Четверг, 15.11.2018, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2018 » Октябрь » 18 » Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС
08:40
Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС

Учитель иностранного языка
МБОУ "СОШ №4" г Курчатова
Аникина О.А.

 

 

Модернизация школьного образования на современном этапе предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. «…Современная школа должна быть ориентирована на новые результаты образования на основе системно-деятельностного подхода и стремиться к достижению не только предметных результатов, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов» [7, с. 61]. В концептуальных документах отмечается, что «учащиеся современной школы должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, приобретать вкус к изобретению нового, принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать возможности» [11]. В связи с этим метапредметные результаты получили должное отражение в ФГОС начального общего образования. 

Приоритетом обучения на начальном этапе стало развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также метапредметных умений, предопределяющих успешность всего последующего обучения. Понятие «метапредметность» является многоаспектным и многоуровневым. В литературе существует несколько определений этого термина. Так, согласно тексту ФГОС, «метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенция ми, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [8, с.7–8]. Примерно такая же трактовка даётся в книге «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» [5, с. 14]. Таким образом, для достижения метапредметных результатов школьники должны научиться выполнять специальные метапредметные («надпредметные» или «метапознавательные») действия. Под ними понимаются «умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью…» [9, с. 39]. 

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно, что позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста, и даёт возможность формировать метапредметные умения [2]. В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники – совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (умение прогнозировать содержание текста по заголовку, по имеющимся в тексте рисункам, списывать текст, выписывать из него отдельные слова и предложения и т.п.); – овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы, контекст; – совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; – учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; – учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения) [6, с. 140]. Перечисленные выше общеучебные умения приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности, в том числе чтения. Ребёнок младшего школьного возраста осуществляет переход от слушателя к читателю. К 4-му классу у школьников уже на достаточном уровне сформирована техника чтения и можно больше внимания уделять смысловому чтению. 

С этой целью к федеральному УМК «Enjoy English»* (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва) для 4-го класса [1] были разработаны дополнительные упражнения, направленные как на развитие умений чтения и работы с информацией, так и на формирование метапредметных умений. За основу был взят перечень метапредметных результатов, достигаемых за курс начальной школы, а именно: – развитие умения взаимодействовать с окружающими, выступая в разных ролях в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; – развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; – расширение общего лингвистического кругозора; – развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер, формирование мотивации к изучению иностранного языка; – овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК (учебником, аудиодиском) [6, с. 129–130].

В УМК «Enjoy English» формированию метапредметных умений уделяется серьёзное внимание. Учебники включают задания на сравнение, сопоставление, анализ и обобщение. Например, выполняя упр. 15 [1, с. 54], учащиеся должны сначала выбрать глаголы (обозначив их специальным символом) из перечня слов, принадлежащих к разным лексико-грамматическим классам, а затем назвать их прошедшую форму (рис. 1 на с. 85). В начальных классах познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, понять с разной точностью и полнотой, обобщить, изложить прочитанное/услышанное в устной и письменной форме, создать собственный текст и др. Например, в упр. 35 [1, с. 60] учащимся предлагается придумать собственное оконча ние сказки (рис. 2). Регулятивные умения реализуются, в частности, в ходе обучения диалогической речи, одной из основных функций которых является умение достигать взаимопонимания в процессе устного общения, воздействовать на поведение партнёра. Наряду с этим в УМК проводится целенаправленная работа по формированию у школьников универсальных учебных действий, например умения действовать по аналогии, сравнивать; заполнять анкеты, таблицы и т.д. (рис. 3) [3, с. 26]. 

Важным инструментом формирования метапредметных действий является формирование умений оценочной деятельности: самонаблюдения, самооценки и взаимооценки, самокоррекции. Компоненты УМК, в первую очередь учебники и рабочие тетради, содержат аппарат для оценивания собственной речевой деятельности и отслеживания динамики личных достижений учеников (рис. 4) [1, с. 84]. Поскольку мы говорим о чтении, обратимся к работе «Учим успешному чтению» [4], где в числе четырёх основных источников нового знания на первое место выдвигают именно чтение: – чтение текста (различной природы); – решение задачи (ответ на вопрос); – проведение эксперимента (мысленного или практического); – реализация проекта. Это послужило базой для разработки комплекса упражнений по формированию метапредметных умений в 4-м классе начальной школы. В комплекс вошли задания, направленные на формирование у учащихся навыков просмотрового и поискового чтения (рис. 5), развития умений анализировать, синтезировать, классифицировать и обобщать информацию (рис. 6), выполнять проектные работы (рис. 7). Все разработанные задания тематически универсальны, подходят к разделам большинства федеральных учебников и соответствуют возрастному развитию учащихся.    Известный американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер утверждает, что в настоящее время «знание становится все более "скоропортящимся" продуктом и сегодняшний "факт" превращается завтра в "дезинформацию".  В школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать. Школьники должны… научиться учиться» [10, р. 414]. 

В современной российской начальной школе наблюдается интеллектуальная пассивность учащихся, их нежелание учиться, неумение самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач. Низкие результаты обучения связаны, как правило, с тем, что основной упор делается на достижение предметных результатов и информация для усвоения даётся в готовом виде. Учитывая сказанное выше, изменить ситуацию к лучшему можно, если наряду со стремлением достичь предметных результатов уделять должное внимание формированию метапредметных действий. Это позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе в целом, а также улучшить качество владения всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, в частности чтением.

Литература
 1. Биболетова, М.З. Английский язык : «Enjoy English» («Английский с удовольствием») : учеб. для 4-го класса общеобраз. учрежд. / М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. – Обнинск : Титул, 2012. – 144 с. 
2. Биболетова, М.З. Рабочая программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» («Английский с удовольствием») : 2–4-й классы общеобраз. учрежд. / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск : Титул, 2012. – 40 с. 
3. Биболетова, М.З. Рабочая тетрадь: «Enjoy English» («Английский с удовольствием») : 4-й класс общеобраз. учрежд. / М.З. Биболетова [и др.]. – Обнинск : Титул, 2012. 
4. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению : Реком. учителю : пос. для учителей общеобраз. учрежд. / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринёва [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – 88 с. – (Работаем по новым стандартам). 
5. Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе : Система заданий ; В 2-х ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). 
6. Примерные программы по учебным предметам : Начальная школа ; В 2-х ч. Ч. 2. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 231 с. – (Стандарты второго поколения). 
7. Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа» : метод. реком. / Под ред. А.М. Моисеева. – АСОУ, 2011. – 260 с. 
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
 9. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). 10. Toffler, A. Future shock / A. Toffler. – New York : Random House, 1970. – 505 p. 11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – http://mon.gov.ru/ dok/akt/6591/

 

Просмотров: 32 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт