Среда, 05.08.2020, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Меню сайта
Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2019 » Февраль » 25 » Формирование УУД на уроках математики
15:12
Формирование УУД на уроках математики

Учитель начальных классов
МБОУ "Лицей №3"
Костина Е.Н.

 

 

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности». Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Тема, над которой я работаю - формирование универсальных учебных действий средствами уроков математики у обучающихся 1-4 классов.

Формировать универсальные учебные действия призваны все предметы учебного плана. Но большая роль при этом отводится математике. Так, решение любой математической задачи формирует у учащихся все основные виды УУД. Рассмотрим общий алгоритм решения математической задачи:

1. Изучить содержание задачи (прочитать текст).

2. Провести анализ текста задачи (перевести текст задачи на язык математики) и поиск ее решения.

3. На основе анализа составить план решения задачи (математическую модель) или сформулировать известный план решения задач такого класса.

4. Решить задачу по составленному плану.

5. Проверить или исследовать решение (интерпретировать полученный результат решения к условиям задачи).

6. Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный способ.

7. Записать ответ.

При изучении математики в школе в процессе вычислений, измерений, поиска решения задач и т.д., у учеников формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, умение различать обоснованные и необоснованные суждения, объяснять этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении разных математических задач предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, чертежи, создавая и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Таким образом происходит формирование познавательных УУД.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: учащиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям, школьники учатся работать в парах и малых группах. Таким образом происходит формирование коммуникативных УУД.

Формирование регулятивных действий обеспечивается использованием действий контроля, приемами самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т. д.). Для решения этой задачи можно совместно с учащимися составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Формирование личностных действий обеспечивается умением самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики происходит на каждом этапе урока.

Для этого я использую таблицу «Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».

Этапы урока

Формируемые УУД

1.Оргмомент. Психологический настрой.

Личностные

Коммуникативные

 

2.Актуализация знаний.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

3.Физкультминутка.

Регулятивные

Личностные

 

4.Изучение нового материала.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

 

 

5.Закрепление по теме урока.

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Логические

6.Итог урока. Рефлексия.

Личностные

Коммуникативные

Эта классификация позволяет при планировании видеть, на каком этапе урока какие универсальные учебные действия формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Познавательные УУД формируются, когда: учитель говорит:

«Подумайте»;

«Выполните задание»;

«Проанализируйте»;

«Сделайте вывод…».

Личностные УУД формируются, когда:

  • учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
  • учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
  • Регулятивные УУД формируются, когда:
  • учитель учит конкретным способам действия:
  • планировать,
  • ставить цель,
  • использовать алгоритм решения какой-либо задачи,
  • оценивать и пр.
  • Коммуникативные УУД формируются, когда:
  • ученик учится отвечать на вопросы;
  • ученик учится задавать вопросы;
  • ученик учится вести диалог;
  • ученик учится пересказывать сюжет;
  • учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, также различные педагогические технологии. На этом этапе подготовки к уроку я пользуюсь следующей таблицей:

Этапы урока

Формируемые универсальные
учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

 

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные

Карта урока, презентация, проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные
Познавательные
Регулятивные Коммуникативные

Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность.
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
Работа с интерактивными тренажёрами.
Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные
Личностные

Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные
Личностные
Познавательные

Самоанализ, самооценка
Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

   Таким образом, формирование УУД осуществляется на каждом этапе урока, каждое задание при правильном формулировании, становится не просто обучающим и развивающим, но и воспитательным.

   Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.

  В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент: при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.

Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Я считаю, что если учитель будет систематически использовать различные приемы формирования УУД на уроках математики, то будет повышаться эффективность обучения, а, следовательно, и качество знаний обучающихся.

Просмотров: 1582 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Телефоны доверия
  • Ребенок в опасности 8(4712)70-29-87
  • Телефон доверия следственного управления 8(4712)70-36-73