исследование, посвященное  какому-либо частному вопросу
 Учитель:    
Вывод: свое произведение Короленко посвящает изучению человеческой души. Показывает  поиски смысла жизни главным героем Петром Попельским.

Постановка целей и задач урока.
Учитель:    
-Проследим вместе с писателем за героями этюда. Поразмышляем над вечными вопросами о счастье, любви, назначении жизни. 

-Для чего предназначена человеческая жизнь, как пройти свой путь, чтобы не было стыдно, что выбрать? Смело шагнем в «простой и сложный мир» поэтики В.Г.Короленко, чтобы понять это.

-С этой целью послушаем ребят, которые дома исследовали вопросы:
-Роль пейзажа в произведении.
-Роль цвета и света в этюде.

Аналитическая работа над произведением.
Выступление исследовательских групп учащихся.
(Выступление первой группы)
Ученик:    
- Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому? Герою Короленко - слепорождённому Петру - приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался “с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела”. Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. 
Учитель:    
- В.Г.Короленко писал: «В этом этюде я задался целью проследить душевную драму слепого».
-Как вы понимаете выражение «душевная драма»?
Ученик: 
( Это душевные переживания, их развитие, размышления о жизни)
-Кто из героев произведения испытывает душевную драму? Как это показано писателем?
Ученик: 
(***Испытывают душевное потрясение многие: 
( Слайд №5 «Пётр»)
Петр, ощущая свою неполноценность.
(Слайд №6 «Мама на природе»)
 Мать слепого мальчика, которая предчувствует тяжелое будущее своего ребенка. Объяснение заключено в короткой фразе “РЕБЕНОК РОДИЛСЯ СЛЕПЫМ”
Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
Ученик: 
( Слайд №7 «Максим»)
Максим Яценко – дядя  слепого , он тоже был несчастен и наказан судьбой)
, - считающий, что жизнь – борьба и в ней нет места для инвалидов. (Отчаянный боец, он был ранен на поле битвы австрийцами. «Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку», «…ему казалось, что он рыцарь, выбитый из седла жизнью и поверженный в прах».) 
Учитель:    
-Да, непростая судьба у мальчика. Давайте прочитаем из 1 главы эпизод «Разговор Максима с сестрой».   
Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не только не было и тени чьей-либо "злой воли", но даже самая причина несчастия скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. А между тем при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от острой боли.
     Неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика, предрасположенного к беспредметной озлобленности своим несчастием и в котором все окружающее стремилось развить эгоизм, если бы странная судьба и австрийские сабли не заставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры. 
     Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление. Он все так же просиживал целые часы, дымя трубкой, но в глазах, вместо глубокой и тупой боли, виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя. И чем более присматривался дядя Максим, тем чаще хмурились его густые брови, и он все усиленнее пыхтел своею трубкой. Наконец, однажды он решился на вмешательство. 
     - Этот малый будет еще гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться. 
     Молодая женщина низко опустила голову, и слеза упала на ее работу. 
     - Жестоко напоминать мне об этом, Макс,  напоминать без цели... 
     - Я говорю только правду.  У меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли... 
     - Отчего же? 
     - Пойми меня, Анна. Я не стал бы напрасно говорить тебе жестокие вещи. У мальчика тонкая нервная организация. У него пока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени, чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту. Но для этого нужно упражнение, а упражнение вызывается только необходимостью. Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь. 
     Мать была умна и потому сумела победить в себе непосредственное побуждение, заставлявшее ее кидаться сломя голову при каждом жалобном крике ребенка. 
Учитель:
-Какие слова, предложения из этого отрывка передают особенно трагизм мальчика , прокомментируйте их.
А)цитата    
Б)комментарий
Ученик:
А) “…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…”    
Б) Самое главное , чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит ничего не добьется в жизни
Ученик:
А)“…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти вознаградить свою слепоту…”    
Б)Если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни
Ученик:
А)“..при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от боли…”    
Б)мать понимала, что счастливого будущего у сына нет.
Ученик:
А)“..этот малый будет еще гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться…”    
Б)Ребенок никогда не увидит своих родных, окружающий мир, вся его жизнь пройдет в темноте.
Учитель:
-Как на ваш взгляд относился Максим к матери слепого мальчика, к самому мальчику?
1-й ученик:
Жестоко.
2-й ученик:
Я не согласна с…….На первый  взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг.
3-й ученик:
  Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком, спекулирующим на своих несчастьях. И в этом он ему поможет.
И  Петрусь поймёт, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.
Учитель:
- В какой момент Максим Яценко изменил  свое отношение к жизни? 

    (Выступление второй группы)
Ученик: 
(*** Максим Яценко изменил своё отношение к жизни, когда появляется слепой малыш.
 «Если сложить нас обоих вместе, пожалуй, вышел бы один лядащий человечишко». «Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление… в глазах вместо глубокой и тупой боли виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя». Он пришел к выводу, что «глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь». Он считает, что Петр должен упражняться, чтобы научиться самому познавать окружающий мир.)
-Какие еще люди  изменили в лучшую сторону жизнь Петра? 
Ученик: 
(Это Иохим и Эвелина.)
-Расскажите о них.
( Слайд №9 « Дудка  Иохима»)
Ученик: 
(Воспринимая каждый звук в отдельности, Пётр мог сложить мелодию. А, услышав замечательную игру конюха Иохима , у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. 

На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном пианино “бороться с куском украшенной вербы” . Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство” и открыла и у себя такое же, она сумела заставить мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души и цвета. 

“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его существование” . Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.)
( Слайд №10 «Эвелина»)
Ученик: 
(Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. )
 Учитель:    
- Что такое любовь для Петра?
- Знал ли он о ней?

(обсуждение в группах, выступают желающие)

(Да, с детских лет, но любовь - это жалость матери, мудрая любовь Максима, он привык эгоистично пользоваться всем этим, любовь Эвелины - нечто другое. Петр проходит трудный жизненный путь: обретения смысла жизни, любви, признания.)

 Учитель:    
-Вывод: каждый из них что-то дал мальчику. Мать – заботу, Максим –уверенность, Эвелина – любовь, Иохим – понимание музыки, любовь к родной природе, родине.
( Слайд №11 «Обложки книги»)
 Учитель:    
-Читая текст, мы видим: Петру было нелегко постигать окружающий его звучащий мир. Изо дня в день ему приходилось преодолевать трудности в борьбе с недугом, ибо он рано понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на сложившиеся обстоятельства.
-А вот о трудностях, с которыми столкнулся герой, поведайте, ребята.

(Выступление третьей группы учащихся. )
Постижение мира природы.
Ученик: 
(***Мир природы показан Короленко двояко: восприятие зрячих людей и восприятие слепого Петра. 
«…весна ворвалась в комнату с удвоенной силой. В залитые светом окна глядело смеющееся весеннее солнце, качались голые еще ветки , вдали чернели нивы, по которым местами лежали белые пятна тающих снегов, местами же пробивалась чуть заметною зеленью молодая трава. Всем дышалось вольнее и лучше, на всех весна отражалась приливом обновленной и бодрой жизненной силы». 
Петр не видит ни зелени, ни света. Картина мира воссоздается перед ним при помощи звуков. Его охватывает «болезненное недоумение».
Ученик: 
 « Он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли, ветки  шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам, быстро отбивавшим переливчатую дробь. По временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали, точно тихо тая в воздухе».)
Учитель:
-А как удалось В.Г. Короленко показать, что картина будто живая?
Откройте главу 1 часть 6.

Ученик: 
- Автору помогло создать картину, будто живую, использование средств художественной выразительности.
Писатель использует яркие метафоры - это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.
 («весна ворвалась в комнату»,  «зима его жизни приходила к концу»).
Ученик: 
Также писатель использует эпитеты   –  это художественное определение предмета или явления. В повести  эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
 («смеющееся весеннее солнце», 
 «молодая трава», «обновлённая и бодрая жизненная сила»).
Ученик: 
Использует сравнения - это вид изобразительных средств языка, основанный на сходстве предметов или явлений.
      Короленко в своём произведении с помощью сравнений в давно знакомом сумел открыть новое («звуки падали в комнату , подобно ярким и звонким камешкам, быстро отбивавшим переливчатую дробь», «звон и шум журавлей плавно проносились и постепенно смолкали, точно тихо тая в воздухе», «торопливая весенняя капель стучала тысячью звонких ударов».

Ученик: 
Но у пейзажа в этом произведении есть и еще одна функция - передавать душевное состояние героев. К примеру, в сцене объяснения в любви Петра и Эвелины читаем:
«Было тихо; только вода все говорила о чем-то, журча и звеня… Густая черемуха шептала темною листвой; песня около дома смолкла, но зато над прудом соловей заводил свою…». «Соловей, некоторое время пробовавший свой голос, защелкал и рассыпался по молчаливому саду неистовою трелью…»
 Соловей-певец, живой, чувствующий вместе с героями, Петром и Эвелиной. 
Песня соловья переливается в чарующую музыку.

(Слайд №12 «Музыкант»)

Чтение отрывка под музыку. Звучит этюд С.Рахманинова. 

Ученик: 
(«Открыв крышку, он слегка тронул клавиши и пробежал по ним несколькими быстрыми легкими аккордами…В его душе подымались, как расколыхавшиеся волны, самые разнообразные ощущения. Прилив неведомой жизни охватил его…он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам…Формы, в какие успело отлиться музыкальное чувство Петра, были именно те, в какие отливалась игра его матери. Это были формы народной музыки, которые звучали постоянно в его душе, которыми говорила в этой душе родная природа…»)

 Учитель:    
 -Теперь у слепого есть все: любовь, музыка, увлечение.
- Почему же все еще грустно его лицо? 
( ***Он грустит по свету.)

Ученик: 
(В начале ЭТЮДА мир Петра раскрашен темными красками. Автор все чаще и чаще употребляет слова «мрак», «тьма», «ночь» . Постепенно в его мир проникает свет. Когда он влюблен, он чувствует свет. «Вода журчала … и так же шептались кусты черемухи, только вчера было темно, а теперь стояло яркое солнечное утро. И никогда еще он не чувствовал света так ясно…» )
 Учитель:    
    -Петр проходит трудный жизненный путь. Меняется его отношение к жизни.
-Какой выбор ему предстояло сделать?
(Выступление четвёртой группы учащихся. )
(Слайд  №13 «Слепой звонарь»)
Ученик:
 ( Очень сильно меняется отношение Петруся к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них - Роман - был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же - Егорий - был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!” - бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.)
(Слайд  №14 «Бродячие слепые музыканты»)
 Учитель:    
-Для чего Пётр присоединяется к бродячим слепым музыкантам, ведь в этом нет необходимости. Он богат, ни в чем не нуждается.
Ученик: 
(***Ему хочется полнее узнать жизнь простых людей, чтобы окончательно прозреть душой. 
«Позднею осенью панич неожиданно для всех в усадьбе вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление.
 Впрочем, глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась».  Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.)
(Слайд  №15 «Слепой младенец»)
 Учитель:    
- Когда к Петру пришло окончательное прозрение?
Ученик: 
(***Когда родился ребенок, он понял: чтобы полноценно жить, а не существовать, нужно отдавать себя другим людям. Нельзя жить только для себя, хороня великий талант в своем горе. Его нужно нести людям.
«Я видел вас всех… Я отдал все это… ему… ребенку и…всем…»)

 Учитель:    
-Это и есть настоящее прозрение. Он стал чувствовать людское горе и людскую радость, и все это отразилось в его музыке.  И это новое отношение к жизни показывает писатель Короленко, меняя окрашенность этюда в начале и конце произведения.
- А каким мир Петра стал в конце этюда?
Ученик: 
( В конце ЭТЮДА мир Петра раскрашен яркими красками. Автор чаще употребляет слова « живой», «яркий», « светлый».
«…Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёю, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем…»
«…Да, это она, шумная улица. Светлая, гремучая, полная жизни волна катится, дробясь, сверкая и рассыпаясь тысячью звуков…»
«…И опять живой рокот, всё ярче и сильнее, сверкающий и подвижный, счастливый и светлый…»
Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: «Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»
(Ученик делает общий вывод) 
(Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому “приходится налегать на вёсла” и идти к свету, солнцу, счастью!)
(Слайд  № 16 «Фрагмент фильма , когда прошло три года, и многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта»)

 Учитель:    
 (Вывод: по мнению Короленко, два постулата выводят человека из мертвой зоны: «Человек создан для счастья, как птица для полета», «Хранить чуткость к человеческому страданию и искать выхода».
 «Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении… Если при этом люди научатся все больше помогать друг другу в пути, если будет все меньше отсталых, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, светящих вперед, если впереди будет все яснее, - то это значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление».
 Так считал В.Г.Короленко, писатель с чутким сердцем и цветной душой! И доказательством этого служит история слепого мальчика.)
- Какой бы совет вы дали людям, оказавшимся в подобной ситуации?
Ученик: 
( Каждый человек должен сделать свой выбор в жизни. Я советую сделать свой выбор и выбрать  самую длинную и счастливую дорогу. Я желаю всем большой любви, счастья и радости в жизни. Пусть в вашей жизни встретится первая любовь, тогда жизнь будет гораздо лучше. У каждого человека должно быть свое мнение и своя цель, не будет цели - значит не для чего жить, а счастье и любовь-это самое главное.)
Ученик: 
(Радуйтесь жизни, надейтесь на хорошее будущее и идите к своей цели. Да, на вашем жизненном пути будет много препятствий, но не останавливайтесь, преодолевайте их, и вы достигнете своей цели, и конечной станцией будет станция под названием “ Счастье”. Не отчаивайтесь, если уже нет никакой надежды, даже  слепой нашел свое место и добился счастья в этом мире. Верьте в лучшее, и эта вера поможет вам.)
Учитель:
-Вывод: Да,  любой человек, даже с ограниченными возможностями, может найти своё место в жизни, занимаясь любимым делом и развивая свой талант.
Рефлексия деятельности.
 (Слайд №17 « Рефлексия»)
Слово учителя:    
- Ребята, продолжите предложения:
…Для меня было открытием, что……….
…Меня удивило………
…Я могу себя похвалить за……………
…Я могу похвалить одноклассников за………………
( - Ребята, а какие эпизоды нашли отражение в этих иллюстрациях?
- Какая из них вам больше понравилась?)
…На будущее я учту………………….
(Слайд  №18 «Спасибо за внимание»)
Учитель:    
-Ребята, вы молодцы. Спасибо за работу на уроке, за ваши выступления, иллюстрации, которые вы приготовили. Все получают оценку»отлично». Урок закончен.
Домашнее задание:
  Сотворить сочинение-миниатюру, этюд (музыкальный, художественный) на тему «О чем заставил меня задуматься «Слепой музыкант» В.Г.Короленко. 
ИЛИ:
А) Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруся всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни .
Б)Счастье - не в материальном достатке.

Презентация к уроку>>>

 

Просмотров: 730 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 4.7/10
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт