Четверг, 15.11.2018, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Ноябрь » 2 » Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения
14:58
Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №1" г. Курчатова
Суглобова Л.В.

 

Главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения.
 Проблема развития познавательной активности младших школьников находится в центре внимания педагогов с давних времен. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение.. 
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. 

Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках
Русский язык  «Словосочетание. Закрепление»
Чистописание
Отгадайте анаграмму- составьте из букв слово
ь. с. н, е, о 
Запишите  слово в тетрадь. 
-Определите количество букв и звуков в этом слове.
-Образовать от слова «осень» однокоренные слова.
-«Осенний»- какие орфографические задачи будем решать?
-Запишите это слово, подчеркните орфограммы. Разберите это слово по составу.
-Самостоятельно допишите сочетание слов «осенний денек».
-Как называется такая пара слов? Докажите.

Прочитайте стихотворение. (слайд)
      Пчела за данью полевой
     Летит из кельи восковой 
-Как вы понимаете слово «дань».
Слайд . (Дань - в давние времена так называли подать, сбор правителям части урожая или денег с населения).
-О какой дани полевой говорится в стихотворении? (слайд).
- Как вы понимаете слово «келья» 
 Слайд   (Келья-жилище монаха или монахини в монастыре, обычно маленькая скромная комнатка).
-Что поэт назвал кельей восковой? (слайд)
-Назвать знакомые орфограммы.
Выучить стихотворение и записать его по памяти.
-Проверьте написанное.
Устно дайте характеристику предложения.
Предлагаю вам игру «Фантазеры (слайд)
По рисунку, составьте словосочетания.
Используя словосочетания, данные на доске, составить текст.

Литературное чтение «Л.Пантелеев. Две лягушки» (слайд)

Рефлексия.

- Какая главная мысль прочитанной сказки?

- Можно ли второй лягушке дать совет: «Не падай духом»
- Пословица гласит:
 Сказка- -ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

- Какой урок вы извлекли для себя из чтения этой сказки?


Контроль усвоенных знаний.

- Проверим ваши знания, полученные на уроке.

 Проведём игру «Найди конец пары» (6 учащихся получают начало и конец пословиц)

- Прочитайте начало пословиц. (слайд)

Кто не работает, тот….(не ест).
Смелый побеждает , а трус….(погибает)
Лентяй поленился, упорный ….(добился)

-Прочитайте конец пословиц.

-Найдите себе пару.

- Прочитайте полученные пословицы.

-Какие пословицы по содержанию подходят к сказке «Две лягушки»?

Математика «Число 0. Цифра 0»

Мотивация к учебной деятельности

- Вот звонок нам дал сигнал
  Поработать час настал
  Так что время не теряем
   И работать начинаем.

- Чему мы уже научились на уроках математики?
 -Кто готов  показать нам знания и отправиться в математическое путешествие?
-А сопровождать вас будет герой сказки:

По сусекам я скребён,
На сметане я мешён,
В печке я печён…
Кто это?

-Из какой сказки он пришел? (слайд)
Только наш колобок волшебный, математический.

Актуализация  знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии


Работа в парах.
-Соотнесите рисунки с равенствами. Обсудите с соседом по парте и покажите равенство к 1-ому рисунку, (слайд)
                                           4+4=8,
Ко 2-ому рисунку, к третьему.
        4-3=1                    3-3=  ? 

-Почему вместо цифры стоит  «?»?
- Как вы думаете, что получится если из 3 шаров вычтем 3 шара?

-А как обозначим это количество?


Открытие новых знаний.
 Колобок покатился дальше, а навстречу ему Волк. (слайд)

- Колобок, колобок, помоги мне
        Ответить на вопросы.
        
 -Сколько хвостов у ёжика?
-Сколько груш может вырасти на яблоне?
-Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?
-Итог:- Что общего во всех вопросах ( нисколько ).
-Какое же число обозначает отсутствие предметов?

2)Практическая работа.
-Число «0» можно обозначить цифрой «0». 
-Найдите среди цифр «0» и покажите его. 
( работа в парах с раздаточным материалом)

-Из нитки сконструируйте цифру «0».
-На что похожа цифра «0»?

Математика «Доли»

 Актуализация  знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии


- Расположите числа в порядке возрастания и убывания (слайд)
37    85     115     33    1
                                   115
С какой проблемой столкнулись? (Как прочитать это число и где его место в числовом ряду?)
  - Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания. А поможет нам определить тему урока мультфильм «Апельсин

  - Что пришлось делить героям мультфильма. Почему?
  - Как в песенке называлась каждая часть апельсина?
  - Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема?
Этот мультфильм нашёл место и на уроке русского языка. Тема урока: «Состав слова. Разбор по составу». 

Мотивация к учебной деятельности.
-  Ребята, предлагаю начать урок с просмотра мультфильма « Апельсин».
- Почему я решила вот так начать наш урок?  
- Что можно разделить на части на уроке русского языка?
( текст на предложения , предложения на слова, слова на части)
    - На какие значимые части  можно разделить слова?

На этапе определения темы и постановки задач урока можно дать такие задания: Откройте учебник на с. 94. Прочитайте тему урока.

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на опорные слова: 

Повторить              ( части слова)
Уяснить                   ( какую роль они играют в слове)
Уметь                       (  подбирать  однокоренные слова)
 Упражняться         ( в разборе слов по составу)


Окружающий мир «Как сохранить богатства природы».
На этапе – рефлексия была проведена групповая работа


-Для каждой группы дана проблема

1г.
Если на земле исчезнет нефть, то…

2г. 
Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…

3 г.
Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…

-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?
Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия ?


В своей практике активно использую электронные учебники ( приложение к УМК «Перспектива» ) а также компьютерные тренажёры -игры .

Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Презентация>>>

Просмотров: 8 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт