Среда, 13.12.2017, 15:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Январь » 13 » Методическая разработка урока математики по теме "Масса" (1 класс)
15:36
Методическая разработка урока математики по теме "Масса" (1 класс)

Учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №1"
Локтионова Г.П.

 

Основная цель: освоение учащимися понятия «Масса» через организацию исследования
1)    познакомить с понятием «масса», с единицей измерения массы – килограммом;
 выявить зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки;
 познакомить с различными видами весов;
формировать умение измерять массу с помощью чашечных весов, решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов. 
2)    Развивать мышление, речь, память.
3)    Актуализировать представления о понятиях «длина»,  «величина», «мерка».
4)    Воспитывать культуру общения. 
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять массу предметов;
пользоваться единицей измерения массы – килограммом; оценивать результаты своей работы.
Универсальные учебные действия. 
Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неудачи в учебной деятельности.
 Предметные: знание понятий «величина», «длина», «масса», «мерка»; знание понятия «единицы массы», умение измерять массу.
Метапредметные.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, использование схем, выведение алгоритма действия.
Регулятивные: фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: умение отвечать на поставленные вопросы; достижение договоренности и согласованности при работе в паре и группе, учет разных мнений, учебное взаимодействие.
Лабораторное оборудование: школьные весы, коробочки разной формы и размера, кубики, полоски бумаги разного цвета и длины, ученические  линейки, слайды разных видов весов, учебник  и рабочая тетрадь Г.В. Дорофеев   «Математика».
1. Мотивация к учебной  деятельности.  (1 минута).
Личностные УУД: учебно - познавательный интерес к предмету.
- Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им.
- Ребята, сегодня на уроке математики мы продолжим раскрывать секреты этой интереснейшей науки.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
2. Актуализация знаний учащихся. (5 минут).
1. Актуализация понятий «величина», «длина»,  «мерка», умения определять длину способом наложения и  измерять с помощью линейки.
Личностные УУД: умение слушать и слышать собеседника, осознавать свои мысли и действия.
Коммуникативные УУД: учебное взаимодействие, выражение своих мыслей достаточной точностью.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Регулятивные УУД: саморегуляция.
Работа в парах.
(У каждой пары синяя и  красная полоска одинаковой ширины, но разной длины 9 см, 6 см и мерка 3 см полоска)  
- У каждого из вас есть полоска бумаги.
-   Обсудите в парах и определите, чем они различаются? ( Цветом и длиной)
- Как узнали, что одна полоска длиннее другой? (Способом наложения.)
- Что такое длина? ( Это протяжённость предмета)
- Почему длина называется величиной? (Длину можно измерить, сравнить.)
- Мы сравнили полоски. А теперь измерьте свою полоску   меркой, сравните.
- Как ещё мы можем измерить полоски?
( Измерить по линейке, результаты сравнить.)
- Измерьте каждый свою полоску с помощью линейки и сравните их длину.
- Какой единицей измерения длины вы воспользовались?
Рефлексия. Какие знания и умения вам понадобились? ( Знания - о длине, величине и мерке. Умения -  сравнивать и измерять.)
3.Выявление места и причины затруднения  (5 минут).
Личностные УУД: способность к преодолению трудностей.
Коммуникативные УУД: использование речи для регуляции своего действия, учёт разных мнений.
Познавательные УУД: синтез, постановка проблемы, подведение под понятие.
Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция в ситуации затруднения.
 Формирование представления  о понятии «масса».  (2 минуты).
-  Сейчас поиграем в игру «Учёные». Чем занимаются учёные? 
- Проведём исследование.  
- Рассмотрите 2 коробки. Что можно о них сказать?
Демонстрирую учащимся 
одинаковые коробочки по цвету, но разные по форме; 
одинаковые коробочки по форме, но  разные по цвету;
одинаковые коробочки по величине, но разные по  форме;
совершенно одинаковые коробки.
- А теперь сравним эти две коробки.
- Есть у них различия? ( Дети затрудняются ответить на поставленный вопрос.) 
- Хорошо, оставим эти коробки. Вернёмся к ним позже, а сейчас поработаем в группах.
 Определение темы и цели урока. Работа в группах. (3 минуты).
- У каждой  команды  2 коробочки.
- Изучите их. Что можете сказать?
- У кого ещё такие же  наблюдения?
- Оказывается, есть свойство предметов, которое мы не можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство надо взять предметы в руки.
- Что мы будем изучать? ( Будем сравнивать предметы по весу.)
- Когда мы говорим легче или тяжелее, то мы сравниваем предметы по весу. Мы имеем в виду свойство предметов, которое называется МАССА.
- Уточним тему нашего урока. Чему мы будем учиться сегодня на уроке? 
( Мы будем сравнивать предметы по весу, будем определять их массу.)
- Ребята, можем ли мы сказать, что масса это величина? ( Да, потому что её  можно сравнивать.) 
-  Что ещё можно сделать с величиной?  ( Измерить.)
-  Что для этого нужно? (Инструмент и мерка)
- Вспомните, как мы измеряли длину отрезков? Вопрос ставлю в случай затруднения.
 ( При помощи инструмента и мерки.)
- Значит, нам необходим инструмент и мерка.
Знакомство с  разными видами весов. ( 2 минуты).
- Какой прибор помогает измерять массу предметов? (ВЕСЫ.)
Демонстрирую разные виды весов: для новорожденных, аптечные весы, магазинные, бытовые весы, грузовые.
-Посмотрите на слайд. Весы бывают разные. Есть весы для взвешивания  новорожденных, аптечные, магазинные, бытовые, грузовые. Перед вами школьные весы.
-  Теперь у вас есть весы и мерки. Измерьте, массу ваших коробочек.
- Какие у вас получились результаты?
- В чём возникло затруднение? ( У нас нет способа измерения массы.)
-Сможете ли вы сами  вывести способ действия. Если вам нужна моя  помощь, то поднимите руку.
4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 минуты).
Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело.
Коммуникативные УУД: учёт разных мнений.
Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений и  алгоритма действия.
Регулятивные УУД: познавательная инициатива, высказывание своего мнения на основе работы с моделями.
- С инструментом мы с вами познакомились -  это весы. А мерками у нас будут вот такие гирьки. Теперь взвесим коробочки, пользуясь  алгоритмом взвешивания.
Алгоритм взвешивания выводим вместе по этапам, а картинки вывешиваю по ходу работы. ( Схема в картинках)
1.Положить предмет на одну чашу весов.
2. Установить мерки на другую чашу, добиться равновесия.
3. Найти сумму  всех мерок. Это и будет масса предмета.
5. Реализация построенного проекта.
Личностные УУД: целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД: использование  речь для регуляции своих действий, учебное сотрудничество.
Познавательные УУД: использование знаково-символических средств,  в том числе схем.
Регулятивные УУД: познавательная инициатива, саморегуляция.
Взвешивание кубиков разной массы. У каждой команды свой кубик.
- Взвесьте кубик.
- Проверим результаты вашего взвешивания. 
-  Какой сделаем вывод?  ( Получилась разная масса кубиков.  Значит,  её можно сравнивать.)
Физминутка 1 минута
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Коммуникативные УУД: высказывание своих мыслей с достаточной полнотой.
Познавательные УУД: построение логических рассуждений.
Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу.
-Взвесим массу яблока при помощи мандаринов.
-Сколько мандаринов нам понадобилось?
- А теперь взвесим это же яблоко при помощи луковиц. Сколько луковиц мы положили на весы?
- Почему получились разные результаты? (Использовали разные мерки.)
-Ребята, всегда ли удобно использовать предметы для взвешивания других предметов?
Знакомство с  единицей измерения массы –килограммом.
- Верно! Раньше люди пользовались разными мерками: камнями, яблоками. Но все они были не удобны.
- Кто же из вас знает, какой меркой для измерения массы пользуются сейчас?
- Да, в 1799 году ( 217 лет назад) учёные придумали эту мерку и назвали её «килограмм». Сокращённо её записывают - кг.
- Можем ли мы измерить маленькие коробочки этой меркой? 
- А  большие коробки?
- Вернёмся к нашим большим  коробкам. В чём может быть различие этих коробок? Как узнать? Обратимся к алгоритму и вместе взвесим их.
- Сравним их массу.
Физминутка  « Весы» (1 минута).
- Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука – левая чаша весов, правая рука – правая чаша весов. Изображайте работу весов по моим  командам.
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на  правой чаше тяжелее, чем на левой чаше;
- весы находятся в равновесии;
- груз на правой чаше легче;
- весы находятся в равновесии. 
 Работа по учебнику стр.15
- Ребята, обратите внимание на вывод в учебнике на стр. 15.(Читаю вывод.)
- Чему равна масса гири? Масса капусты? Почему?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(5 минут).
Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности.
Коммуникативные УУД:  формирование и  аргументация своего мнения.
Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму, осознание и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Работа по карточкам с проверкой по эталону.
- Ребята, кто готов работать самостоятельно? 
- Кто не готов работать самостоятельно, пусть поработает в паре с соседом.
- Определите массу медвежонка по рисунку.
Проверьте свои работы по эталону для самопроверки. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
- У кого возникли трудности, кому нужна моя помощь?
 - Какой вывод вы можете сделать?  (Нужно потренироваться в определении массы предметов.)
 - У кого нет ошибок, сделайте вывод? (Мы умеем определять массу предметов.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Личностные УУД: готовность целенаправленно использовать математические знания.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.
Работа в учебнике с. 15 №1-3.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 минут).
Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности.
Коммуникативные УУД: формирование и аргументация своего мнения.
- Какую цель мы себе ставили? 
•    Научиться измерять и сравнивать  массу предметов.
•    Познакомиться с единицами измерения массы.
- Поднимите руку,  кто сможет сам определить массу. Какую единицу массы вы узнали?
- Докажем, что вы сможете определить массу.  Послушайте историю: Незнайка пришёл в магазин и попросил взвесить 1 кг конфет 7 огурцами.  Подумайте, почему продавец не смог выполнить его просьбу. А как вы могли бы помочь Незнайке.
- Предлагаю вам понаблюдать, как измеряют массу предметов в магазине. Дома попробуйте взвесить какой -  либо предмет. Определите массу этого предмета.
- Оцените свою работу с помощью ступенек. Если вы усвоили новый способ и не испытывали трудностей на уроке, то раскрасьте 3 ступеньку. Если  вы усвоили новый     способ, но испытывали трудности, то раскрасьте 2 ступеньку. Если вы не усвоили новый способ, то вы остаётесь на 1 ступеньке.
Провожу рефлексию оценивания учащихся.
- Кто оказался на 2 ступеньке, что было трудно?
- Как удалось справиться с трудностями? Над чем надо поработать?
- Кто остался на первой ступени мы на следующем уроке ещё поработаем.

 

 

 

Просмотров: 52 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт