Четверг, 21.09.2017, 17:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Август » 16 » Методическая разработка открытого урока по русскому языку (3 класс)
11:38
Методическая разработка открытого урока по русскому языку (3 класс)

Учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №1"
Логинова Л.Н.

 

 

"Роль мягкого знака на конце имён существительных после шипящих".

Цель: закреплять у обучающихся умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих; повторить работу мягкого знака.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты: 
Предметные: уметь применять правило и алгоритм при решении орфографической задачи «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»; 
Метапредметные: 
познавательные: уметь самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, владеть логическими действиями сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, строить рассуждения на основе наблюдений высказанного предположения о выборе написания мягкого знака;
регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, сопоставлять выполненную работу с моделью, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать и оценивать (адекватно) учебные действия вносить коррективы;
коммуникативные: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи, уметь высказывать свое мнение, прислушиваясь к мнению других, задавать вопросы по теме, сохраняя учебную задачу.
Личностные: сохранять положительную мотивацию к учению, учитывать степень сложности задания и возможность его выполнения, проявлять работоспособность в споре, осуществлять самоконтроль при выполнении задания.
Основные термины, понятия: орфограмма «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»; род мужской, женский; число единственное, множественное; шипящие согласные звуки.
Ресурсы: учебник Русский язык 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва «Просвещение» 2013; рабочая тетрадь  Русский язык 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва «Просвещение» 2015; раздаточный материал (карточки), сигналы проверки, ноутбуки.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, работа в паре.

Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, добрыми улыбками поприветствуйте наших  гостей. Садитесь.
- Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успешной работы на уроке.
2.Оформление тетрадей.
- Откройте тетради. Запишите число и классная работа. Назовите орфограммы, обосновывая своё мнение.

3.Актуализация знаний и способов действий.
а) Работа в группах.( Класс разделён на три команды. Учитель раздаёт карточки с заданием.)
- Посмотрите внимательно,   какое здесь нужно выполнить задание?  ( Вставить пропущенную букву.)
- Выполнять задание начинает командир и продолжаете по часовой стрелке с объяснением.(По сигналу учителя дети приступают к выполнению задания.)
Задание:
Мяч.., мелоч.., борщ.., меч.., мыш.., доч.., плащ.., вещ…( Готовность команд проверяется, когда ребята держась за руки поднимают их вверх. Командиры выходят к доске и вывешивают результаты своей команды.)
- Командиры отчитайтесь о работе своей команды.
- Ребята, внимательно посмотрите на результаты своих работ.(Идёт фронтальная проверка с помощью сигнальных карточек.)
- Что вы можете  сказать? ( Ребята анализируют работы. Доказывают своё мнение.)
- Ребята, оцените задание в баллах. 
Вывод: - Вы, верно выбрали место мягкому знаку. Так какова его роль в данных словах? (Он является показателем женского рода.)
- Догадались, так какая тема нашего урока? ( Роль мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.)
- Предположите, чему мы будем учиться на уроке, то есть цель нашего урока? (Продолжить учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце имён  существительных.)
- А какие знания и умения потребовались вам для решения этой орфографической задачи?
( Узнать шипящий звук на конце слова; уметь определять род имени существительного.)
-Что помогает решить вам эту задачу? ( Наша модель, созданная на прошлом уроке.)
- Вот она перед вами.( Показ модели.)
4.Закрепление знаний и способов действий.
б ) Работа по учебнику (Самостоятельная работа, индивидуальная)
-Откройте учебник на странице 16,упр.24. Прочитайте задание внимательно.
- Вслух по цепочки читаем слова.
- Есть ли вопросы к заданию? (Показ карточки с вопросом.)
- Ребята, может есть  непонятные слова?
Словарная работа.
МЕЛОЧЬ – мелкие деньги.
ГРАНЬ – плоская поверхность геометрического тела; и то, что отделяет друг от друга.
СВИРЕЛЬ – народный инструмент в виде дудки из дерева, тростника.
КРЕМЛЬ – городская крепость в старых русских городах.
- Орфограмму в словах правильно подчеркните.( Дети выполняют задание.)
Упражнение 24.
Мяч..,мелоч..,борщ..,болезн..,гран..,меч..,мыш.., сирен..,доч..,свирел..,кремл..,корол..,плащ..,вещ…
Проверка по шаблону.(Образец на экране.)
-У кого так, сделайте 1раз хлопок.
- Что вы заметили при выполнении данного задания?( Ответы детей.)
- Какую роль играет мягкий знак? (Он является и показателем  мягкости согласного.)
- Снова нам помогает модель, но другая. Покажите её на доске.
- Оцените свою работу в баллах. Поставьте карандашом на полях.(3б – 0 ошибок; 2б -1-2 ошибки; 1б – 3-4 ошибки; 0б – более 4ошибок.)
в) Работа в парах на ноутбуках.
- Внимание! Соблюдайте все правила работы на ноутбуках.
- Осторожно откройте.
- Включите.
- Введите пароль (ученик 1).
- Тема21,задание3.
-По моему сигналу приступили к выполнению задания.
Задание. Распредели имена существительные на три группы в зависимости от того, для чего в слове использована буква мягкий знак(ь).
Скамья, моль, рожь ,бульон, глубь, дочь, вьюн, конь, вещь.
Проверка (сигнальные карточки). Выбранная пара из команды читает столбик слов (3 пары).
- Оцените себя в баллах на полях карандашом.
- Какая модель вам помогла правильно распределить имена существительные? (Дети называют данную модель: ь –показатель мягкости согласного; ь – разделительный; ь –показатель женского рода.)
- Подобное задание выполните дома.
- Отключите и закройте осторожно ноутбуки.
5.ФИЗМИНУТКА.
-Мы задания выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем друзья.
- Я называю имена существительные. Если в слове ь – не пишется, то – присядьте. Если в слове пишется ь, то – хлопок 1 раз и встаём.
(ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, мышь, товарищ, мяч, печь.)
6. Выбор правильной ситуации при решении проблемы.
г) Запись под диктовку у доски с комментированием.(Учитель читает словосочетания.)
Добрый товарищ, серая мышь, вкусный калач, решение задач. 
- Ребята, не возникает ли у вас вопроса?(Ответы детей.)
- Что нам может помочь при решении данной проблемы?(Ответы детей.)
- От чего будет зависеть написание мягкого знака?(Ответы детей.)
- Воспользуемся наблюдением. (Открывается доска и дети читают запись.)
( капало с крыш, из-за берёзовых рощ, пять груш, много луж.)
- Выскажете ваши предположения. Обратимся к нашей модели.
- Только ли написание мягкого знака зависит от рода? ( Не только. А зависит ещё от числа.)
- А здесь имена существительные стоят в форме какого числа? ( Множественного.)
- Какой можно сделать вывод? (ь – пишется после шипящих на конце имён существительных женского рода и в единственном числе, а во множественном числе не пишется.)
Команды получают задание: достройте модель о написании мягкого знака.
ПОКАЗ И  ВЫБОР  УДАЧНОЙ  МОДЕЛИ. (Высказывают ребята своё мнение.)
7.Закрепление нового знания. Проговаривание во внешней речи.
Учитель продолжает диктовать те словосочетания, которые были разобраны на доске ранее.( решение задач, капало с крыш, из-за берёзовых рощ, много луж, красивая брошь.)  Задание не оцениваем!
д ) Работа с текстом в парах.
- В заключении урока прошу вас ребята, проверить работу других учеников.(Раздаются карточки с текстом, в котором допущены ошибки.)
ТЕКСТ.
В полноч  на манеж вышел циркачь.
В руках он держал мячь.
Скрипач играл маршь.
Моржь крутил обруч.
В зале сидела молодёж.
Было много радостных встречь.( Дети из команд объясняют допущенные ребятами ошибки.)
Оцените свои работы.( 3б. – все предложения верны,2б – 1-2предложения с ошибками, 1б- 3-4 предложения с ошибками, 0б – более 4 предложений с ошибками.)
- Что можно сказать об этой записи? ( Это текст )
- Обоснуйте своё мнение. (Ответы детей.)
- О чём говорится в тексте? (Ответы детей.)
- Какая главная мысль в тексте? (Ответы детей.)
- Как его можно озаглавить? (В цирке. Шапито.)
8.Рефлексия учебной деятельности.
-Какая тема нашего урока?(Ответы детей.)
- Какая цель урока? ( Ответы детей.)
- Что нового узнали на уроке? (Ответы детей.)
- Проверим насколько вы умеете правильно писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих. Приготовили карточки. Ь или Ь\.
Учитель называет слова: дочь, карандаш, врач, глушь, дач, молодёжь, луж, помощь, рощ, чиж, пастбищ, ночь, груш, леч?. (Дети держат карточку ?)
- Данное слово «лечь» есть в строках знаменитого стихотворения Анны Ахматовой «МУЖЕСТВО». Оно написано в годы Великой Отечественной войны 23 февраля 1942 года. Это стихотворение о мужестве, стойкости и отваге нашего народа.
Учитель читает отрывок из стихотворения (на доске):
НЕ СТРАШНО ПОД ПУЛЯМИ МЁРТВЫМИ ЛЕЧЬ,
НЕ ГОРЬКО ОСТАТЬСЯ БЕЗ КРОВА, -
И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.
- И в слове «лечь», « беречь», «помочь» есть мягкий знак. Почему? Но эта другая уже роль Ь и другая тема урока. Но вам предлагаю понаблюдать и поразмышлять  над ней.
- А сейчас подведём итоги своей работы. Оцените её в баллах. На доске написано:
8б – 9б отметка «5».
5б – 7б отметка «4».
2б -4б отметка «3».
- Тем, кому нужна моя помощь, отметку поставлю на следующем уроке.
- Мне было приятно, как вы работали сегодня на уроке.  Я надеюсь, что урок стал для вас полезным и интересным. Спасибо, ребята.
9.Домашнее задание ( на доске).
- Для всех работа по учебнику на странице 16.,Упр.26.(Обобщение роли Ь).
- А те, кто любит по труднее задания в тетради на странице 36., Упр.49.
- И информация для размышления над новыми словами, оканчивающимися на (ЧЬ).
- Урок окончен.

 

Презентация к уроку>>>

 

Просмотров: 199 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт