Вторник, 21.11.2017, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" города Курчатова

Экология
Радиационная обстановка
Погода
Яндекс.Погода

Научно - методическая работа

Главная » 2017 » Октябрь » 10 » Арттерапия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
14:45
Арттерапия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Учитель начальных классов
МКОУ «Школа №7»
Сечная И.В.

 

В Российской Федерации официально насчитывается свыше 8 миллионов человек с особыми образовательными потребностями. И каждый год эта цифра увеличивается. Численность населения России ежегодно сокращается примерно на миллион граждан. Только 7%  детей рождается здоровыми, из-за чего увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями. В тоже время число детей и подростков в возрасте до 18 лет ежегодно снижается и в последний год остается примерно на уровне 24 % от общей численности населения. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло 151 тысяча таких детей, то сегодня детей с особыми образовательными потребностями насчитывается около 600 тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие). 

В настоящее время для детей с особыми образовательными потребностями предлагаются различные формы и методы работы. Одним из таких методов является арттерапия.

 

  Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.  

Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работ с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. 

 

В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арттерапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты – такие, как Александр Иванович Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арттерапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арттерапии и других направлений терапии творчества.

 

Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. 

Основная цель арттерапии  в работе с детьми с особыми образовательными потребностями состоит в развитии самовыражения и самопознания их через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. 

Важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. 

Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: 
1. Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); 
2. Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); 
3. Коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

      В работе с детьми использую все функции и виды арттерапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития таких детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии.

 

С детьми с особыми образовательными потребностями важно проводить не только индивидуальную работу, но и групповую. Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

Для детей с особыми образовательными потребностями наиболее применимы, особенно в начале коррекционной работы, занятия структурированного характера: тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т д. Затем, на последующих этапах работы, учитывая динамику развития ребенка можно предложить занятия неструктурированного  характера,  тут уже дети могут самостоятельно выбирать тему для освещения, материал и  инструменты. 

 

При помощи арттерапии выделяют следующие направления использования искусства в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

- психофизиологическое;

- психотерапевтическое;

- психологическое;

- социально-педагогическое.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:

-  внутри - и межличностные конфликты, кризисные состояния;
- экзистенциальные и возрастные кризисы;
- травмы;
- потери;
- постстрессовые расстройства;
- невротические расстройства;
- психосоматические расстройства;
- развитие креативности;
- развитие целостности личности;
- обнаружение личностных смыслов через творчество.

Таким образом, мы считаем, что использование арттерапии
- Помогает снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с разными чувствами. Исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Позволяет  проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
- Арттерапия способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Развивает чувство внутреннего контроля. Арттерапевтические занятия создают условия для экспериментирования со зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
Методы арттерапии  являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

 Конспект занятий для детей младшего школьного возраста с ОВЗ методом изотерапии.

Цели: 
Формировать умения взаимодействовать со сверстниками.
Развивать способность детей к образному восприятию, умению перевоплощаться, используя прием арттерапии – работа с гримом.
Побуждать детей к активной игровой деятельности, используя музыкальные и литературные приемы.
Развивать фантазию, воображение, умение импровизировать и работать в группе.
Показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные приемы рисования (пальчиковая живопись).
Создать детям радостное настроение.

 

Оборудование:

иллюстрации с изображением кошек, 
грим и ватные палочки или косметические карандаши черного и коричневого цветов, салфетки для снятия грима; 
“инструменты” для шумового оркестра в большой яркой коробке; 
корзинка с клубками цветных ниток (белые, черные, синие, голубые, зеленые, желтые, красные, коричневые); 
для рисования: фон-“аквариум” для коллективной работы, губки, пропитанные гуашью красного, желтого, оранжевого, синего цветов; 
влажные салфетки, 2 тазика с водой для мытья рук, полотенца; 
аудиозапись: “Танец котят”, “Веселая мышка”.

 Ход занятия.

1.Отгадать загадку.
 2.Послушать познавательный рассказ, сопровождаемый показом иллюстраций.
3.Поразмышлять во время беседы.
4. Нарисовать ватной палочкой с помощью грима перед зеркалом нос и усы также как это делает себе учитель.
5. Поиграть в игру: «Лабиринт». 
 6. Отгадать загадку.
7. Поиграть в игру “Подбери по цвету”.
8. Поиграть на музыкальных инструментах и спеть песню котят.
9. Нарисовать коллективно рыбки в аквариуме (пальчиковая гимнастика).
10. Рассмотреть аквариум. 
11. Высказать свои впечатления.

 

 

 

 

 

Просмотров: 32 | Добавил: kurchatovgmk46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Вход на сайт