Пятница, 14.08.2020, 08:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Меню сайта
Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2015 » Октябрь » 22 » Методическая разработка урока литературы по произведению В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
10:41
Методическая разработка урока литературы по произведению В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №5"
Рой Е.В.

Педагогическая цель:
1. Углубить понимание идейно — художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора и хорошо ориентироваться в тексте.
      Задачи урока:
1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).
2.Формирование  у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг, умение прощать.
3.Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у обучающихся, вызвать интерес к урокам литературы.
4. Отработка навыков  проводить анализ эпизода и отмечать роль художественной детали.
5.Формирование умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.
6.Организовать работу в группах.
 Ожидаемый результат:
1.Обучающиеся хорошо ориентируются в тексте и умеют ставить проблемные вопросы.
2.Умеют выразительно читать текст и пересказывать  отдельные эпизоды.
3.Обучающиеся умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы примерами текста.
4.Обучающиеся умеют давать оценку таким нравственным  категориям, как совесть,
честность, доброта, трудолюбие.
5.Обучающиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей и аргументировать их.
Используемые технологии: технология  критического мышления.
Методы обучения: диалоговое взаимодействие, (беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста).
Организационные формы урока: фронтальная и групповая.

Оснащение: 
 -проектор;
-презентация;
-фрагмент видео;
-рассказ (ы)  В.Астафьева;
-портрет писателя;
-обложка книги (иллюстрация);
-словарь диалектных слов;
-рисунки;
-листы для записи наблюдений и выводов;
-тетради на печатной основе;
-корзина идей.
                            
Организационный этап.
(Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. Мотивация.)
Стадия вызова
Ребята, как вы знаете,  указом президента России 2015 год официально объявлен годом Литературы. И в этом году, как никогда,  все  уроки литературы,  организация  различных мероприятий, творческих конкурсов, книжных выставок  будут направлены на то, чтобы повысить читательский интерес и привлечь внимание к литературе. И урок наш я хочу начать строками из стихотворения, которое  посвящаю её величеству КНИГЕ.
О книга, друг ты мой бесценный!
Ты мне нужна везде, всегда.
И зимним днем, и днем весенним,
Когда веселье иль беда
Кто в памяти моей остался?
Кто рядом с самых юных лет?
Герасим, что с Муму расстался
И перенёс так много бед.
И «Теплый хлеб я вспоминаю
В душе  с любовью и теплом.
Поможешь людям - точно знаю:
Добро оплатится добром.
А мысль о бабушке любимой
Мне душу греет всякий раз,
Когда своею розовою  гривой 
Взметнет тот конь…
О нем сегодня наш рассказ…
-Ребята,  дома вы должны были дочитать произведение, выполнить  задания в тетради и подготовить проблемные вопросы к сегодняшнему уроку.
 Кто не справился с домашним заданием?
 Давайте послушаем, какие у вас получились вопросы.
(Дети зачитывают (и вывешивают вопросы на доску)
* Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой?»
*Почему бабушка не наказала мальчика и 
купила ему  пряник?
*Через какие испытания пришлось пройти главному герою?
*Какие преступления совершили дети?
*Какие уроки преподала внуку бабушка Катерина Петровна?
*Где живет конь с розовой гривой?
*Символом чего является конь в рассказе?
-Дети, вопросы все правильные и интересные, но какой именно  вы предлагаете взять в качестве темы урока (проблемы)?
Кстати, маленькая подсказка у вас перед глазами…
-Какие уроки преподала внуку бабушка Катерина Петровна?
-Почему? Можете обосновать свой выбор?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо будет сначала коснуться  остальных вопросов. 
-Потому что бабушка своим поступком внука чему-то научила.
-А я думаю, что подсказка кроется в эпиграфе к уроку… Раз автор всю жизнь помнит этот случай, значит, он чему-то его научил. А учат, как правило, нас  уроки. 
Запись темы урока (и эпиграфа) в тетрадь.
Итак, цель нашего урока: оценить  поступки героя  и выяснить, какие  жизненные  уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах.
А как добиться поставленной цели?
 * Понаблюдать за поведением  Вити и  левонтьевских  ребятишек.
*Сравнить семью мальчика Вити и семью  Левонтия  и сопоставить их отношение к жизни.
* Оценить поступки ребят, взаимоотношения и сделать вывод.
-Обратите внимание, на столах у вас лежат листы для записи наблюдений и выводов и маленькие листочки для формулировки и записи ваших идей (в корзину идей). В ходе урока… вы должны будете САМИ записать те уроки (жизненные и нравственные), которые усвоил и получил Витя от своей бабушки (главный герой рассказа). В конце урока вы поделитесь своими мнениями, а я – своим. И сравним наши результаты. 
Фронтальный опрос:
-Итак, обратимся к сюжету рассказа. Что является завязкой рассказа?
**Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем». Это почти сказочное начало.
-Исполнилась  мечта мальчика — получить «пряник конем»?
**Да, его главная мечта исполнилась. 
-Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»? 
 Попробуем ответить на эти и другие вопросы вслед за автором. 
Работа с учебником – чтение и анализ отдельных эпизодов произведения. 
     Работа в группах.
Вопросы лежат на столах. Они составлены  из вопросов учебника и тетради на печатной основе).
1-я группа.
1.-Почему деревенские мальчишки так сильно хотели получить пряник конем?
(Пряник был для всех деревенских мальчишек несбыточной мечтой. Для главного героя он был символом …)

2.-Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник». Обратим внимание на тот факт, что мальчик хорошо по¬нимает:  даром ничего не достается..
      3.-Какие важные детали  вы  отметили  в  эпизоде  «По дороге  на увал» ?
(Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески… ковшик без ручки».
Вывод:
Битая посуда выступает как деталь, которая является не только признаком бедности, но и показывает безответственное, безразличное  отношение к вещам и  к труду. 
Для сравнения обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». 
Вывод:
Сразу можно сказать, что в  этой семье знают настоящую цену труду.

4.-     Как ведут себя по дороге соседские ребята? Как глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?
(«Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали». 
Вывод:
Глаголы передают не только действия детей, но и авторское отношение. Мне кажется, автор с пренебрежением относится к этим ребятам. Их действия больше напоминают повадки зверьков, а не поведение детей.)
2-я группа
 1. -Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?
(Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника — он по-другому не умеет: «Я брал старательно». Вспоминает слова бабушки: «Главное — закрыть дно посудины», это помогает ему, подгоняет: «стал собирать ягоды скорее». Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». 
«Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой «надавал пинков» и брату, и сестре за то, что «жрали» ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: «рассердился», «бросил», «жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «кинулся», «бьются», «катаются», «раздавили».
Вывод:
Автор показывает трудолюбие и усердие Вити и полная ему противоположность-левоньевские ребята.)
2.-Как герой оказался в зависимости от Саньки?
(Санька использует беспроигрышный прием — поддразнивает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!», и тот проговаривается о прянике. Санька «что-то быстро смекнул»: «Скажи уж лучше — боишься ее, и еще жадный!» Тут герой и попадается «на уду»: «А хочешь, все ягоды съем?» Отступать было поздно. Мальчику важно было «не спасовать, не струсить, не опозориться», не показаться жадным. Так и получилось, что «левонтьевская орда» вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком.)

3. -Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?
(Эти слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «на¬пустил на себя отчаянность», «махнул на вес рукой». Тут уж героя понесло — он хвастается: «Я еще у бабушки калач украду!» 
Вывод:
Он становится таким же, как левонтьевские ребята.)

4.-   Как  после  этого  развлекались  ребята? 
(Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое раз¬влечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила… нечистая сила».
Вывод:
Дети были равнодушными, безразличными к чужой беде и жестокими. В семье они видят то же самое. И их действия –это не развлечения, а скорее- преступления.)

 3-я группа
1.-      Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по¬ступкам?
(Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал», он злорадствовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват.

Вывод:
 Герои противопоставлены через действия: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки». Автор использует прием антитезы.)
                       
2- Почему герой решил обмануть бабушку?
(Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день.  Во-вторых, к этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька — герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. И в –третьих, он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)
      3. -Только ли страх перед бабушкой беспокоит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?
(Мальчику нелегко дался обман: он «даже чуть было не всплакнул», потом «приготовился к каре за содеянное злодейство». То есть он понимает, что совершил «злодейство». Поэтому его мучит совесть: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» Даже на рыбалке мальчик думает: «И зачем я так сделал? За¬чем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: «И пожалеть меня некому». Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» Когда показыва¬ется лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь.
Вывод:
(Мальчику нелегко дался обман: его мучит совесть)

Работа с текстом  (выборочное чтение).
4.-Какова роль пейзажной зарисовки?
(Описание летнего дня)
(Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: «клонились к земле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммофоны». Постепенно его взгляд поднимается вверх — на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. 
Вывод:
Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских».)
                                                          
-      Какова же развязка истории?
(Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее».
 Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожа¬лел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка по¬мог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья…»)
                                               
-   Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?
 (отвечают все письменно в тетради на письменной основе, учитель собирает в корзину идей листочки)
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».)

                                                                         Вывод:
Пряник конем  теперь становится для героя символом исполнения желаний, сбывшейся мечты, символом добра и любви, символом примирения
 Какие же уроки извлек главный герой из этой истории?

(Дети зачитывают свои варианты ответов:)

1.    Надо быть честным и справедливым.
2.    Надо быть добрым и заботливым.
3.    Надо уметь прощать и просить самому прощения.
4.    Уметь отвечать за свои поступки.
5.    Уважать старших.
   
А почему нет пункта, касающегося отношения к природе, к животным? Как выдумаете?

Потому что мы отвечаем на вопрос : какие уроки извлек Витя из истории. А если говорить об отношении к природе, то вопрос надо задать такой: какие мы извлекли уроки из рассказа.

Рефлексия
*Какие нравственные уроки я извлек из рассказа?
1.    Относиться бережно к животным и птицам.
2.    Не причинять вреда окружающей природе.
3.    Уважать  старших и ценить их труд.
4.    Уметь отстаивать свою позицию и точку зрения в любой ситуации.
5.    Быть честным по отношению к родным и близким.
6.    Уважать старших.

Домашнее задание

* Прочитать рассказ «Монах в новых штанах»
(подготовиться к уроку внеклассного чтения)

*Написать синквейн :

1гр. СЕМЬЯ
2 гр. ДОБРО
3 гр. БАБУШКА
4 гр. РАССКАЗ

*Написать рассказ или стихотворение о своей бабушке.

Технологическая карта урока>>>

Просмотров: 3493 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск
Телефоны доверия
  • Ребенок в опасности 8(4712)70-29-87
  • Телефон доверия следственного управления 8(4712)70-36-73