Вторник, 21.11.2017, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Февраль » 1 » Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
09:13
Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
Учитель - логопед 
МАДОУ «Детский сад №11» г Курчатова
Алтухова Е. В.

В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленная на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС ДО предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 
В связи с этим важно особое внимание уделять развитию речи дошкольников, которое составляет один из основных элементов формирования личности и является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей.
Началом работы над опытом стал анализ уровня речевого развития детей в ДОУ. Было выявлено, что с каждым годом продолжается рост количества дошкольников с речевыми проблемами. И, работая в условиях логопункта ДОУ, используя традиционную систему коррекционной работы, мы пришли к выводу, что учитель–логопед не в состоянии решить речевые проблемы всех нуждающихся, из-за большого количества детей с нарушениями речи. В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с  дефектами речи выявлено в возрасте 4-5 лет (91%) и 5-6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта учитель – логопед в первую очередь оказывает детям подготовительных (старших) групп. Необходимо было привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития своих детей и активизировать их работу в этом направлении. 
Благодаря отечественным и зарубежным исследованиям в области речевой патологии, изменился взгляд на проблемы преодоления многих нарушений речи, и поэтому процесс их коррекции также требует изменений – модернизации. В России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из таких технологий является метод проектов. В котором отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952г). В России педагогические идеи впервые реализовал на практике С.Т. Шацкий. Метод проектов активно использовал А. С. Макаренко до 30-х годов. В 1931году  он был запрещён. В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из-за рубежа только в 80-е годы. Сегодня он используется вновь, но уже в обновлённом виде. Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина и др.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых технологий, призванных содействовать эффективному развитию детей. Надо применять инновационные формы взаимодействия с родителями. Это позволит расширить и углубить возможность коррекционной и профилактической работы, повысит её эффективность. Поиск путей решения выше обозначенных проблем привёл к применению в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для проектной деятельности: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются различные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка. 
В настоящее время проектный метод в нашей стране используется на всех ступенях образования. Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования и в логопедической практике в частности.      
Количество детей, имеющих речевые нарушения постоянно увеличивается. Все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Для современного дошкольника характерна потеря живости, привлекательности самого процесса познания, оно идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. 
Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся нарушения, но и предупредить их появление, достичь более высокого уровня развития ребёнка. 
ФГОС ДО ориентирует педагогов на необходимость участия родителей в создании условий для своевременного полноценного развития речи ребёнка дошкольного возраста. Важно помочь родителям понять, что развитие речи детей не может идти стихийно. Они должны вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Успешность педагогического взаимодействия во многом определяется правильно избранной позицией логопеда. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь».
 Логопед также делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе–педагог, ребёнок и его родители – разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи. Осознанное включение родителей в совместный образовательный проект позволит значительно повысить уровень речевого развития детей, улучшить качество речи, четкость звуков, расширит словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию русского языка, а созданное единое речевое пространство будет формировать педагогическую культуру и повысит компетентность родителей. Всё это будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ. И вот одной из таких педагогических технологий, которая позволяет развивать речевые навыки детей, объединяет педагогов и родителей является метод проектной деятельности. 
Ведущая педагогическая идея работы в данном направлении заключается в создании системы взаимодействия с родителями, в применении новых форм сотрудничества, осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи детей, способствующих обеспечению положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста, в условиях работы логопункта ДОУ. 
Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 года по декабрь 2016 г.
Новизна опыта состоит в определении, разработке и апробировании логопедических проектов, способствующих обеспечению положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Для повышения уровня речевой активности дошкольников и организации сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития речи детей было принято решение-разработать экспериментальные логопедические проекты по наиболее важным направлениям:
1.    Логопедический проект «Путешествие в русский язык»
Цель проекта: повышение потенциальных возможностей речевого развития дошкольников через эффективное взаимодействие учителя – логопеда, педагогов, детей и их родителей.
Это - практико – ориентированный, краткосрочный - 1 неделя (с 15.02. – 19.02.2016г.), общесадовый.
Были определены задачи, изучена литература, намечены мероприятия. В проекте принимали участие дети и родители всех возрастных групп, воспитатели, педагоги ДОУ. Для родителей были проведены родительские собрания (информирование и мотивирование родителей на работу в форме проектной деятельности), подготовлены памятки, папки – передвижки. 
На основном этапе наблюдалось повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно – развивающей работы. 
Каждый день был насыщен разнообразными мероприятиями. 
Начался логопедический проект для родителей - с высказываний великих людей о русском языке, а для детей - с беседы о том, как появилась речь. В течение всей недели воспитатели, учитель - логопед проводили артикуляционную гимнастику в интересной форме, напоминали детям правила красивой речи. Инструкторы по физической культуре на своих занятиях разучивали новые игры на координацию речи с движением.
Родители вместе с детьми придумывали, рисовали, шили, пекли, выпиливали, клеили буквы для конкурса мастеров «Моя любимая буква». Дети принесли свои любимые буквы (с которой начинается имя ребёнка). Каждая работа была выполнена с фантазией, творчеством.
При реализации проекта мы учитывали уровень речевого развития каждого дошкольника, поскольку важно дать ребёнку возможность отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. С желанием родители готовили своих малышей к конкурсу «Самый красивый русский язык»: нашли интересные чистоговорки, скороговорки, пословицы о речи (в соответствии с возрастом детей), творчески их оформили и заучивали текст, чисто произнося звуки. Причём, родителям детей, занимающихся на логопункте, бала дана установка: учить скороговорки, пословицы с тем звуком, который автоматизируется на занятиях с логопедом. Ребята представляли свою работу на конкурсе, при этом проявляли артистические способности. Наблюдалось стремление детей говорить чётко, правильно. 
Активно родители участвовали в логопедической акции «Почтовый ящик», фантазируя совместно с детьми, писали сочинения на тему «Если бы я был волшебником». 
В течение недели учителем – логопедом были проведены:
  - речевая викторина «Знатоки правильной речи» (для детей средних групп),
  - «Игры старичка Речевичка» (для детей подготовительных групп). 
Воспитатели, специалисты проводили дидактические игры на развитие воздушной струи, грамматического строя речи, фонематического слуха, обучение грамоты. Педагоги знакомили с речевыми играми родителей, заинтересовывали их. 
Продуктивно прошёл «День вежливых слов». В каждой группе ДОУ ребята учили интересные стихи о вежливых словах и добрых поступках, вечером учителем–логопедом было проведено родительское собрание - «Вечер добрых встреч» на тему: «Будем говорить правильно». Во время этой встречи родители получили полезную информацию.
Многие семьи принимали участие в создании журнала весёлых высказываний «Болтунишка», записывая смешные фразы своих малышей. И дети, и родители проявляли интерес к каждому мероприятию проекта. Воспитатели и родители откликнулись на предложение принять участие в логопедической акции «Копилка речевых игр», которая способствует расширению базы игр, развивающих речевые функции. Изготовлены такие речевые игры, как: «Паровозик из Ромашково», «Горячий чай», «Футбол», «Морское путешествие», «Карусель», «Звуковое колесо», «Слогодом» и многие другие. Была организована выставка, где все смогли познакомиться с этими играми. 
Проект завершился логопедическим развлечением «Праздник красивой речи», в котором участвовали все специалисты, работающие с детьми: учитель-логопед, хореограф, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Логопедические праздники важны, так как родители могут увидеть не только результаты труда логопеда, но и результаты своего собственного труда. Были оформлены выставки творческих работ «Мой любимый русский язык», «Моя любимая буква»; фотоальбом «Путешествие в русский язык».
В течение всего проекта «Путешествие в русский язык» логопедический процесс был привлекателен тем, что вносил в детские будни атмосферу праздника, побуждал в детях желание говорить чисто и красиво.
В ходе реализации проекта был сделан вывод, что данный вид деятельности повышает потенциальные возможности полноценного речевого развития дошкольников, мотивацию детей и заинтересованность семьи в речевом развитии детей. Родители чаще стали интересоваться успехами детей, предлагать свою помощь, контролировать и нацеливать их на правильную речь. Они превратились из пассивных наблюдателей в активных участников коррекционно-развивающего процесса. 
Практическая значимость проекта заключалась в том, что предложенная система в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

2.    Логопедический проект «Мир на кончиках пальцев»
В последнее время отмечено, что уровень развития речи детей, младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве своём не соответствует возрастной норме. Мы заметили, что у многих малышей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни дети не могли правильно держать ложку, другие - собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде. Было принято решение: в наиболее проблемной группе необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики рук.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными и физиологическими особенностями: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. При выполнении мелких движений рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышления ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок.
Цель проекта: развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей.
 Это - информационно – практический, среднесрочный – 3 месяца (с 5.09. - 5.12.2016г.)
 групповой. Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети 2 младшей группы №10, родители.
Были намечены мероприятия, изучены семьи и установлены тесные доверительные взаимоотношения с целью согласования воспитательных и образовательных воздействий на ребенка. Для родителей проведены родительское собрание, как способ информирования и мотивирования родителей на работу в форме проектной деятельности, семинар – практикум, мастер – класс, подготовлены памятки, папки – передвижки по педагогическому просвещению семьи в вопросах развития мелкой моторики детей.
В начале работы проведено диагностическое обследование детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. 
Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
На основном этапе реализации проекта вовлекали всех родителей в работу по развитию мелкой моторики речи. Мы старались вызывать положительные эмоции, знакомить с новыми видами деятельности (использование нетрадиционного материала в своей деятельности).
На каждый месяц были запланированы мероприятия для детей и родителей. Для детей: ежедневный массаж шариком Су-Джок, фольклорные, пальчиковые игры. А также: игры с пальчиковым бассейном, прищепками, мозаикой, пуговицами, шнуровками, крупами, клубочками, спичками. 
Для родителей: анкетирование, 
 - мастер – класс «Су – Джок – терапия в развитии речи детей», 
 - семинар – практикум «Наши пальчики играют», 
 - папка – передвижка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»;
 - выставка детских работ «Мир на кончиках пальцев» (по итогам занятия с логопедом);
 - выставка совместных работ детей и родителей «Чудо - пуговицы».
 - консультация «Пока мама на кухне».
 - памятка: «Рекомендации логопеда по развитию мелкой моторики у детей». 
При выполнении многих упражнений дети вначале испытывали затруднения, но когда их проводят регулярно, используют разнообразные приёмы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством развития мелкой моторики ребёнка.
В работе на этом этапе наблюдалось повышение заинтересованности родителей в процессе коррекционно – развивающей работы. Они познакомились с нетрадиционными
видами деятельности в развитии мелкой моторики. 
Проект завершился праздником «Мамочка милая моя». Дети продемонстрировали свои положительные изменения в развитии мелкой моторики. У них повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Родители утвердились в значимости развития ручной умелости, увидели результат совместной работы с педагогами. По итогам проекта была оформлена фотогазета «Занимаемся дома». Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения и это повышает заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

3.    Логопедический проект «Весёлые грамотеи»
Этот проект, на мой взгляд, просто необходим для детей среднего возраста. Ведь, в условиях работы логопункта ДОУ учитель – логопед для средних групп оказывает только консультативную помощь в вопросах развития речи детей. И, благодаря применению проектного метода появилась возможность помочь всей группе улучшить состояние лексических и грамматических средств языка у детей, привлечь внимание родителей и возможно предотвратить перевод некоторых дошкольников в логопедическую группу другого детского сада, что всегда является стрессом как для детей, так и для родителей.
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка. Он включает в себя: морфологический уровень (приемы словоизменения и словообразования) и синтаксический уровень (составление предложений, сочетание слов в предложении). Усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. 
Цель проекта: повысить уровень развития лексико - грамматического строя речи детей через эффективное взаимодействие учителя – логопеда, педагогов и родителей. 
Это - практико – ориентированный, краткосрочный – 1 месяц (с 01.11. – 30.11.2016г.), групповой. Участники проекта: учитель-логопед, дети средней группы № 1, родители, воспитатели.
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы нарушений лексико-грамматического строя речи, изучена научная и методическая литература по данному вопросу.
Для решения основной задачи нашего проекта использовали самые эффективные современные и традиционные логопедические технологии. Учителем – логопедом была собрана подборка игр на развитие словаря и грамматического строя речи. При отборе игрового материала использованы работы следующих авторов: Г. А. Волковой, А. И. Максакова, Г. А. Тумаковой, В. И. Селивёрстова, Г. С. Швайко, А. В Арушановой и др. Эти материалы помогли подготовиться к реализации проекта. 
В начале работы проведено диагностическое обследование состояния лексических и  грамматических средств языка у детей средней группы. В ходе подготовительного этапа обследовано 24 ребёнка. У многих детей наблюдались речевые трудности. Дошкольники допускали аграмматизмы при согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде («белая платок»), образовании притяжательных и относительных прилагательных («лисиный хвост», «виноградовый сок»), испытывали затруднения при подборе однокоренных слов к заданному слову, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (вместо «окошечко» — «маленькое окно»), родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («не стало воробея», «много окнов»), затруднялись объединить предложенные картинки по группам и т.п. 
Был проведён круглый стол для родителей на тему: «Как говорит ваш ребёнок». Родители заинтересовались проектом, одобрили его.
На основном этапе реализации проекта учителем – логопедом и воспитателями проводилась систематическая ежедневная работа по развитию лексико - грамматического строя речи. Это игры на обогащение словаря, на словообразование, игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже, на употребление предлогов. Родителям были предложены речевые игры на улучшение состояния лексико – грамматического строя речи. Занимаясь со своими детьми дома, каждый увидел речевые трудности малышей. В работе на этом этапе значительно повысилась заинтересованность родителей в развитии речи детей. Весь месяц все активно работали над обогащением словаря и улучшением состояния лексико – грамматического строя речи детей. Итогом работы над каждым комплексом речевых игр стали совместные  с родителями мероприятия:
 - логопедическая акция «Сочиняем логосказку» (родители, вместе с детьми сочиняли логосказки на закрепление антонимов), 
 - выставка совместных работ детей и родителей «Моя логосказка»;
 - логопедическая акция «Сочиняем синквейны» (учителем – логопедом был проведён семинар – практикум для родителей по составлению синквейна; родители, вместе с детьми сочиняли синквейны, что способствовало уточнению, активизации словаря детей, развитию творческой активности); творчески их оформили,
 - мы оформили выставку совместных работ детей и родителей 
«Мы синквейны сочиняем».
Проект завершился речевой викториной «Весёлые грамотеи». Дети продемонстрировали свои знания и изменения в развитии лексических и грамматических средств языка. Родители смогли оценить результаты работы. Можно с уверенностью сказать, что в ходе проведения логопедического проекта «Весёлая грамматика» у всех детей наблюдалась положительная динамика.
Следовательно, данная работа по развитию лексико – грамматического строя речи у дошкольников с использованием инновационных логопедических технологий является эффективной, особенно в условиях работы логопункта ДОУ.
Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием ребёнка. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка. Апробация данного метода в течение одного года и анализ диагностики речевого развития воспитанников убеждают, что он, вместе с традиционным подходом в работе и при взаимодействии с родителями, способствует всестороннему развитию детей с речевыми проблемами. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее!  Мы полностью реализуем принцип личностно-ориентированного подхода к детям, учитываем их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, о перспективности применения проектного метода, с целью достижения более высокого уровня речевого развития детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях работы логопункта ДОУ.

Просмотров: 172 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт