Среда, 05.08.2020, 11:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Меню сайта
Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Январь » 14 » Интеграция различных видов декоративно - прикладного творчества в художественном образовании подростков на примере деятельности детского объ
15:45
Интеграция различных видов декоративно - прикладного творчества в художественном образовании подростков на примере деятельности детского объ

Педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД ДДТ г Курчатова
Березуцкая С.В.

 

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи.
К.Г.Паустовский

 

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме интеграции в организации дополнительного образования. Интеграция предполагает системность и согласованность педагогических действий в интересах ребенка. Особенность интеграции образовательных программ Дома детского творчества заключается в тесной взаимосвязи предметов и дополнении их друг другом. Например, изобразительная и декоративно-прикладная деятельность в моей образовательной программе, по своей сути, переплетаются между собой и дополняют друг друга.

Проведенный в ходе исследования анализ учебно-методической литературы показал, что проблема организации интегрированных занятий с подростками в системе дополнительного образования разработана недостаточно. В ходе работы мне удалось собрать  и проанализировать информацию по проведению таких занятий.
Проблема интеграции в дополнительном образовании  широко рассмотрена в работах педагогов-практиков Золотарёвой А.В. и Рябцевой Ю.С. Изучив научную теорию Б.П.Юсова, я всецело использую разработанную им логику сохранения  на интегрированных занятиях  полихудожественного подхода в решении творческих задач воспитания подростков. Полихудожественный подход открывает новые возможности воспитания личности подростка, его социокультурной ориентации, способствует нравственному формированию, творческому развитию.
На основе этого мною разработана интегрированная дополнительная общеобразовательная программа «Уроки мастерства» для средних и старших школьников. В программе используется опыт Б.М. Неменского, Л.В.Горновой, Т.Л.Быковой, Ю.Г. Беркинблита. Обеспечение интегративного подхода в проектировании дополнительной общеобразовательной программы позволяет выходить на межпредметный уровень содержания образования. Достижение этих результатов требует согласования целей и задач, содержания, организационных форм и методов работы, форм оценки достижений обучающихся.

В начале моей педагогической деятельности я работала по программе «Роспись по дереву» Мы изучали различные виды росписи. 
Сейчас очень трудно вписать в наш новый интерьер, например кухонный набор разделочных досок по мотивам Хохломской росписи. Они будут смотреться нелепо в наших современных кухнях. Я поняла, надо идти в ногу со временем постепенно в моей программе стали появляться другие виды деятельности.
 Сначала я внесла работу с соленым тестом. Потом у меня возникла проблема,     в росписи очень много мелкой работы и дети неохотно тренировали руку в отработке мелких деталей.     Меня выручил Арт - маникюр, стало модно ходить с росписью на ногтях , а это неплохое занятие для тренировки и отработки мазков. Так появился в моей программе раздел  - «Арт–маникюр», затем «Батик» и «Квиллинг». 
Постепенно программа интегрировалась, изменялась и появилась дополнительная общеобразовательная программа  «Уроки мастерства», по которой с 2009 года занимаются учащиеся художественной мастерской «Свирель». С этого времени и началась моя работа по обобщению опыта.
В соответствии с данной программой осуществляется интеграция различных видов декоративно-прикладного творчества. 
Целью моей программы «Уроки мастерства» является развертывание полихудожественного, гуманитарно-эстетического пространства, использование интеграции различных видов деятельности, что предполагает непрерывное эстетическое образование, нравственное и патриотическое воспитание детей.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа «Уроки мастерства" имеет художественную направленность. 
Программа предполагает развитие у учащихся художественного вкуса и творческих способностей. В ней приоритетные направления деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
 Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия. Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.
Новая программа нацеливает на более широкое ознакомление детей с миром искусства, декоративно- прикладного творчества и соответственно на расширение видов деятельности. Дети осваивают навыки работы на разной плоскости.
Организация образовательного процесса:
 Режим занятий: 
1 год обучения — 3 раза в неделю 
по 2 часа — 216 часов в год;
2 год обучения — 2 раза в неделю 
по 3 часа — 216 часов в год;
3 год обучения — 3 раза в неделю
 по 3 часа —324 часов в год.
Основными видами учебных занятий являются: практические учебные занятия, экскурсии, выставки, «товарищеские посиделки».
Формы организации учебной деятельности: 
-индивидуальная 
-фронтальная 
-групповая

Программа «Уроки мастерства» состоит из трех этапов:
1 этап программы— «Ищу себя!» - 1 год обучения, возраст 11-12 лет.
2 этап — «Совершенствую себя!» - 2 год обучения, возраст 12-13 лет.
3 этап — «Реализую себя!» - 3 год обучения, возраст 14-16 лет.

Учащиеся начинают курс обучения с раздела знакомства с народным искусством и художественными промыслами, с  современными видами творчества.    
Второй довольно большой раздел программы – «Виды росписи по дереву». В него входят: Хохломская роспись, Городецкая роспись, роспись Пасхальных яиц.  
В начале обучения учащиеся узнают историю росписи, назначение, применение, инструменты и технологию производства хохломских и городецких изделий. Учатся правильной организации своего рабочего места, выполнении «мазков», копировании образцов, самостоятельно выполнять композиционное построение орнамента и  роспись плоскостных изделий простых форм. Учащиеся узнают секреты старинного мастерства при росписи Пасхальных яиц - характерные элементы и орнаменты «писанок»; На втором году обучения  роспись осуществляется на более сложных формах. Роспись токарного и резного изделия,  копирование типовых композиций и разработка собственного варианта композиции; выполнение росписи в материале. На третьем этапе обучения появляется больше самостоятельной практической работы. Создаются комбинированные изделия.
При изготовлении Пасхальных сувениров, используются изученные  техники  (квиллинг, соленое  тесто, роспись по дереву). 
Выполняется самостоятельно роспись изделий в любой изученной ранее технике (Хохлома, Городец); а так же используются  новые техники по выбору для конкурсных работ. Сейчас очень высоко подняли планку на областной декоративно-прикладной выставке, чтобы занять призовое место нужно «удивлять». Поэтому для конкурсных работ выполняется роспись изделий, где используются  новые техники (по выбору).
Следующий  раздел программы - Художественная роспись ткани. Холодный Батик.
Сюда входит: Основы композиции и цветоведение. История возникновения и развития батика, инструменты и приспособления, виды батика, композиция и способы свободной росписи, нетрадиционные способы росписи ткани,  роспись ткани с использованием соли.
На втором году обучения изучается сухой батик, смешанный батик.  Дополнительные эффекты в росписи: сухая кисть, акварельная живопись, роспись по сырому.
На третьем - изучают новый вид батика, жатый батик и узелковый батик. Способы складывания ткани и завязывание узелков, коллорирование, свободное разливание краски и нанесение капель; Изготовление комбинированные изделия и сувениры в смешанной технике.
Далее следует раздел - Работа с соленым тестом.
Дети знакомятся с историей лепки из теста, с мастерами художественной лепки. Изучают материалы и инструменты, способы приготовления соленого теста его окрашивания и обработки, изготовления изделий. 
На втором году больше разнообразия способов и приемов изготовления изделий из соленого теста, изделия более сложной формы. Лепка комбинированных изделий.
Использование смешивания техник декорирования (сухоцвет, семена и т.д.). 
Лепка на заключительном этапе обучения включает в себя использование различных материалов и аксессуаров в лепке; лепка плоских и объемных изделий; маленькие тесненные панно; миниатюрные фигурки;
Вторым по объему изучения является раздел - Квиллинг.
Вначале дети знакомятся с техникой скручивания бумажных полос. Изучают способы выполнения замкнутых и открытых спиралей, замкнутых свободных спиралей,  изготавливают простые цветы.
На втором году работа немного усложняется, учащиеся выполняют оплетение с чередованием сторон. Тугие спирали. Изготавливают объемные композиции, сложные многоярусные цветы.
На третьем году - изготовление сложных изделий. Сплошная спираль, кольцевая спираль. Изготовление тугих спиралей; изготовление цветов из спиралей; шкатулок, миниатюрных фигурок.
Одним из любимых разделов является Арт-маникюр. Курс расчитан на два года.
Дети изучают основы Неэл-Арта, цветовые сочетания. С большим удовольствием рисуют на ногтях,  выполняют двухцветный дизайн и  французский маникюр, «тату» на руках, не лишние здесь полезные советы по уходу за руками и ногтями. Это большая проблема –ухоженные красивые ногти. Девочки любят красить ногти, а я учу, как это сделать правильно.
Старшеклассники организовали свою ногтевую студию «Иголочка», где они с большим энтузиазмом рисуют друг другу ногти, делают «тату» на руках.
На втором и третьем году обучения я ввела новый раздел -  Флористика. Стильный коллаж.
Учащиеся изучают историю и стили коллажей. Художественное творчество мастеров. Технику создания коллажей. Работают с природным материалом. Эти коллажи сейчас очень актуальны, они хорошо подходят к нашим интерьерам. Они просты и доступны.
.
Заключительный раздел программы - Комбинированные изделия на первом году обучения Изготовление комбинированных изделий по изученным видам техник. Здесь особенно видна интеграция видов декоративного творчества. Изготовление изделий в смешанной технике (батик и соленое тесто; роспись и соленое тесто; рисунок и квиллинг и т.д.) 
Раздел – Сувениры на втором году. Народные промыслы России, их специфика. Художественные и декоративные изделия из дерева, соленого теста, природного материала, бумаги. Современные виды декоративно-прикладных изделий. Сувенир, его назначение и виды. Возможность использования сувениров: подарки родным и друзьям. Выбор творческой деятельности. 
Итогом обучения можно считать заключительный раздел - Индивидуальные творческие проекты.
Современные виды творчества. Изготовление проектов к выставочным работам.
Художественные и декоративные изделия из дерева, соленого теста, природного материала, бумаги.
 Возможность использования сувениров: подарки родным и друзьям. 
Выбор творческой деятельности.
В процессе занятия прикладным творчеством дети постепенно учатся разговаривать на языке художников, воспринимать терминологию по изобразительному искусству. Каждое занятие я планирую с учётом интересов детей к декоративно-прикладному творчеству, его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Включаю в занятия разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные, познавательные), направленные на развитие творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно-эстетического вкуса детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной обстановки в детском творческом объединении, когда учащиеся входят в образы художника, мастера, гончара, скульптора (появляются возможности для профессиональной ориентации). Новые области народного творчества раскрывают перед детьми разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной композиции. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить родную природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.

Сегодня перед педагогом дополнительного образования поставлены такие объемные, сложные и ответственные задачи, которые требуют от него постоянного профессионального роста. Тема моего опыта «Интеграция различных видов декоративно - прикладного творчества в художественном образовании подростков на примере деятельности детского объединения «Свирель»» стала  основой моей дипломной работы, которую я успешно защитила. С моим опытом работы познакомились мои коллеги-педагоги дополнительного образования. Сегодня мало уметь преподать знания, необходимо еще заворожить, очаровать, вовлечь в стихию поиска и творчества. 
В своей работе я пыталась создать перспективную модель многоуровневого и непрерывного воспитания и образования. Начинают у меня свое обучение  дошкольники 5 лет, через 2 года они переходят на программу младших школьников, рассчитанную на три года обучения, из которых я буду комплектовать группу в «Свирель» на трехгодичный курс обучения для средних и старших школьников. Таким образом, я веду детей, по пути декоративного творчества с самого раннего возраста. На протяжении всех этапов обучения я тесно сотрудничаю с родителями. Для родителей я провожу мастер- классы, на которых они глубже узнают, чем занимаются их дети в изостудии. В детском творчестве происходит расширение и чередование видов творческой деятельности, наиболее полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся..
Такая логика построения образовательного процесса лежит в основе долгосрочных, разноуровневых, интегрированных, комплексных программ, реализация которых создает условия для удовлетворения образовательных потребностей как детей одаренных, так и проявляющих обычные способности.
Таким образом, обеспечение интегративного подхода в детском объединении «Свирель» в проектировании дополнительной общеобразовательной программы «Уроки мастерства» позволяет выходить на межпредметный уровень содержания, способствует формированию ключевых компетенций личности. 
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа даёт высокие результаты. Вы видите на диаграмме, что выросло количество детей имеющих максимальный уровень оценки во время промежуточной аттестации.
Мои учащиеся ежегодно участвуют в муниципальных, региональных, федеральных, международных этапах конкурсов, неоднократно занимая призовые места. Таким образом, интеграция различных видов декоративно- прикладного творчества в моей образовательной программе, дает учащимся возможность участвовать одновременно в различных конкурсных номинациях. Например: в выставке декоративно- прикладного творчества.

За шесть лет по программе «Уроки мастерства» для средних и старших школьников прошли обучение более сорока детей. Сейчас заканчивают третий год обучения 12 учащихся. Из них 8-девочек и 4-мальчика. За последнее время количество мальчиков значительно увеличилось, поэтому программа нуждается в корректировке.
Занимаясь в художественной мастерской «Свирель»,  учащиеся узнают:
•    название основных и составных цветов; понимают значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, асимметрия, силуэт, пятно;
•    изобразительные основы декоративных элементов;
•    названия инструментов и приспособлений;
•    правила безопасности труда и личной гигиены;
учащиеся  научатся:
•    пользоваться инструментами: карандашами, краской, кистью, палитрой;
•    полностью использовать площадь листа,  крупно изображать предметы;
•    подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
•    применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности;
•    моделировать художественно выразительные формы геометрических и   растительных форм;
•    планировать, организовывать и контролировать свой труд;
Дети занимаются с удовольствием, успешно участвуют в конкурсах, выставках, стараются углубить свои умения, знания, обогатить свое мастерство.
Предполагаемые личностные результаты:
•    Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою творческую деятельность,
•    Активизация познавательной деятельности и творческой активности, обучающихся,
•    Формирование у обучающегося, осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа даёт высокие результаты. 
Мои обучающиеся ежегодно участвуют в муниципальных, региональных, федеральных, международных этапах конкурсов, занимая призовые места:
«Под покровом Царицы Небесной», «Мир который я люблю», «С чего начинается Родина?», «Чрезвычайные ситуации глазами детей», «Свет Рождественской звезды», «Детству безопасные дороги», «Конкурс детско-юношеского творчества по пожарной и аварийно-спасательной тематике», «Страна детства», «Богатство страны «Светофории», «Сияние Рождества», «Конкурс изобразительного искусства», экологический форум «Зеленая планета», «Выставка декоративно-прикладного творчества», «Природа и мы», «Русь Православная», «Страна детства», «Гренадеры вперед!», Международный конкурс «Мы дети АТОМ града», а так же в дистанционных творческих конкурсах, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. («Лента времени», «Арт- талант…»). 

Результатом работы по проблеме можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Наглядно это можно увидеть по призовым местам которые дети занимают участвуя в творческих конкурсах. 
Из года в год увеличивается количество призёров Всероссийских и Международных конкурсов и выставок.

Учащиеся в процессе освоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.

Презентация >>>

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 2156 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Телефоны доверия
  • Ребенок в опасности 8(4712)70-29-87
  • Телефон доверия следственного управления 8(4712)70-36-73