Четверг, 21.09.2017, 17:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2016 » Март » 21 » Формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках ОПК и в внеурочной деятельности
14:32
Формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках ОПК и в внеурочной деятельности

Учитель ОПК
МКОУ "Школа №7"
Маслова В.В.

 

   На современном этапе наше общество пришло к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества. Сегодня всё больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания и поиска путей, оптимизирующих этот процесс.
   Особенно это актуально для детей с ОВЗ, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформулировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе и жить яркой полноценной духовной жизнью.
   Исходя из анализа литературы духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как педагогический процесс, направленный на формирование в личности духовных потребностей, ценностей. 
  Значимость и влияние православной культуры на духовно-нравственное воспитание очень велики и не исчерпываются только духовной сферой жизни и социальными отношениями. Православие - это основа русской культуры.
   Я адаптировала программу по ОПК с учётом особенностей детей с ОВЗ. Курс занятий проводится в форме факультатива 5 - 12 классов и 1 час в учебном плане ОРКСЭ в 4 классе - модуль ОПК в форме урока. Цель программы - приобщение воспитанников к православной культуре. 
   Опыт проведения занятий показывает, что они способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классах, духовному совершенствованию учителя, обучающихся и их родителей.
   На занятиях изучаем ОПК в рамках главных православных праздников. Учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ, на занятиях применяю различные виды деятельности: это комментированное, выборочное чтение, при этом делаем записи в тетради, провожу словарную работу, в процессе чтения записываем слова в тетрадь, объясняю значение слова с помощью иллюстративного материала. 
   Иллюстративный материал использую на этапе изучения новой темы и при закреплении. Пересказываем прочитанное, провожу беседу по темам, даю задания для самостоятельной работы, для домашних заданий даю вопросы для беседы с родителями. С целью решения воспитательных и образовательных задач слушаем на уроках духовную музыку, которая исполняется во время христианских богослужений. Это П. И. Чайковский, М. И. Глинка и др. 
   Развитие интереса к уроку ОПК лежит через использование ИКТ. В интернете я с детьми нахожу необходимый иллюстративный материал, разнообразный по форме, провожу заочные экскурсии в музеи, посещение культовых сооружений и т. д.
Уроки ОПК ценны тем прежде всего, что дети получают знания по нравственному просвещению, формируя православные понятия в процессе решения задач этического порядка. Ребёнок учится различать в себе плохое и учится побеждать его в себе, думать о других, заботиться о них. Он впервые примеряет своё поведение к образцу - заповедям Божьем и стремится соответствовать ему. 
У детей с ОВЗ преобладает наглядно-образное мышление и поэтому один из ведущих методов обучения - это наглядно-деятельностный, словесные методы занимают всего 10%, поэтому на занятиях мы много рисуем, лепим, делаем аппликации, открытки, поделки, применяю метод драматизации, игровые методы. Опираюсь при изучении тем на жизненный опыт детей. Полученные знания по ОПК дети применяют в жизни: это изготовление праздничных открыток к Рождеству, Пасхе для своих родных, друзей, изготовление сувениров для подарков детям на Пасху и Рождество из воскресной школы храма Преподобного Серафима Саровского и духовно-нравственного центра «ДДТ», участие в благотворительных акциях: «Белая ромашка», «Кошкин дом», «Покормите птиц зимой» и т. д. Цель такой деятельности - «Спешите делать добро». Мы составляем коллективные проекты - это проект добрых дел, в котором дети излагают свои добрые дела, которые они совершили в жизни, проект «Милосердие» и др.
По ОПК не ставятся оценки, но на уроке я всегда стараюсь, чтобы деятельность детей была успешной, поощряю словесно, одобряю их деятельность.
   Процесс усвоения знаний индивидуален. При оценке 1 - подводим итоги работы, 2 - делаем сравнение - самооценка и взаимооценка друг друга. 
   При проведении мониторинга воспитания и социализации использую следующие методы: 
- тестирование - это задания альтернативных ответов - даётся два варианта ответов «Да», «Нет»;
- опрос - получение информации в словесных сообщениях обучающихся. Виды опроса: 1 - анкетирование; 2 - интервью - проведение разговора между мной и учеников по плану; 
- беседа - целенаправленный диалог между мной и учеником с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации.
   Проведённое анкетирование в 2015 году обучающихся и их родителей показало, что школьники с интересом изучают ОПК, что именно этот предмет помог им преодолеть многие недостатки в своём поведении. Родители также пишут о необходимостьизучения их детьми ОПК и отмечают, что дети, изучающие ОПК, стали гораздо воспитаннее. Да, это и не случайно, ведь православная культура пронизана идеей добра и любви к людям, ко всем друзьям и врагам, идеи отказа от мести, от ответа злом на зло, идеей понимания и прощения.
   В результате обучения ОПК можно увидеть реальные положительные результаты не только в знаниях, но и в изменении поведения ребят: так как в последние два года не состоят на учёте в ПДН, отмечается улучшение ранее агрессивных взаимоотношений с родителями, учениками, учителями на доброжелательные, милосердное отношение к старикам, детям, инвалидам, стали лучше вести себя в общественных местах.
   Интерес к предмету ОПК осуществляется во внеурочное время, потому что активное включение обучающихся во внеурочную работу обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в них. Внеурочная деятельность расширяет опыт обучающихся в области конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в социуме. 
   Систематически каждый год провожу в апреле неделю православной культуры. В организации и проведении мероприятий участвуют дети, родители, педагоги.
   Активно 10 лет сотрудничаем с храмом Преподобного Серафима Саровского. Это традиционные встречи со священнослужителями, совместно проводимые православные праздники воскресной школой и духовно-нравственным центром «ДДТ».
Постоянно провожу экскурсии в храмы: Успение Богородицы, Преподобного Серафима Саровского. Совершаем паломнические поездки по святым местам, традиционно участвуем в городских детских православных творческих фестивалях, посвящённых Рождеству и Пасхе, конкурсах «Под покровом Царицы Небесной» и др, представляя свои рисунки, поделки.
Среди нравственных качеств, определяющих отношения человека к обществу, ведущее место занимает патриотизм: любовь к Родине, забота об интересах страны, готовность к защите Отечества, уважение к прошлому Родины и её традициям. Воспитывая данные качества, часто посещаем краеведческий музей, приняли участие в проекте «Я - патриот своего Отечества», совершили экскурсию в Прохоровку. 
   Посещение святынь Прохоровки потрясло ребят. В храме первоапостольных Петра и Павла рядом с иконами высечены фамилии погибших героев-танкистов. Это особая  святыня почитания воинов, сложивших голову на поле брани. Молча стояли ребята, в руках горели свечи, в сердцах звучала молитва об упокоении павших воинов. Такие мероприятия очищают души детей, воспитывают любовь к Отечеству. 
   В неделю православной культуры я провожу беседы о святых защитниках нашего Отечества: Александре Невском, Дмитрии Донском, Илье Муромце и др.
   В результате проводимой работы с обучающимся по духовно-нравственному воспитанию школа получила благодарность в 2014 году от комитета образования г. Курчатова. В том числе и мне объявлена благодарность комитетом образования и благочинным протоиреем Романом Братчиком за многолетнюю плодотворную работу на поприще духовно-нравственного воспитания обучающихся, пропаганду принципов христианской нравственности и традиционной культуры, за активное участие педагогов и обучающихся в конкурсах фестивалей детского творчества.
   В заключение, хочу привести слова К.Д. Ушинского: «Для ребёнка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни». 
Будем с детьми, с родителями творить светлое дело воспитания русского человека, достойного великих предков, всех, кто служил России верою и правдою во все века её многострадальной истории.

 

Просмотров: 171 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт