Четверг, 15.11.2018, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Август » 23 » Формирование патриотической культуры младших школьников во внеурочной деятельности в «Вокальной студии»
12:11
Формирование патриотической культуры младших школьников во внеурочной деятельности в «Вокальной студии»

Педагог дополнительного образования
МБОУ "Гимназия №2" 
Никулина  С.В.

 

 

На современном этапе задача  формирования патриотической культуры школьников приобретает для педагогов особую остроту и актуальность.

     В дошкольном возрасте зарождаются основы патриотического и духовно – нравственного воспитания, а младший школьный  возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско – патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

      Патриотическое воспитание – это результат длительного, систематического воздействия на ребёнка. Появляется необходимость в деятельном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

      Ещё Аристотель писал: «Государство, пренебрегающее патриотическое воспитание молодёжи, действует себе в ущерб».

      Сегодня, когда на государственном уровне гражданско – патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного, данная проблема особенно актуальна. 

      В нашей Гимназии №2 города Курчатова уже на первой ступени обучения закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. В связи с этим во внеурочной деятельности важно выделить следующие направления этой темы:

    - духовно – нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров;

    - историческое – познание наших корней, истории края, его неповторимости, судьба Отечества и неразрывная гордость за сопричастность к подвигам Героев России, в том числе и выпускников нашей Гимназии, погибших при выполнении боевого долга, чьи лица каждый день смотрят на нас с памятных досок на уличном фасаде Гимназии. Это ученик школы Кузьмин Сергей Николаевич, геройски погибший при исполнении воинского долга в республике Афганистан, награждённый орденом Красной звезды посмертно, и Кузьмин Олег Юрьевич, геройски погибший при исполнении воинского долга в республике Чечня, награждён орденом Мужества посмертно;                                                                                                                                                                                                                             - интернациональное воспитание важнейших духовно – нравственных и культурно – исторических ценностей, почитание национальных святынь и символов;

     - психологическое – формирование у обучающихся высокой психологической устойчивости, готовность к выполнению сложных и ответственных задач.

      Потенциал внеурочной, а в моём случае  вокальной деятельности,  в воспитании подростка велик. Необходимо учитывать интересы личности при выборе музыкального  репертуара, применять методы и формы, адекватные содержанию патриотического воспитания, ибо внеурочная работа несёт и воспитательный и обучающий потенциал.

В соей работе могу выделить следующие средства патриотического воспитания:

     -природное и социальное окружение, в котором живут обучающиеся;

     -художественная литература, изобразительное искусство, музыка, певческая и исполнительская деятельность;

     -деятельность (учение, игра, труд, художественная деятельность, творчество);

      -воздействие природы на личность;

      -общение;

     -содержание атмосферы деятельности;

     -обстановка;

     -метод убеждения.

   Во внеурочной вокальной деятельности я использую ниже следующие методы и приёмы:

    1. Рассказ, объяснение в сочетании с показом;

    2. Беседы с детьми о родном городе, стране, геральдике;

    3. Использование медиа – материалов, их просмотр, обсуждение;

    4. Прослушивание и анализ репертуарных произведений;

    5.Разучивание с детьми пословиц и поговорок, чтение исторических справок;

    6. Личный пример педагога;

    7.Активная жизненная позиция педагога, его взгляды, суждения – самый сильнодействующий фактор воспитания;

    8. Подбор качественных «минусовок» для исполнения;

    9. Привлечение детей к выступлениям с песнями патриотического содержания;

    10. Поощрение обучающихся за добросовестное выполнение поручений, за активное участие в мероприятиях и конкурсах местного муниципального, а так же Всероссийского и Международного уровнях.

      Основные формы нравственно – патриотического воспитания детей  во внеурочной деятельности «Вокальной студии»:

     1. Подбор и разучивание песен патриотической и духовной направленности;

     2.Тематические школьные концерты и другие мероприятия:

      - «День народного единства»;

      - «День Матери» (начальные классы, среднее звено, старшая школа);

      - «День Героев России»;

      -  Выступления на «Рождественских» и «Пасхальных» городских фестивалях;

      - Участие в празднике «День семьи», проводимое Центром «Преображение»;

      - Ежегодные фестивали «Я вхожу в мир искусств» муниципального уровня( 3 победителя 2018 г); 

      - Школьные концерты  «Дню защитников Отечества» (11 номеров в 2018 г.);

      - Ежегодный городской конкурс Патриотической песни «Память сердца» (4 призовых места в 2018 г.);

- Выступления в краеведческом музее на «Встречах с ветеранами ВОВ»;

       - Вокальные исполнения в «Совете Ветеранов ВОВ» на 9 мая;

       - Участие в праздничных концертах в МК «Комсомолец» на «День призывника»;

       - Вокальные номера на митинге, посвящённом «Дню Победы»;

       - Выступления на мероприятиях памяти  трагедии в Беслане;

       - Выступления с песнями на «Дне микрорайона»;

       - Исполнение песен на мероприятии,  посвящённом воссоединению Крыма с Россией;

       - Городской конкурс «Гренадёры, вперёд!»;

       - Ежегодный Региональный и Всероссийский конкурс «Зелёная планета»;

       - Праздничный концерт к юбилею г. Курчатова 18.03.2018 (12 номеров, 2 концерта); 

      -Участие и победы сольных исполнителей, дуэтов и ансамблей во Всероссийских и Международных конкурсах;

      -Участие с вокальными проектами на научно-практических конференциях Гимназии и школьных линейках.

      Моя работа, как педагога  дополнительного образования в «Вокальной студии», направленная на формирование патриотического сознания начальной и средней ступеней обучения и становление нравственной и патриотической культуры, является актуальной и в настоящее время. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране, формировании чувства собственного достоинства, происходит закладывание основ высоконравственной личности.

      Изучая документ Минобрнауки России «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», можно отметить, что создатели проекта назвали приоритетной задачу «формирования новых поколений», обладающих знаниями и умениями 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.

      Но самой острой проблемой школы, семьи, да и всего общества и в целом Государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания нового поколения россиян.

     Патриотическое воспитание – это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в котором признаётся субъектная позиция ребёнка, осуществляется стимулирование его активности на этапах:

     -формирование мотива к действию;

     -целеполагание;

     -проживание новых представлений о продуктивной деятельности детей;

     -рефлексия.

     И здесь следует выделить следующие специфические принципы необходимости формирования патриотической культуры:

     -принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром;

     -принцип приоритетности регионального культурного наследия;

     -принцип опоры на эмоционально – чувствительную сферу.

     Важно в работе определить цели формирования патриотической культуры младших школьников:

     1.Зарождение и становление у них потребности участвовать во всех делах на благо людей;

    2.Развитие качеств: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства.

      Данные цели конкретизированны  мною следующими задачами:

     - воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, городу;

     - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

     - развитие интереса к русским традициям и помыслам;

     - формирование элементарных знаний о правах человека;

     - расширение представлений о городах России;

     - формирование толерантности;

     - формирование взаимоотношений, чувство долга.    

      Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от содержания материала для восприятия.

     Всё, выше перечисленное,  даёт свои результаты, но этого не достаточно, школьники должны быть систематически вовлечены в активную деятельность. Необходимо использовать новые технологии.

       Вот и на занятиях «Вокальной студии» мы, совместно с воспитанниками, переходим к Проектной вокальной деятельности, результаты которой можно видеть на праздничных линейках Гимназии, тематических концертах.

       Совместные вокально – патриотические проекты (2014-2018гг.) – это новые «культурные продукты», в которых задействованы школьники разных ступеней, педагоги и родители:

1. «Гусарская эпоха»;

2. «Команда молодости нашей»;

3. «Одноклассники.ру»;

4. «Ромашки»;

5. «Не уроните шарик»;

6. «Сто святых церквей»;

7. «Взрослые и дети»;

8. «Вперёд, Россия».

     В Гимназии №2 я руковожу вокальным коллективом «Созвездие», образованным в 2011году. Состав коллектива менялся, так как воспитанники подрастали, оканчивая школу, но приходили и приходят новые солисты.

     Работая над темой я выделила ведущие условия для педагога:

     -эвристическая среда (проявления творчества, инициативы, самостоятельности);

     -регулярное взаимодействие с детьми и их семьями;

     -профессиональная компетентность;

     -саморегуляция, самонастрой, самосовершенствование.

     Программа «Вокальной студии» ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей разных возрастов, с акцентом на развитие патриотизма, она позволяет выделить результаты проявления у детей интереса к культурному наследию края:

     -обучающиеся «Вокальной студии» имеют представления о народно – прикладном искусстве края, города;

     -сами с удовольствием творят  живую культуру»  (водят хороводы, поют народные песни, песни об истории края, матери, Родине, героях России, исторических событиях,  наследии);

     -активно используют в речи примеры устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр.);

     -знают и с удовольствием обыгрывают русские народные сказки;

     -с большим желанием рассказывают и участвуют в календарных праздниках, рассказывают об их особенностях;

     -имеют представления о народных играх, песнях, инструментах, костюмах;

     -проявляют находчивость и стойкость при решении разного рода задач, проблем;

     -обучающиеся не конфликтны, легко выходят из затруднительных ситуаций;

     -это школьники с сформированной любознательностью;

     -их отличает чувство собственного достоинства;

     -умеют отстоять свою точку зрения;

     -понимают свои возможности;

     -имеют обострённое чувство ответственности перед собой и другими;

     -обладают высокой степенью развития эмпатийными качествами: чуткость, внимание, забота.

     В вокальной исполнительской деятельности очень важно понимать, что воспитательные возможности любого музыкального произведения, окажутся не реализованными, если у ребёнка не воспитана  эмоциональная отзывчивость на красоту и содержание исполняемого музыкального произведения.

     Поэтому я, как педагог, всегда учитываю степень сложности материала. При работе с обучающимися над репертуаром, рекомендую затрагивать и обсуждать проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления.

     Чтобы творческие проявления детей имели патриотический характер, считаю важным применять комплекс педагогических воздействий:

     - создания на занятиях внеурочной деятельности у вокального коллектива атмосферы творческой активности и заинтересованности;

     - демонстрация в записи образцов исполнительского мастерства профессиональных вокальных коллективов;

     - отбор музыкальных произведений, на основе которых будут формироваться конкретные творческие навыки, система знаний о своей Родине;

     - участие коллектива в концертной и общественно – просветительской деятельности.

.

      На всех этапах работы над патриотическими произведениями решаются учебно – воспитательные задачи. В связи с этим моя работа как педагога делится на три этапа:

      -на первом осуществляется подбор и анализ методической литературы по проблеме, проводится исследование уровня сформированности патриотизма детей, разрабатывается понятийный аппарат;

     -на втором этапе организуется эксперементальная работа, в ходе которой разрабатывался программный репертуар, составляются совместные сценарии мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств;

      -на третьем этапе обобщаются теоретические и практические результаты, подводятся итоги работы;

     - на четвёртом происходит награждение результативных выступлений и результаты вывешиваются на доске «Наши достижения». 

     При определении эффективности патриотического воспитания очень важно учитывать как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых  мероприятий на сознание и поведение обучающихся. Особое значение имеет регулярность и системность контроля и результатов работы по патриотическому воспитанию. Критерий – это уровень развития, который основывается на анализе характерных черт, особенностях патриотического воспитания. По – моему мнению Критерии должны соответствовать следующим методологическим требованиям:

     -являться инструментом определения реальных результатов работы по патриотическому воспитанию;

     -обеспечивать соответствие оценки результатов работы по патриотическому воспитанию с его реальным состоянием;

     -объективно оценивать субъективную сторону деятельности по патриотическому воспитанию, то есть тех, на кого направлено воспитательное воздействие (личность, группа, категория обучающихся).

     К первой группе критериев следует отнести деятельность, направленную на формирование патриотизма у обучающихся;

     Во вторую группу входят критерии: познавательный, мировоззренческо – ценностный, мотивационно – потребностный, деятельностно – поведенческий.

     Для определённого качества результатов патриотического воспитания с помощью вышерассмотренных критериев я рекомендую использовать основные методы контроля: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, сравнительный анализ, анкетирование, систематизация.

Уровни определения эффективности процесса формирования патриотической            

                                                культуры:

Высокий уровень Процесс патриотического воспитания характеризуется целенаправленностью, высокой степенью организации, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения результатов. Интересы педагога и обучающихся в совместной деятельности совпадают, мотивация устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.

Средний уровень Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Интересы педагогов и обучающихся совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно, наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично. 

Низкий уровень Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект – объективные связи формальны или отсутствуют. Позитивно – ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

 

      Критерии проявления патриотической воспитанности личности:

Высокий уровень Хорошо знает культуру своей страны, правильно понимает патриотические понятия, всегда участвует в патриотической деятельности, является инициатором многих общественных дел; мотивы деятельности – общественно значимые.

Патриотическая убеждённость и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости.

Средний уровень Знает отдельные факты, неточно понимает патриотические понятия; обычно участвует в общественно – полезной деятельности, но никогда не является инициатором общественно – полезных дел; мотивы участия в деятельности представлены личным интересом. Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Осознание гражданского и патриотического долга.

Низкий уровень Плохо знает факты из истории Родины, неправильно понимает патриотические понятия;  редко принимает участие в общественно – полезной деятельности; никогда не проявляет собственной инициативы; мотивы участия в деятельности негативные. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

Нулевой уровень Не имеет знаний патриотического характера, не может объяснить патриотические понятия; не участвует в общественно – полезной, патриотической деятельности. Интересы Государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлечённый, абстрактный характер. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме.

     Для определения оценки качества результатов работы по патриотическому воспитанию необходимо проводить всесторонний анализ всех направлений этой деятельности:

     -составление плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов;

     -сбор данных о состоянии патриотического воспитания и его результатах (участие обучающихся);

     -обработка информации с выделением признаков положительного и отрицательного характера;

     -анализ организаторской работы;

     -анализ и оценка воспитательной работы с различными категориями обучающихся;

     -определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по дальнейшему улучшению.

            Для себя выделяю качественные показатели по формированию патриотической культуры: 

            1.Уровень подготовленности и результативности работы по ПВ (высокий,        средний, низкий);

      2.Уровень организационно – методического обеспечения работы;

3.процент участия в мероприятиях комплексного, долговременного, инновационного характера;

4.Отношение участников мероприятий по ПВ к результатам их участия, проведения;

5.Степень готовности участников работы по ПВ к целенаправленной самореализации в качестве субъекта этой деятельности.

        Достоверность результатов исследований обеспечена:

     -всесторонним анализом проблемы;

     -комплексом теоретических и практических методов, соответствующим целям и задачам;

     -результативностью участия школьников в массовых мероприятиях;

     -появлением нового культурного продукта.

Теоретическая значимость  моего педагогического опыта:

     -рассмотрены и соотнесены толкования понятий «патриотизм», «воспитание патриотизма», «патриотическая культура»;

     -определены критерии сформированности патриотической культуры;

     -показана специфика патриотической культуры.

     Практическая значимость:

     -разработан репертуар патриотических произведений, входящий в программу «Вокальной студии»;

     -подготовлено музыкально - методическое пособие «Лучики» (сборник духовных песен);

     -разработано и проведено авторское мероприятие для родителей и детей «Наши любимые мамы»;

     -разработан сценарий и проведён концерт «Мир без войны» в МАДОУ «Детский сад №4 «Алёнушка»;

     Данные материалы могут быть использованы как в процессе подготовки по патриотическому воспитанию теоретически, так и педагогами – практиками.

   Внеурочные занятия, как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование эстетического вкуса, стойких моральных качеств.   

  В «Вокальной студии» необходима работа над созданием  музыкального сценического образа, и особенно большое значение уделяется пластическому интонированию. Для этого важны занятия с хореографом, чего мы в школе лишены, выполняем эту функцию в одном лице. Здесь главное использовать оправданные жесты и движения по тексту. Оттачивание возможных вариантов движений сценического образа способствует яркому, эмоциональному исполнению произведения.

       Песенный репертуар, подобранный мною, позволяет детям демонстрировать своё личностное отношение в заданной теме в эмоциональных переживаниях. Это песни: «Не отнимайте солнце у детей», «Возрождайся, Россия», «Ромашки», «Белые панамки», «Моя Россия», «Сто святых церквей», «Я хочу, чтобы не было больше войны», «Победа», «Я ангелом летал», «Верните память», «Дугою Курскою наш город славится» и другие – этот материал формирует историческую ответственность за будущее Родины. Разбирая отдельные словосочетания, у обучающихся развивается умение видеть в тексте образы – символы и постигать их содержание.

      В процессе наблюдения за своими воспитанниками, слушая их высказывания о том, какое воздействие оказало их выступление на зрителя, у детей отмечается проявление чувства гордости за подвиг народа, растёт эмоциональная отзывчивость.

      В ходе работы над песнями мы всегда приходим к единому мнению: сольная будет песня или коллективная. И в этом творчестве созревает много интересных решений.

      Внеурочная работа в «Вокальной студии» предполагает большую самоотдачу каждого члена коллектива, а также педагога, что в свою очередь формирует обоюдное творческое и ответственное отношение к общей поставленной цели.

      Опираясь на свой опыт, могу с уверенностью сказать, что качество исполнения музыкального произведения во многом зависит от нравственной атмосферы в коллективе и на занятиях  внеурочной деятельности. Поэтому главной своей задачей в процессе воспитания патриотизма, как руководителя «Вокальной студии» считаю объединение творческих устремлений всех участников коллектива и направление их в единое русло через исполнение песен патриотического характера. Все репетиционные процессы формируют «чувство локтя», общую ответственность за исполнение.   

    Педагог, привлекая к творческой деятельности робких и неуверенных детей, даёт им возможность раскрыться. Концертно – исполнительская деятельность -  важнейшая часть творческой работы участников «Вокальной  студии».  Это результат всех репетиционных и педагогических процессов, и занимает особое место в работе «Вокальной студии» по формированию  патриотической культуры обучающихся начальных классов.

      Предконцертные репетиции дают хороший эмоциональный заряд, опыт работы с микрофонами, звуком, на сцене, ведёт к получению эмоционального отклика у зрителей и слушателей. В ряде случаев сами дети, после их  выступления, эмоционально перевозбуждённые, уходят со сцены со слезами на глазах, настолько проживая за эти короткие минуты исполнения всю глубину музыкального произведения.

       В нашем коллективе «Созвездие» каждое выступление детально анализируется, чтобы  в дальнейшем на занятиях по внеурочной деятельности более осознанно работать над содержанием материала и выразительностью его исполнения. Обобщая разговор, я – как педагог и руководитель всегда отмечаю как положительные, так и отрицательные моменты исполнения, даю дальнейшие практические рекомендации.

       Выступление на публике вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают подлинную гордость от соприкосновения с историей страны, подвигами героев.

       В большинстве своём выступления включают в себя комплекс мероприятий,  например встречи с ветеранами ВОВ, и тогда эти моменты становятся уникальными и возможно неповторимыми, так как с годами ветеранов ВОВ в живых становится всё меньше, а такие встречи и выступления уже скоро останутся частью истории нашей страны и Курской области в частности. Этот опыт способствует развитию их гражданственности и национального самосознания.

       Участие и победы в концертах, фестивалях, митингах, мероприятиях и конкурсах, направленных на патриотическое воспитание даёт возможность обучающимся нашей Гимназии испытывать чувства радости и гордости за свой коллектив, школу, город, страну.

        Все отработанные на занятиях внеурочной вокальной деятельности выступления солистов и ансамбля - зритель всегда принимает за их искренность, теплоту и профессионализм в исполнении, учитывая режим занятий 1-2 учебных часа в неделю. 

        Дальнейшее изучение проблемы формирования патриотического воспитания младших школьников на занятиях в «Вокальной студии» предполагает укрепление взаимодействия школы, семьи и социума, как важнейшего педагогического условия воспитания патриотизма, осуществление преемственности формирования патриотической культуры в младших классах Гимназии.

 

 

Просмотров: 46 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт