Вторник, 21.11.2017, 05:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Май » 5 » Экскурсия - одна из форм внеурочной деятельности (из опыта работы)
16:05
Экскурсия - одна из форм внеурочной деятельности (из опыта работы)

Учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №4"
Хардикова Г.И.

 

 


Цель:     
•    интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Задачи:
•    воспитание интереса к исследовательским работам, выявление научно-творческого потенциала;
•    расширение кругозора учащихся;
•    воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений.

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности обучающиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения 
обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. 
Каждый учитель в своей работе сталкивается с проблемой, как добиться развития познавательной активности современного школьника. В традиционной форме обучения не всегда предоставляется возможным  решить данную проблему. Поэтому всё чаще и чаще учитель использует экскурсию, как одну из форм внеурочной деятельности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Цели экскурсий:
•    осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
•    интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
•    воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
•    расширение кругозора обучающихся;
•    воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных  межличностных отношений;
•    воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Виды экскурсий    
   Экскурсии  делятся на две группы: школьные и внешкольные.  Школьная экскурсия  –  это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой обучающихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида:
- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно  создавать  специальные условия,  для решения которых  необходима  экскурсия в школьный музей или за его пределы.  Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
-  внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать  дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Рассмотрим понятие  внешкольная экскурсия  и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий  чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой, к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии  является то, что для детей предусматриваются  выходы  для  наблюдения  каждого  из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.
           По содержанию экскурсии делятся на следующие группы: 
- группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»).  Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;
- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа); 
- музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».  По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала). 
Не нужно забывать, что все экскурсии,  проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки:  игры, вопрос – ответ и т.д. ( привести примеры)
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы,  для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог  должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Направления экскурсионной работы:
1.    Досугово - развлекательное  направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха обучающихся и их семей. Деятельность этого направления  формирует у обучающихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.   ( фото спортивное)
Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками города создают прекрасный физиологический и психологический фон.
2.    Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и  навыков, расширение и углубление предметных  умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с  Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так  в процессе активного участия в подобных экскурсиях обучающиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного  возраста и разного образа жизни.  ( фото)
Природоведческие экскурсии формируют бережное отношение к природе, воспитывают любовь к родному краю, являются средством развития детского творчества.
         Производственные экскурсии – одна из эффективных  форм организации    трудового и профессионального обучения. Они формируют и развивают интерес обучающихся к различным профессиям.
Культурно - исторические экскурсии формируют мировоззрение обучающихся, нравственную и эстетическую культуру. Стимулируют любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Историко – краеведческие  экскурсии способствуют воспитанию гражданственности, бережному  отношению  к традициям, культуре и истории своего народа, приобщению детей к историческому и духовному наследию своего края.
Этапы проведения экскурсии:
1 этап – Выбор экскурсионной программы.
На данном этапе целесообразно провести анкетирование родителей и обучающихся на предмет интереса и увлечений.
2 этап – Организация экскурсии по выбранному направлению.
3 этап – Подведение итогов экскурсии (отчёт)
 
 Отчёт может быть выполнен в различных вариантах:
•    Отзыв
•    Проект
•    Фотожурнал или фотогазета
•    Викторина или кроссворд
•    Сочинение
Отчёт обучающихся обычно предоставляется в течение недели после поездки.   (фото и демонстрация проектов –книга о городе, сочинения сказок) 
В подготовке и проведении экскурсий большую помощь оказывают родители.  ( фото)
Экскурсионные программы способны разнообразить школьную жизнь ученикам, помочь в усвоении нового материала и просто оставить яркие, увлекательные воспоминания.
Закончить свое выступление я хочу словами Сухомлинского В.А.
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Презентация>>>

Просмотров: 246 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт