Пятница, 14.08.2020, 07:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Меню сайта
Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Февраль » 25 » Формы и приёмы формирования читательского интереса к чтению у детей начальных классов с ОВЗ.
14:34
Формы и приёмы формирования читательского интереса к чтению у детей начальных классов с ОВЗ.

Учитель начальных классов высшей категории
МКОУ "Школа №7 для детей с ОВЗ" города Курчатова Курской области
Жидкова Светлана Михайловна

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как, по данным социологов, число постоянно читающих людей в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось вдвое.
Но как  заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.
А подготовить рассказ и сообщение по какой-либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.
Почему наши дети не любят читать? Во-первых, книгу вытеснили телевидение, видеотехника, компьютер. Во-вторых, ребёнок-читатель начинает формироваться родителями, когда он ещё совсем маленький. Ребёнок видит, что у его родителей есть книги, они читают их сами и для своих детей. Семейные чтения, совместные переживания, обсуждение прочитанного начинают формировать ребёнка-читателя. В-третьих, любой из нас по-настоящему любит только то, что знает и умеет. Сам ученик будет тянуться к книге только тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. 
Актуальность проблемы нежелания читать очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения книг нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности. Она формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. В настоящее время бездуховность, нравственная деградация охватили наше общество.
В коррекционной школе VIII вида обучаются умственно отсталые дети. Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности детей с недостатком интеллекта отрицательно сказываются на сформированности у таких детей навыков чтения. Здесь стоит отметить не только недостатки технической стороны чтения, но и ошибки в понимании содержания прочитанного. 
В данной ситуации актуален вопрос: «Сможем ли мы привить любовь к чтению, если ребёнок не понимает, что он читает, да ещё и часто наказывается за это либо низкой оценкой педагога, либо его раздражением». Чувствуя себя неуспешным, учащийся рано или поздно начинает избегать тех моментов на уроке, которые связаны с чтением.
Анализируя речевую деятельность умственно отсталых учащихся, следует остановиться на чтении как воссоздании звуковой формы слова на основе его графического изображения. Техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения, допускают аграмматизмы, вводят слова-заменители.
У умственно отсталых школьников неглубоко понимание читаемого текста. В первые годы обучения они испытывают сложности в установлении смысловых связей, опускают их, упрощают или изменяют. В младших классах затруднен анализ текста, и выделение главной мысли. Первоначально анализ осуществляется с помощью учителя по вопросам, на основе зрительного обращения к тексту.
В процессе учебной и специально организованной коррекционно-развивающей  работы у обучающихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.
Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за 1 прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребенком бесцельно, для этого на своих уроках  чтения в «читательскую пятиминутку» включаю упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное  время.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей.
С этой целью уже в 1 классе создаётся библиотека. Это русские народные сказки, народные песни, загадки, авторские сказки, рассказы, представляющие, на мой взгляд, наибольшую ценность для нравственного, умственного и эстетического воспитания (Е. Чарушин, Л. Толстой…), это книжки- малышки.
Произведения, включенные в книгу для чтения, не только расширяют круг знаний учащихся, но и позволяют воспитывать у детей определенные нравственные качества. Обсуждая и осмысливая поступки литературных героев, подражая их добрым делам, ребята и сами стараются стать лучше.
При прохождении темы “Что такое хорошо и что такое плохо” в процессе работы показала детям ряд положительных качеств людей: честность, бескорыстие, трудолюбие, согласованность в общем деле. На уроке стремимся расширить понятия “хороший” и “плохой”, вводя в активный словарь детей синонимы, группируя их: трудолюбивый, заботливый, старательный; приветливый, ласковый, радушный; ленивый, беззаботный, безответственный.
Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.    
Эти уроки готовят учащихся к самостоятельному выбору и чтению детских книг, создают условия каждому ребенку для постоянного совершенствования личного читательского опыта путем освоения опыта коллективного и позволяют детям периодически испытывать чувство удовлетворения от затраченных усилий, то есть постоянно убеждаться в эффективности своей читательской деятельности.
Ведущий метод обучения – чтение – рассматривание детских книг, то есть освоение книг в единстве текста и внетекстовой информации, которая нацелена на помощь читателю в понимании текста. С этой целью первоначально мы совершаем экскурсию в школьную библиотеку, где библиотекарь, как радушная хозяйка, встречает малышей. Готовит выставку красивых книг, журналов. Читает детям отрывок из какой-либо детской книги и останавливается на самом интересном месте. Кому хочется узнать продолжение, берёт книгу домой и просит родителей, чтобы они почитали им книгу дальше. В такой праздничной обстановке проходит запись в библиотеку.
Библиотекарь проводит наглядный показ, как выбрать книгу, упражняет каждого обучающегося в самостоятельном выборе книги.
Формирование читательской самостоятельности у учащихся начальных классов начинается с первого дня обучения и осуществляется по этапам. Таких этапов три: подготовительный (1 класс), начальный (2-3 класс), основной (4 класс), Главное направление в работе для всех трех этапов одно и тоже: всемерно расширять читательский кругозор учащихся и одновременно совершенствовать личный читательский опыт каждого ребенка, чтобы в соответствии с уровнем развития и подготовки каждый учащийся мог выбирать и читать посильные и нужные книги.
Учебная деятельность первоклассников с книгой на этом этапе организуется так: систематически слушают небольшие сказки, рассказы, стихи, которые выбирает и читает для них учитель; с помощью учителя приучаются вслушиваться в прочитанное, запоминать его, представлять и выделять существенные детали и образы, узнавать их в книге путем коллективного соотнесения содержания произведения, воспринятого на слух, с его внешними приметами в книги: рассматривает обложку, выделяет иллюстрации и надписи, находит название книги (фамилию автора и заглавие); учатся запоминать название прочитанных книг, отбирать и приносить в класс книги, аналогичные прочитанным, коллективно составлять из принесенных в класс книг небольшие выставки  (по темам, жанрам, писателям).
При проведении уроков внеклассного чтения, начиная со 2 класса:
1. Использовать яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги.
2. На каждое занятие новая книга – формирование читательского кругозора.
3.  Проводить простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге» и т.д. 
4. Для уроков внеклассного чтения стараться, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на уроке для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.
Во время основного этапа приобщения детей к книге (4 класс) провожу различного рода конкурсы и викторины в масштабах класса и школы с поощрением победителей, организую недели сказок и других праздников, связанных с книгой. По плану работы школы проводим встречи с поэтами и писателями г. Курчатова. Периодически выпускаем газеты, рассказывающие о новых книгах. Обязательно оформляем в классе уголок внеклассного чтения, в котором указаны лучшие чтецы, итоги конкурсов и викторин по книгам и организована выставка книг (классная библиотечка). На уроках чтения проводим драматизацию фрагментов из художественных произведений. На драматическом кружке готовим постановки спектаклей по произведениям различных жанров.
В свою очередь  поддерживаем тесную связь с библиотекарем, т.к. она помогает выяснить классному руководителю  читательские интересы учащихся и тем самым спланировать уроки внеклассного чтения, индивидуальную работу и внеклассные мероприятия.
Так же раз в месяц к нам приходит в класс библиотекарь и отмечает ребят, которые много читают, но при этом она отмечает, кто читает вдумчиво, т.к. когда дети сдают книги, она всегда интересуется, что особенно запомнилось, понравилось, а это в свою очередь способствует внимательному чтению.
Стараюсь, чтобы на уроках внеклассного чтения читали все, даже плохо читающие. С этими ребятами мы готовим к чтению или краткому изложению определенного отрывка, который они сами выбирают, т.е. идет индивидуальная работа.
Также одной из активных форм приобщения к чтению, к книге являются литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки).
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся и библиотекарем позволяет  обрести в их лице надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

Литература:
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 
2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991. 
3. Костенкова Ю. А. Методические рекомендации к обучению учащихся коррекционных классов. // Дефектология, 1998, № 3. 
4. Оморокова М. И., Рапопорт И. А. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990
5. Статьи Интернета.
6.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., Аркти, 1999 

 

Просмотров: 1284 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Поиск
Телефоны доверия
  • Ребенок в опасности 8(4712)70-29-87
  • Телефон доверия следственного управления 8(4712)70-36-73